СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От Аскольда к Ольге: христианство в дохристианский период

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается вопрос о зарождении христианства в Русских землях.

Просмотр содержимого документа
«От Аскольда к Ольге: христианство в дохристианский период»



От Аскольда к Ольге: христианство в дохристианский период.

Актуальность: Путь к процветанию и благосостоянию в обществе заключается не только в экономическом росте, но и в общественном единстве. Эти важные составляющие развития страны не могут быть самостоятельными вне высокой морали и духовного развития общества. Для того чтобы действительно осознать значение православных традиций в истории и развитии нашего общества, дать достойный ответ тем, кто пытается представить православия в негативном свете, необходимо рассмотреть, с чем наши предки пришли к «купели», какими они из нее вышли, что она нам дала и что может еще дать. Первым шагом на этом пути является исследование вопроса о зарождении христианства.

Историография:

1. «Повесть временных лет».

2.Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. - М., 1989

3.Рибаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. - М., 1963

Язычество - верования, в христианстве этим словом называли нехристианские политеистические религии, а также идолопоклонство, которое предшествовало христианству.

Христианство - религия, которая наряду с исламом и буддизмом входит в число трех мировых религий. Возникла в I в. н.э. в Иудее. Характерная черта - вера в Иисуса Христа, как воплощение и проявление Бога ради спасения всего человечества и человеческого общества и наставления в истине. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм.

Крещение является священнодействием, через которое Божья благодать сакраментально действует на саму сущность человека, полностью очищает ее от прошлой греховности, освящает ее природу и возрождает для духовной жизни.

История крещения Руси.

Когда же христианство пришло на землю Руси? Ведь оно, несомненно, имело корни в прошлых веках. По древним преданиям, христианская вера пришла в наши земли еще в начале ее возникновения, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел на киевские склоны с проповеднической целью. Святой Андрей и его брат Петр были ближайшими учениками Христа. Евангелие от Иоанна утверждает, что Андрей сначала был одним из учеников Иоанна Крестителя, от него он узнал об Иисусе и первым, раньше брата, был призван Учителем на Иордан. Поэтому в греческих преданиях он носит имя Первозванный.

Когда после вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы вдруг заговорили на разных языках и наречиях и отправились в разные страны проповедовать слово Божие, то отправился в путь и Андрей. По преданиям апостолы бросили жребий, куда кому идти. Фоме выпала Парфия, Андрею - Скифия (так назывались тогда земли Северного Причерноморья). Петр проповедовал в Понтии и Галатии ... Таким образом, считается, что Андрей распространял веру Христа среди народов, живших на северном побережье Черного моря, затем поднялся вверх по Днепру. Так или иначе все было, нам неизвестно. Историки религии уже немало веков спорят о «географии» проповеднических странствий Андрея Первозванного. Но православные верующие в России, Украине, Беларуси издавна считают покровителем и апостолом родной земли именно его.

Крещение Аскольда.

Празднование в честь положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы было усилено в 860 г. (В "Повести временных лет" указан 866 г., что считается неточным) в связи с походом дружины Аскольда и Дира на Константинополь. Согласно "Повести временных лет", Аскольд и Дир отпросились у Рюрика в Царьград вместе со своими родственниками. Когда они плыли в туре по Днепру, то увидели небольшой городок на горе. Аскольд и Дир спросили у местных жителей, чей это городок. И услышали в ответ, что он построен Кием и его братьями, которые давно умерли, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Аскольд и Дир стали княжить в Полянской земле и сделали Киев своей столицей.

И вот «Пошли Аскольд и Дир войной на греков [...] Множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с Патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную Ризу Святой Богородицы, и смочили в море ее подол. Была в то время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных руссов и прибило их к берегу, и переломило, так что мало кому из них удалось избежать этой беды и вернуться домой »(« Повесть временных лет »).

