СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста с заиканием»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная адаптация – это активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, существующих в обществе.    

  Ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.

    Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения.

Если же речь идет о детях с речевыми нарушениями, и особенно с заиканием, то необходимы специальные меры социальной адаптации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

Исследования по изучению этого вопроса, показали отрицательную роль неблагоприятных факторов микросреды (прежде всего, домашних условий и условий детского сада) для заикающихся детей. В числе неблагоприятных факторов оказались: передразнивание ребенка, насмешки, неправильный педагогический подход, недостаточная помощь в развитии речи и др.

Адаптация к речевым запинкам у ребенка происходит, прежде всего, под влиянием благоприятных окружающих условий, правильного отношения к проявлению его запинок, доброжелательного и спокойного отношения к нему самому, в результате помощи в развитии детской речи. Серьезное значение имеет возможность ребенка при желании самому или с помощью исправить замеченную речевую запинку, умение повторить фразу правильно. В этом случае запинки не мешают общению ребенка с окружающими, не крепнет и не развивается его осознанное внимание к запинкам, отсутствуют и активные действия по их преодолению.

У детей в случаях обострения чувствительности (сенсибилизации) к восприятию своих речевых запинок, прежде всего, могут иметь значение для маленьких детей, как указывалось выше, неблагоприятные факторы микросреды: конфликтные ситуации в семье, неправильные методы воспитания, недостаточная помощь в формировании правильной речи и др.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, названные психические явления могут в разной степени или проявляться кратковременно или перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся.

Предупреждение нарушений социальной адаптации заикающихся начинается уже в дошкольном возрасте. Неуверенные, тревожные по характеру дети нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.         Специальные воспитательные мероприятия направляются на выработку таких черт характера, как уверенность в себе, активность, самостоятельность в выборе решений и действиях.

    Работа, направлена на формирование социальной активности. Это осуществляется с помощью психотерапии, психологических тренингов и логопедических занятий, в которых используется система расслабляющих упражнений - для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация). В отдельную группу должны быть выделены расслабляющие упражнения для языка, которые помогают справиться с судорогами мягкого неба, кончика языка, корня, спинки языка, а также изгоняющей судорогой языка, судорогой нижней челюсти и т.д.

     Помимо речевых трудностей, заикающийся ребенок не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Тревога по поводу своей речи может меняться у него в зависимости от различных обстоятельств.

     Заикающиеся дошкольники испытывают эмоциональное напряжение или тревожность в таких видах деятельности, как общение, которая предполагает коммуникативную активность.

       Одно из основных условий правильной речи – достаточная громкость голоса, его выразительность и полетность. Ясное и четкое произношение- это еще одно требование, предъявляемое к правильной речи.

       Большую помощь заикающемуся ребенку оказывают специальные логоритмические упражнения на согласование речи  с движением, то есть чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движением рук, ног, пальцев рук, на шаги т.д.

        По мере восстановления речи необходимо постепенно из игровой ситуации переходить к реальной, жизненной. Объясняя родителям, логопед дает инструкции как вводить заикающегося ребенка в социум, в обстановку незнакомых для него людей. Взяв с собой ребенка на прогулку, в театр, в магазин – родителям нужно обязательно оречевлять все свои действия. Заикающегося ребенка необходимо учить рассказывать об интересных событиях родным и друзьям, разговаривать по телефону, общаться с малознакомыми людьми, тем самым закрепляя полученные навыки свободной речи. Закрепление этих навыков у ребенка осуществляется благодаря активной помощи родителей.

   В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка - игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Игра оказывает существенное развитие всех сторон психики  ребенка, формирование навыка общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие, логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуа­ции, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от рече­вого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуще­ствления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

   Проблема коррекции заикания у дошкольников стоит достаточно остро. Это объясняется тем, что заикание, как специфическое нарушение речи, оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка в целом, на его социальную адаптацию и, по мере взросления, занимает все более главенствующую и определяющую роль в его жизни.

   Коррекция личностных особенностей заикающего ребенка и формирование у него навыка свободной, естественной речи, и является необходимым условием для безболезненной адаптации дошкольников в социуме. Изменяется система отношения личности ребенка с окружающими и возможность его полноценного общения.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!