СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«От невидимого к видимому…»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логокоррекционные приемы на уроках русского языка и литературы как средство развития ассоциативного мышления обучающихся

Просмотр содержимого документа
««От невидимого к видимому…»»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я работаю учителем русского языка и литературы в коррекционной школе г. Магнитогорска. Вашему вниманию хочу представить свой мастер-класс «От невидимого к видимому», где расскажу о своей педагогической находке.

Известный итальянский писатель Джанни Родари однажды сказал, что «…слово, случайно запавшее в голову, распространяется вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно связан с опытом и памятью, с воображением и сферой бессознательного»

А что же может наш разум, мы сейчас узнаем…

Уважаемые слушатели, я попрошу вас посмотреть на текст, изображенный на слайде. А одного из участников фокус-группы я бы хотела попросить зачитать предложенный текст.

Замечательно, спасибо! Скажите, пожалуйста, а как можно назвать этот текст, какие особенности есть в нем? А понятен ли вам смысл того, что вы прочитали?

Интересное явление, не правда ли?! Вы смогли прочесть текст с условием того, что часть символов являются цифрами или буквами английского алфавита, да еще и понять весь смысл, который был заложен в тексте. Хорошо!

Перейдем ещё к одному искаженному тексту. Я бы попросила любого другого участника фокус-группы попробовать прочесть данный текст.

Отлично! Несмотря на такую степень искаженности текста, у вас получилось прочитать текст. В этом тексте нам дается объяснение того, почему мы смогли прочитать этот текст. Так почему же?

Действительно, наш зрительный канал восприятия, подал сигналы уже имеющихся у нас в голове образов – так называемых ассоциаций.

Приведу пример самой простой ассоциативной структуры. Если любого русского человека попросить назвать фамилию русского поэта, то почти наверняка 90 из 100 назовут А.С. Пушкина. То есть на стимул «поэт» мозг нам дает самый знакомый с детства для всех образ А.С. Пушкина.

За это мы можем сказать спасибо правому полушарию нашего мозга, которое все воспринимает не логическим путем, как поступает левое полушарие, а чувственным, сенсорным. А если конкретнее, то за эти процессы отвечает наше ассоциативное мышление. Что же говорят известные мыслитель по поводу мышления?

Учение без мысли - напрасный труд - сказал Конфуций

Мышление - это новое сотворение мира. Так выразился Альбер Камю

Не мыслям надобно учить, а мыслить. Пытался донести до нас Иммануил Кант

Вот и мы с вами, уважаемые педагоги обязаны развивать все то, что предоставлено нам природой.

А сейчас я хотела бы предложить поработать участникам фокус-группы в парах. Вам предстоит выполнить следующее задание.

Задание: Перед вами обложки к книге. Посмотрите внимательно, что на них изображено? Это произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть является исторической. Задание будет заключаться в следующем:

- Перед вами два слова: капитанская и дочка.

- Назовите к каждому слову возникшие у вас ассоциации.


Свои «первые шаги» по применению заданий на развитие ассоциативного мышления я сделала несколько лет назад еще в роли логопеда, когда только после университета пришла в школу. Чуть позже, придя на уроки русского языка и литературы к детям постарше, я не стала отказываться от своих логопедических знаний и перенесла их на свои уроки. Это и логопедические минутки с целью развития речевых функций и те логокоррекционные приемы, которыми уже владела.

Нынешним ученикам нужна помощь в восприятии духовной информации. Поэтому вопрос развития у учащихся ассоциативного мышления в равной степени актуален, как и вопрос, скажем, проблемного обучения или дифференцированного подхода в обучении. Чем лучше развивается ассоциативное мышление, тем более чутким и вдумчивым читателем становится молодой человек, поскольку принципиально важно вызвать эмоциональный отклик у детей, сформировать образ.

Я думаю, что более эффективно подключение к познавательному процессу всего того, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения. Одним из методов подключения подсознательного пространства является метод ассоциативного мышления.

Что же вообще такое ассоциация и как она может способствовать запоминанию информации.

Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие)

Метод ассоциативного мышления, о котором мы будем сегодня говорить, помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.

Ассоциировать слово можно не только с другим словом (лексическим обозначением объекта), но и с признаками объекта (запахом, цветом, образом, ощущение, воспоминанием, символом и т.д.)

Запоминание новых предметов, явлений, событий и фактов происходит на основе существующего у нас опыта. Мы включаем воображение и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам.  

На экране вы можете увидеть несколько слов, абсолютно не связанных между собой по смыслу. Необходимо найти общий для всех признак, эпитет или общую метафору.


А теперь хотелось бы узнать, что же получилось у участников фокус-группы.

Итак, пара 1, зачитайте, пожалуйста, то, что получилось у вас.

Далее прошу объединить одним словом или словосочетанием ассоциации в каждом столбике. Делаем вывод, что повесть об общечеловеческих ценностях и семейное здесь важнее исторического.

Таким приемом мы можем выйти на главное и существенное в этом тексте. Ещё не прочитав его, дети самостоятельно выявляют проблему произведения. И обложка к изданию, которую вы видите на экране, помогает нам понять смысл заглавия.

На мой взгляд, благодаря данному подходу в системе преподавания литературы и русского языка есть гарантия, что выпускник, будучи взрослым человеком, услышит боль в душе другого, сможет проанализировать свои поступки и чувства, его тронет хорошая музыка, он будет развиваться духовно и будет востребован обществом.


От чувств, образов мы пришли к понятиям. Именно поэтому я дала своему мастер классу такое название «От невидимого к видимому».

Приведенные мной примеры использования метода ассоциативного мышления, конечно, не являются эталоном. Технология использования этого метода строго индивидуальна. Она зависит от изучаемой темы, от возраста учащихся, от уровня класса. Но в одном я уверена, что регулярное использование метода ассоциативного мышления на уроках литературы развивает воображение школьников, позволяет углубиться в текст художественного произведения, понять его смысл. Кроме того этот метод является эффективным способом формирования компетенций, поддерживающих творческую деятельность учащихся.


Результатами работы данного метода являются:

  1. творческая активность детей;

  2. раскрепощение личности каждого ребёнка;

  3. создание ситуации успеха;

  4. обогащение словарного запаса;

  5. развитие логического мышления;

  6. улучшение памяти учащихся;

  7. приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;

  8. усиление мотивации в обучении.

Как вы думаете, где можно применить данный ассоциативный метод? Каковы результаты данного метода?

Этот метод применяется на уроках русского языка, также на уроках литературы, например, при изучении творчества писателей, анализе произведений, характеристике героев. Данное занятие развивает культуру ассоциативного мышления при выполнении интеллектуальных упражнений, а значит улучшает результат обучения. Также подходит и для уроков истории, обществознания, родного языка.

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.

«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим способом для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом».

Творите, дорогие учителя. Создавайте свои уроки. Спасибо за поддержку и внимание.

Задание для фокус-группы.

Перед вами обложка к книге. Посмотрите внимательно, что на ней изображено?



Перед вами два слова: капитанская и дочка. Запишите в таблицу возникшие у вас ассоциации к каждому из предложенных слов.


Капитанская

Дочка
















Скачать

© 2022, 85 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!