Это событие послужило русичам первым толчком для осознания истинного Бога, для крещения Аскольда и Дира, части народа, в результате чего из Царьграда на Русь был отправлен первый епископ. Руссы-язычники, сомневались, потребовали от него положить Евангелие в огонь и обещали креститься, если книга останется невредимой - что и произошло чудесным образом, произведя огромное впечатление на наших предков. Это можно считать первым крещением Руси.

Приведем также отрывок из "Истории Русской Церкви" (ч. Вторая, гл. II) митрополита Макария (Булгакова) о первом крещении Руси Аскольдом и Диром, которые «после принятия ими святой веры жили еще и управляли Киевом около пятнадцати лет. В этот период под их покровительством христианская вера могла утвердиться и распространиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева трудами епископа и пастыря, которых приняли русы от патриарха, и при содействии, возможно, других проповедников, приходивших из Греции или Болгарии. Но после смерти Аскольда и Дира, которые умерли (в 882 г.), возможно, как мученики за веру, в Киеве воцарился язычник Олег.

Было бы странно, если бы Русь, расположенная рядом с Византией и Черным морем, оставалась в стороне от этого процесса. Тесные экономические и дипломатические связи с Константинополем, которые возникли во времена Аскольда, способствовали интенсивному распространению новой веры. Другое дело, что сама христианизация оказалась слишком сложным и длительным процессом и должна была пройти через различные периоды и сложные рубежи.

Отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Русском государстве произошло в 860 г.при Аскольде. Правление Аскольда (он погиб в 882 году) было действительно яркой страницей в истории Руси, когда молодое государство вышла на мировую арену, завоевав всеобщее признание и утвердив себя как неотъемлемую часть средневекового мира. Титул кагана, принятый Аскольдом, приравнивался к императорскому (царского) и убедительно свидетельствовал о политических претензиях киевского правителя. Главной и наиболее выдающейся внешнеполитической акцией были походы против Византии и соглашения, составленные с нею. Достижением Аскольда было дипломатическое признание Руси как великой державы и достойного контрагента Византии. Среди реальных результатов походов Аскольда на Византию и составленных с империей соглашений, несомненно, было введение на Руси христианства. Этот акт, подготовленный на протяжении многих столетий истории проникновения новой веры в среду восточнославянского общества, имел значительное влияние на историческое развитие наших предков. Процесс христианизации Русской земли был сложным и длительным. Не сразу новая религия была воспринята народом и победила старое, отживших "язычество". Распространение христианства во второй половине IX - Х вв. охватило в первую очередь часть "княжеско - дружинной верхушки" и, возможно, "часть состоятельных купцов".

И хотя после убийства Аскольда христианство утратило значение государственной религии, в глазах мира Русь оставалась христианской страной.

Крещение княгини Ольги.

«Началом веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли люди святую равноапостольную Ольгу. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода! » При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много поработала в распространении христианства в огромной Римской империи и нашла Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольным проповедником христианства на необъятных просторах Русской земли. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, которые донесли до нашего времени благодарные потомки святой княгини, - устроительницы Русской земли.

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, который начал самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Войско Игоря подчинялось ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный ход действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в ее пользу.

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святослава в Киев. Следующим действием Ольги, отмеченным в ПМЛ, является ее крещения в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала привлечь Святослава к христианству. В 957 году Ольга с большим посольством сделала официальный визит в Константинополь, известного по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в произведении «Церемонии». Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение, и, таким образом, обусловила принятие православия всем древнерусским народом.

Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 лет, и крестили ее, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), поскольку в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства на Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году ее внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Согласно Жития и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тления. Ее тело, «светится яко солнце» можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же остальные видели только гроб. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились еще только 5 святых жен в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина). Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.

Проработав исторические источники, литературу по теме «От Аскольда к Ольге: христианство в дохристианский период » можно сделать вывод: христианство на Руси существовало еще до 998 года. И хотя оно не было государственной религией, и положение христиан в языческом обществе не было стабильным, был сделан первый уверенный шаг к просвещению и формированию нового позитивного мировоззрения.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!