СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития детского голоса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткие методические указания по развитию певческих навыков  у детей.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития детского голоса»

Особенности развития детского голоса


Искусство пения ещё со времён античности причисляли к тем способностям, которыми должен уметь пользоваться каждый образованный человек. Как известно, любой навык лучше развивать с раннего возраста, из чего следует, что для воспитания музыкально развитого ребёнка необходимо начать приучать его к пению как можно раньше, но делать это нужно грамотно. Раннее музыкальное образование детей всегда благотворно влияло на их психику и культурный уровень. В частности, пение — одно из самых доступных и понятных для ребенка видов музыкального искусства. Те музыкальные впечатления, которые получит ребенок на своих первых занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по содержанию. Конечно, все дети обладают разными музыкальными способностями, а также разными голосовыми и психофизиологическими данными. В зависимости от этого, обучение пению может быть коллективным — хор, и индивидуальным — занятия сольным пением.


Методы вокального воспитания школьников лишь частично опираются на практику обучения взрослых, т.к. имеют свою специфику и, прежде всего, возрастную (детский организм находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении).

Педагог работает с еще не сложившимся голосовым аппаратом и психикой, с интенсивно растущими развивающимся организмом детей, с его изменяющимися способностями.

  1. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен диапазон, редко выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако, с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому звукообразованию соответствует легкое, преимущественно головное звучание. Так как диапазон голоса еще не развит, рекомендуется транспонирование вокальных произведений в более удобные тональности.

  2. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Именно этот период считается временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Работа должна идти над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.

  3. Следующий период развития детского голоса – мутация. Учащиеся 13-16 лет требуют особенно бережного отношения. Голосовой аппарат претерпевает существенные изменения, становится чувствительным к даже небольшой перегрузке. В звучании голоса могут появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря певческого голоса.

В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость.

У мальчиков в 12-14 лет начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон голосов смещается вниз. С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой голосового аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.

Занятия в период мутации, кроме особых случаев, можно не прекращать, но проводить особенно осторожно, с ограничениями. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар, особое внимание к состоянию голоса и психологическому состоянию учащегося.

  1. Постмутационный период. Взрослое звучание еще не сформировалось, голосовой аппарат продолжает развиваться, поэтому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать. Следует избегать форсированного пения, употребления твердой атаки как основного приема звукообразования. Целесообразным будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение.



Краткие методические указания по развитию певческих навыков у детей.


Учитывая, что пение есть психофизический творческий процесс, в котором деятельность голосового аппарата (дыхания, гортани и резонаторов, является целостной, особое внимание педагога должно быть обращено на певческое дыхание (костоабдоминальное дыхание, глубокий, бесшумный, неперегруженный вдох, фиксация вдоха, очень экономное расходование дыхания во время пения. Певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, оно является так же одним из необходимых средств художественной выразительности. Правильное, эластичное певческое дыхание дает возможность свободно владеть музыкальной фразой, цезурами и другими элементами выразительности.

На начальном этапе обучения следует объяснить учащимся основы дыхания без акцента на организацию вдоха, а не на тип вдоха. Рекомендуется ввод дыхательной гимнастики с игровыми моментами и выразительными представлениями (использование особенностей возрастной психологии детей – склонность к импровизации и фантазии). Грамотное, выразительное пение предполагает наличие чистой интонации, владение элементарными певческими навыками, эмоциональности и музыкальности, как средствами выразительности. Развитие навыка выразительного пения – это результат параллельной работы:

  1. По усвоению комплекса вокально-интонационных упражнений;

  2. Развития навыка пения как такового (по нотам и со словами).

Вокально-техническое развитие учащегося осуществляется путем систематической работы по созданию правильного певческого звучания на середине диапазона. Одной из важнейших и самых сложных задач, решаемых педагогом-вокалистом, является работа над чистотой интонирования. Правильное и точное интонирование- это результат длительного систематического развития и укрепления слуха и голоса с помощью вокально-интонационных упражнений, целью которых является развитие ладового слуха, приобретение и совершенствование вокальных навыков. При работе используется принцип постепенности и последовательности:

  1. от простого к сложному;

  2. от узкого к широкому;

  3. от середины в разные стороны;

  4. от медленного к быстрому.



При пении вокальных упражнений необходимо развивать в ученике понимание вокально-технической задачи и заключенного в каждом упражнении мелодического движения (нарастание, кульминация, спад).

При пении вокальных произведений с текстом вокально-техническая сторона исполнения подчинена художественно-исполнительской задаче, осмысленной и выразительной передаче содержания произведения. Необходимо научить ребенка разбираться не только в форме и музыкальном содержании произведения, но и в идейной и эмоциональной сущности текста. В начале обучения исполнительские задачи должны быть очень просты и постепенно усложняться, но всегда соответствовать возможностям ученика, его общей, вокальной и музыкальной культуре.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!