СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности северных материков Земли.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект может помочь при разработке урока по географии. Конспект содержит описание  сходств и различий северных материков.

Просмотр содержимого документа
«Особенности северных материков Земли.»

Составитель: Сочинская Ирина Евгеньевна. Учитель географии.

Конспект по географии.

Тема урока: Особенности северных материков Земли.

Цель урока: познакомить учащихся с общими чертами северных материков, продолжить развитие умений работать с картами различного содержания.

Задачи урока:

образовательные: сформировать представление об общих особенностях природы северных материков; активизировать познавательную активность;

развивающие: сформировать умение выделять черты сходства и различия; продолжить развитие умения анализировать, выделять главное; обобщать и делать выводы; совершенствовать умения работы с источниками знаний: учебником, дополнительной литературой и ЭОР;

воспитательные: воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую деятельность; сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира; воспитать культуру экономного расходования времени

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

- выясняют состав группы северных материков, их географическое положение;

- рассматривают общие черты рельефа и полезных ископаемых;

- выделить общие особенности климата и внутренних вод;

- соотнести расположение природных зон;

личностные:

- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

Метапредметные:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты





Содержание урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап


Приветствие учителя. Проверка присутствующих. Настрой на работу.

Приветствие учителя

II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Итак, мы с вами изучили южные материки. Скажите: какие материки мы будем относить к «северным» и почему? Какие цель и задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Задача сегодняшнего урока познакомиться с особенностями северных материков.


Определяют цели и задачи

III. Актуализация знаний.


Вспомните:

- почему северное полушарие называют материковым, а южное океаническим? (посмотрите, какую часть полушария занимают суша и океан) атлас с. 2-3.

Давайте вспомним географическую номенклатуру южных материков. Игра «Молчанка» (учитель показывает объекты на карте, ученики с места по очереди отвечают).


Отвечают на вопросы, вспоминают объекты на карте

IV. Первичное усвоение новых знаний.


С чего мы начнем знакомство с северными материками?.

Географическое положение.

Определите, в каких полушариях расположены северные материки?

В чем сходство?

В чем различие?



Скажите, от каких и до каких широт простираются северные материки?

Какие океаны омывают берега северных материков?

Давайте сделаем вывод о географическом положении северных материков (запись в тетрадь):

- расположены в северном и западном полушариях;

- оба материка вытянуты с севера на юг от арктических широт до экватора, что отражается на разнообразии их природы;

- большая часть материков расположена в умеренных широтах;

Общие черты рельефа


Как и материки Южного полушария, Северная Америка и Евразия имеют много общего в природе.

Оба континента отличаются разнообразием рельефа. Большие пространства занимают равнины, удобные для земледелия и сооружения дорог — железных и автомобильных. Горные цепи расположены по окраинам материков. В Северной Америке это громадная цепь Кордильер, протянувшаяся по западной окраине материка на 9 тыс. км, и Аппалачи на востоке. В Евразии горные системы тянутся по южным и восточным окраинам, поднимаясь до высоты почти 9 км. Как в Кордильерах, так и на восточном побережье Евразии много действующих вулканов, часты землетрясения, порой разрушительные.

Образование гор и расположение горных цепей связано с движением литосферных плит. Не меньшее значение имеет и общая история развития земной коры.

Сотни тысяч лет назад Северная Америка и Евразия были единым континентом — Лавразия. Затем между ними образовался Атлантический океан. Оба материка в дальнейшем то соединялись, то разъединялись. На месте нынешнего Берингова пролива, ширина которого не превышает 86 км, относительно недавно существовал своеобразный сухопутный мост, соединявший материки. По этому мосту из Азии в Северную Америку проникли люди — предки нынешнего коренного населения Северной Америки.


Древнее оледенение.

Территория Северной Америки и Евразии в прошлом неоднократно подвергалась оледенениям. Причина их появления — общее похолодание климата.

Последнее оледенение закончилось около 10—15 тыс. лет назад. Древний ледник покрывал обширные территории обоих материков. Считают, что толщина льда достигала 3 км. Материковые льды в Евразии спускались со Скандинавских гор и покрывали также Альпы, Карпаты, Пиренеи. Лед покрывал значительную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. В Западной Европе ледник доходил до подножия Карпат. В Северной Америке в период наибольшего оледенения лед покрывал примерно 2/3 материка и заходил южнее Великих озер.

Древнее оледенение оказало большое влияние на формирование современных природных условий. Возникли ледниковые формы рельефа в виде холмов и даже возвышенностей. Движущийся ледник выпахал котловины разных размеров, впоследствии заполненные талыми водами. Образовались многочисленные озера, от громадных, напоминающих моря, до самых мелких. И в Евразии, и в Северной Америке появились целые озерные края.

Ледники уничтожили существовавшие ранее теплолюбивые виды растений и животных. Лишь немногие смогли пережить это суровое время. Это северный олень карибу, овцебыки, а из растений — различные мхи и лишайники

Общие черты климата и природных зон.

По карте «климатические пояса и области» с. 12 посмотрите и ответьте в каких климатических поясах расположены Северная Америка и Евразия?

Какие отмечаются различия?

В каком климатическом поясе расположена большая часть северных материков? В умеренном поясе.

Сопоставьте климатическую карту, с. 12 и карту природные зоны с. 14, и посмотрите, какая природная зона преобладают в умеренном климатическом поясе? Лесная зона – тайга.

Таким образом, в природе материков Северного полушария имеется много общего, что объясняется рядом причин: а) общей историей развития земной коры; б) длительным временем совместного развития природы; в) сходным географическим положением. В то же время в Северной Америке растут такие породы деревьев, которых нет в Евразии, — секвойя, тсуга, некоторые травы. Северная Америка и Евразия дали человечеству разные виды культурных растений.


С географического положения



В том, что Северная Америка и Евразия расположены в северном и западном полушариях.

Различия в том, что Евразия так же располагается и в восточном (большая часть территории материка) полушарии.

От арктических широт до экватора.


- материки омывают океаны – Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.




Записывают в тетрадь

V. Первичное закрепление.


 по физической карте мира объясните расположение горных систем в Евразии и Северной Америке.

 назовите причины сходства в природе материков Северного полушария.



VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Изучить конспект

Записывают домашнее задание

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

что нового узнали вы сегодня на уроке?

- понравилось ли вам на уроке?

- какие затруднения возникли?

- какое настроение у вас сейчас?

- дайте оценку нашей работе.

Отвечают на вопросы рефлексии



Скачать

© 2018, 1684 24

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!