ФИЗИКА
Особенности реализации обновлённого ФГОС ООО (7-9 классы) по учебному предмету «Физика»
Рекомендации по разработке учебного плана по физике
С 01 сентября 2022 года преподавание физики будет осуществляться в соответствии с требованиями обновлённого федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Время, отводимое на часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, может быть использовано на:
увеличение учебных часов на изучение учебного предмета «Физика», в том числе на углублённом уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной или иной деятельности обучающихся.
Рекомендации по разработке и реализации рабочих программ по физике
В целях создания единого образовательного пространства на территории Российской Федерации протоколом решения от 27 сентября 2021 года № 3/21 федерального учебно-методического объединения по общему образованию была одобрена примерная рабочая программа по физике для 7-9 классов образовательных организаций.
Примерная рабочая программа по физике составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в требованиях ФГОС ООО, а также с учётом примерной программы воспитания и с Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (решение Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 года № ПК-4вн).
В соответствии с требованиями обновлённого ФГОС ООО рабочие программы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля должны включать следующие структурные компоненты:
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности информационнокоммуникационных технологий, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
В примерной рабочей программе по физике приводится расширенный перечень лабораторных работ и опытов, из которого учитель делает выбор по своему усмотрению и с учётом списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) по физике.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
На информационном портале «Единое содержания общего образования» размещены конструктор рабочих программ [электронный ресурс], - режим доступа: - https://edsoo.ru/constructor/, а также интерактивные виртуальные лабораторные и практические работы для изучения физике на углублённом уровне и интерактивные методические кейсы для поддержки образовательных организаций.
Особенности преподавания учебного предмета в 2022/2023 учебном году в 7-9-х классах в условиях перехода на обновлённые ФГОС ООО
В период перехода на обновлённый ФГОС ООО учителем могут быть использованы любые учебно-методические комплекты (далее - УМК) по физике, включённые в федеральный перечень учебников.
Особенности реализации ФГОС СОО (10-11 классы)
С 01 сентября 2022 года обучающиеся 10-11 классов продолжают осуществлять обучение в соответствии с требованиями ФГОС СОО и примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее - ООП СОО).
Рекомендуемая литература
Нормативные документы
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Протокол решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 18 марта 2022 года № 1/22 «О примерной основной образовательной программе основного общего образования».
Протокол решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня 2016 года № 2/16 «О примерной основной образовательной программе среднего общего образования».
Научные и учебные издания
Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; науч. ред. И.Ю. Алексашина. - СПб.: КАРО, 2019. - 160 с.
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова,И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская, И.Н. Попова; под ред. П.В. Степанова. - М.: ФГБНУ
«ИСРО РАО», 2020. - 119 с. - http://form.instrao.ru.
Леонтович А. В., Смирнов И.А., Саввичев А.С. Проектная мастерская. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2020. - 112 с.
Муштавинская И.В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования: методическое пособие / И.В. Муштавинская. - СПб: Каро, 2018. - 176 с.
Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности / Отечественная и зарубежная педагогика / Научный и информационно-аналитический педагогический журнал.
М.,2019. - №4. - Т.1. - С. 80-97.
Половкова М.В., Носов А.В., Половкова Т.В. и др. Индивидуальный проект. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.
Селиванова Н.Л. ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник / Составители Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, В.В. Круглов, И.С. Парфенова, И.В. Степанова, Е.О. Черкашин, И.Ю. Шустова.
М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. - 97 с. (Примерная программа воспитания).
Уроки функциональной грамотности (работаем по ФГОС общего образования) / сост.: А.Н. Величко, А.Н. Москвина. - Новосибирск: Изд-во НИМРО,2021. - 180 с.
Интернет-ресурсы
Реестр примерных общеобразовательных программ [электронный ресурс], - режим доступа: http://www.fgosreestr.ru.
О разработке программы воспитания. Методические рекомендации [электронный ресурс], - режим доступа: http://form.instrao.ru/examples.php.
Турнир имени М.В. Ломоносова для одарённых детей [электронный ресурс], - режим доступа: http://oIvmpiads.mccme.ni/turlom/.|