СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности тренировочного процесса по футболу в процессе реализации индивидуального подхода к подросткам.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В теории и методике футбола имеется ряд интересных по направленности и содержанию работ по вопросам управления тренировочным процессом с точки зрения индивидуального подхода.

Просмотр содержимого документа
«Особенности тренировочного процесса по футболу в процессе реализации индивидуального подхода к подросткам.»

Особенности тренировочного процесса по футболу в процессе реализации индивидуального подхода к подросткам.

В теории и методике футбола имеется ряд интересных по направленности и содержанию работ по вопросам управления тренировочным процессом с точки зрения индивидуального подхода. Однако потребность в коренном улучшении качества подготовки футболистов, поиске и внедрении в практику более эффективных организационных форм, средств и методов тренировки указывает на необходимость дальнейшего проведения исследований по различным аспектам данной проблемы. Анализ показателей соревновательной деятельности футболистов позволяет установить высшие нормы развития двигательной активности [9]. Использование этих норм дает возможность дифференцировать содержание подготовки и тем самым повысить ее эффективность.

Тренер в своей педагогической деятельности обязан настойчиво следовать двум советам: понять своего ученика и помочь ему научиться. Исходя из его интересов, уровня знаний и умений, наставник определяет цель занятия и формирует, направляет и корректирует весь учебно-тренировочный процесс для развития личности спортсмена. Соответственно, направленность каждого занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции конкретного футболиста и всей команды в целом.

Прежде всего, необходимо организовать гибкую систему проведения соревнований для детей 7- 11-ти лет, при которой соревновательный сезон будет разделен на три части, каждая из которых завершается турниром или фестивалем. Продолжительность каждой части будет увеличиваться по мере того, как дети становятся старше. Так, дети семи и восьми лет будут участвовать в двухнедельных, девяти и десяти лет – в четырехнедельных, а одиннадцатилетние – в шестинедельных турнирах. В основе такого подхода заложена образовательная модель обучения, при которой дети вовлечены в процесс обучения с сессионным участием в играх и фестивалях, где результат отходит на второе место, а на первое место выходит индивидуальность, развитие творческих возможностей ребенка, удовлетворение его потребностей.

Также необходимо установить оптимальный режим и формат соревновательной деятельности для каждого возраста. Например, для 12-13 летних футболистов:

1. Участие в чемпионате.

2. Количество игр от 18 до 30.

3. Одна игра в неделю (в исключительных случаях две).

4. Игры проходят в утреннее или вечернее время (кроме спортивного манежа).

5. Количество игроков: 7 х 7, 8 х 8, 9 х 9 с вратарями.

6. Игровое поле: минимум 35 х 40 м, максимум 35 х 55 м (7 х 7); минимум 45 х 60, максимум 50 х 70 м (8 х 8, 9 х 9).

7. Размеры ворот: 5 х 2.

8. Размер мяча.

9. Продолжительность игры: 2 x 25 / 30 мин.

Совершенствование учебно-тренировочного процесса должно осуществляться следующим образом. С развитием и становлением «организованного» футбола, который пришел на смену «стихийному» футболу, детей стали отбирать, а чаще набирать сначала с 10 лет, затем с 8 лет, а сейчас с шестилетнего возраста. Основным стал (и до настоящего времени сохраняется) подход к содержанию тренировочного процесса, опять же ввиду существующей системы проведения соревнований, основанный на применении однообразных упражнений с акцентом на физическую подготовку, форсирование тренировочного процесса и возрастание нагрузок. Вместе с тем, до этого дети приобретали значительный опыт в естественных условиях «улично-дворового» футбола, что позволяло каждому ребенку достичь достаточно высокого уровня технико-тактического мастерства, но самое главное – стать креативной личностью.

Значительной проблемой роста спортивного мастерства юных футболистов стала укоренившаяся система обучения детей через упражнения, в которых изначально отсутствуют игровые задачи с акцентированием внимания на восприятии и оценке ситуаций, а сформировавшиеся умения закрепляются в простых ситуациях, не требующих принятия решений. Вследствие этого, у юных футболистов в недостаточной мере формируется пространственная ориентировка и разносторонность применения технико-тактических действий в игровых, тренировочных и соревновательных условиях.



Тренер должен определять успешность и творческое своеобразие, но не процесса спортивной тренировки, а процесса тренировки спортсмена. В противовес этому отечественные тренеры выступают в другой роли. Сегодня они являются авторитетными (в глазах ребенка) и главными персонажами тренировочного процесса, а игроки просто выслушивают его указания. Слишком часто тренеры стремятся контролировать каждое движение своих подопечных, тем самым готовя, нервных и послушных спортсменов, часто отвлекая их от игры постоянной критикой и указаниями.

Следует добавить, что в прогрессивном футбольном сообществе придерживаются правила: тренер для игроков, а не игроки для тренера. Не подавлять личность, а развивать ее. Главная ставка делается на развитие яркой индивидуальности. Здесь тренер не может себе позволить оскорбить игрока. Даже тренировочные задания игрокам дают не приказным тоном, а поясняют, какой цели они служат и какой эффект дают. Думающие, развитые личности всегда сильнее покорных исполнителей. Ведь именно они делают своих тренеров плохими или хорошими [22].

В занятиях с детьми на первом плане стоит воспитание личности (с точки зрения человеческих качеств), на втором – общее образование и только на третьем – футбольное обучение. Отсюда основной критерий работы тренера с командами до 15-ти лет – это педагогические способности, умение подготовить футболиста, умение тренировать [12].

Функция детского тренера должна заключаться не столько в руководстве юными футболистами, сколько в помощи детям открыть для себя настоящую магию игры, в которой они должны иметь возможность самостоятельно мыслить. Более того, талант не учат, а развивают. Игроки и игра определяют задачи и новые направления в развитии футбола, поэтому основной темой занятия должен быть «играющий мальчишка». Он – стимул, он – цель тренировки [7].

Таким образом, для создания условий для постепенного и рационального развития всех сторон подготовки юных футболистов, необходимо, во-первых, понимание того, что эффективность деятельности тренера во многом зависит от внимания к его социальным и личностным качествам, которые в совокупности и создают предпосылки эффективности профессиональной деятельности спортивного педагога. Во-вторых, дальновидности достижения конечной цели и, соответственно, критериев оценки труда тренера, со стороны как организаций, клубов и официальных лиц. Исходя из этого, тренеру, для подготовки перспективных юных футболистов, в своей практической деятельности необходимо руководствоваться следующими педагогическими подходами:

1. Центральная фигура – спортсмен, а не тренер. Тренер, особенно на начальных этапах подготовки, это, прежде всего, педагог-наставник, а только потом - тренер по технико-тактической или физической подготовке.

2. Подсказка, а не указание. Воспитание креативной личности спортсмена - игрокам разрешается самостоятельно искать и находить решения, учиться на ошибках и экспериментировать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!