В настоящее время растет и утверждается роль физической культуры на уровне государства и общества.
Физическая культура является хорошим средством воспитания активности в трудовой, социальной, творческой деятельности. Поэтому можно с уверенностью считать актуальной тему поиска новых методов для формирования компетенций физической культуры учащихся. В содержании образовательных программ по физической культуре большое внимание уделяется именно развитию тех компетенций, которые необходимы в жизни и будущей профессии. В настоящее время в образовании все чаще используется компетентностный подход. Компетентностный подход способствует реализации поставленных на занятии задач, а также помогает формировать компетенции учащихся, которые являются ключевыми.
Под ключевыми компетенциями понимают способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, работать без постоянного руководства.
Обобщенные предметные умения можно также отнести к ключевым компетенциям:
умение правильно выполнять упражнения;
понимание техники этих упражнений.
Отсюда вытекают прикладные предметные умения, под которыми подразумевается умение использовать физические упражнения вне уроков, например, во время походов, в опасных и нестандартных ситуациях. К ключевым компетенциям относят и жизненные навыки, связанные с поддержанием здорового образа жизни, с оказанием первой помощи пострадавшему.
Для того, чтобы способствовать развитию ключевых компетенций путем компетентностного подхода на занятиях, необходимо ввести разнообразие в существующие методы обучения. Для этого была выбрана междисциплинарная связь физической культуры и музыки. Данная связь на сегодня остается недостаточно изученной.
В связи с этим, при использовании компетентностного подхода в данной связке возникают противоречия:
На социальном уровне: между непониманием детьми 1-4 классов роли физической культуры в жизни человека и необходимостью развивать у детей ключевые компетенции физической культуры, а именно самостоятельное понимание и использование техник физических упражнений.
На практическом уровне: между возрастанием значимости использования компетентностного подхода в связке с новыми методами, используемыми при воспитании личности ребенка и недостаточной изученностью темы использования музыки во время занятий физической культурой, и отсутствием научно-методической и специальной литературы, в процессе выстраивания образовательного процесса.
На сегодня справедливо считать приоритетной проблему, как и какими методами возможно восполнить отсутствие или малое развитие компетенций физической культуры у людей любого возраста, как фактор негативного влияния на их физическое развитие и функциональное состояние?
Компетенции физической культуры направлены освоение эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Развитие компетенций физической культуры может рассматриваться как важная социально-педагогическая задача, особенно для школьного возраста, когда закладываются основные понятия общей культуры. Также физическая культура является частью общей культуры общества, представляющей достижения в деле развития физических способностей и оздоровления людей. Следовательно, возникает необходимость исследования положительного влияния дополнительных факторов, помогающих заложить основные понятия физической культуры и позволяющих укреплять достижения в данном направлении еще в раннем школьном возрасте. В особенности, таким положительно влияющим фактором является музыкальное сопровождение во время физических упражнений.
Целью нашего исследования мы установили исследовать влияние подвижных упражнений под музыку на формирование компетенций физической культуры в младшем школьном возрасте (7-11 лет).
На пути достижения цели нами решались следующие задачи:
изучить специализированную литературу об использовании междисциплинарной связи музыки и физической культуры, в узком смысле – об использовании музыкального сопровождения во время подвижных игр и физических упражнений;
изучить стороны взаимодействия предмета музыка и физической культуры, способствующие усвоению компетенций физической культуры;
исследовать виды положительного влияния данной связи на искусство развития компетенций физической культуры школьника 1-4 классов.
Научная новизна исследования заключается в недостаточной изученности использования методов междисциплинарной связи музыки и физкультуры для развития компетенций физической культуры. В работе исследуются материалы, связанные с использованием музыки во время подвижных игр и упражнений.
Практическая значимость данной работы заключается в использовании теоретических положений о влиянии музыки на процесс усвоения учащимися начальной школы компетенций физической культуры, и, как следствие, гармоничное развитие личности.
Для того чтобы лучше рассмотреть междисциплинарную связь физической культуры с музыкой возьмем определение музыкальной культуры.