СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы концертмейстера На отделении раннего эстетического развития.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

для концермейстеров учреждения дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы концертмейстера На отделении раннего эстетического развития.»



Открытый урок


Особенности работы концертмейстера

На отделении раннего эстетического развития.





















Пояснительная записка

В данной работе приведен пример музыкального занятия с детьми младшего возраста, обучающимися на отделении раннего эстетического развития, имеет художественно-эстетическую направленность. Урок разработано на основе программы «Звонкие голоса», проводится в соответствии с календарным планом.

Занятие содержит подробное описание приемов, направленных на развитие детского творчества в процессе музыкального образования. Предлагаемые виды работы с учащимися помогут сделать работу с детьми более интересной и по-настоящему современной.

Новизна. Занятие для учащихся отделения раннего эстетического развития реализуется в форме музыкально-двигательной сказки.

Структура урока позволяет постоянно менять формы работы, что позволяет максимально концентрировать внимание учащихся и добиться наилучшего результата.

Основной деятельностью дошкольников, а во многом и детей младшего школьного возраста, является игра. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. Игра преображает обычный урок, метод театрализации активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление.


Цель: раскрыть виды деятельности концертмейстера на отделении раннего эстетического развития.

Задачи.

Образовательнаяпоказать значимость работы концертмейстера в процессе музыкального воспитания

Развивающая – способствовать развитию музыкальной памяти, слуха, чувства ритма у обучающихся.

Воспитательнаявоспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре.


План урока

  1. Вступительное слово

  2. Разбор урока

  3. Распевание

  4. Особенности исполнения под аккомпанемент и под фонограмму

  5. Музыкально-ритмические движения

  6. Работа с шумовым оркестром

  7. Музыкальная сказка, как синтез всех видов деятельности

  8. заключение


Добрый день, уважаемые гости! Меня зовут Вертякова Елена Кимовна. Я работаю концертмейстером на отделение раннего эстетического развития.

Концертмейстер в переводе с немецкого «концерт» и «мастер». Имеет два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися класса скрипки, виолончели и т.д.

Концертмейстер на уроке является активным помощником у преподавателя и учащегося. Моя задача сегодня, рассказать вам, как это происходит. Для этого мы детально разберем урок.

Каждое занятие начинается с распевания. Распевка – это короткое музыкальная фраза, направленная на разогрев голосового аппарата, развитие звуковысотного, ритмического, интонационного слуха у учащегося. Распевка является важным учебным материалом, и от того, как она будет разучена, в огромной степени зависит развитие координации слуха и голоса у ребенка. А что бы интересней и занимательней и продуктивней проходило обучение, необходимо показать всю ее красоту.

Например: «Два кота». Состоит всего из двух звуков. И при обычном разучивании может звучать монотонно и скучно. Мы ее разнообразили. Преподаватель добавила к ней движения, вызывающие интерес, а я постаралась гармонически разукрасить аккомпанемент, благодаря чему мелодия меняет свою окраску.

Следующий этап урока – разучивание песни.

Например песенка «Цап-царап». Вот так она звучит под «живой» аккомпанемент (исполняется песня). Вы, наверняка, заметили, что песенка в некоторых местах замедляется, звучит то тише, то громче, то бодрее, то ласковее. Где-то с поучающими интонациями. Это преимущества исполнения песни под «живой звук». Ребенок занимается творчеством в ходе которого развиваются сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать). Он поглощен эмоциями, т.к. у него нет страха отстать, или забежать вперед, потому что концертмейстер обязательно догонит или наоборот, притормозит т.е. скорректирует темповое развитие песни.

Но не редко, музыкальный руководитель использует, как один из приемов, пение под фонограмму. Дети очень любят такое пение. Но использование фонограммы не всегда оправдано, и петь под нее это тоже своего рода мастерство. Фонограмма – это музыка записанная. Ее нельзя ускорить или замедлить, сделать в ней динамическое развитие. Любую, даже самую хорошую фонограмму хорошо использовать для исполнения уже разученной песни. Конечно, для качественного исполнения необходимо сначала «проучить» произведение под инструмент. Это дает возможность остановок для проработки деталей, повторений того или иного фрагмента произведения. С фонограммой такая работа не возможна. Фонограмму необходимо записывать, учитывая возрастные, физиологические, особенности детей. Если начать работать с ребенком под некачественную фонограмму, то он будет стараться ее перекричать, чем может сильно повредить своим и без того еще слабым связкам. Одним из плюсов работы с фонограммой – она помогает развить умение слышать пульсацию в песне (как правило, звучит у группы ударных инструментов достаточно громко и четко). Фонограмма помогает научиться попадать в долю, умение держать темп, она своеобразный метроном, который часто используют инструменталисты именно с целью удержания темпа.

Предлагаю послушать эту же песню («Цап-царап») с фонограммой (исполняется песня). Исполнение изменилось. Пропали темповые изменения, динамика стала не так ярко выражена, но зато песенка приобрела танцевальность, игривость. По моему мнению, фонограмму хорошо использовать изредка, для ознакомления либо подготовки концертных номеров и выступлений. Но не с целью обучения, особенно для детей младшего возраста.

Мы работаем по программе Л.А. Власюк «Звонкие голоса». Программа включает музыкально-ритмические занятия, которые посвящены разучиванию и работе с ритмическими движениями под музыку в играх и танцевальных композициях. Целью таких занятий является игровое обучение осознанному музыкальному движению в пространстве; эмоциональное развитие детей; развитие креативности и воображения, способности к элементарной театральной импровизации. Задача концертмейстера подобрать такой аккомпанемент, который побуждал бы ребенка к действию. Здесь очень уместно включать в репертуар мелодии знакомых детских песенок. Например:

1) едем, как паровоз с вагончиками - «Голубой вагон» В.Я. Шаинский

2) учимся красиво маршировать - «Песенка бременских музыкантов» Г.И. Гладков

3) поскоки - «Колокольный звон» англ. Песня

4)Баюкаем куклу – «колыбельная» Паулс.

Так же в программу включена игра на музыкальных инструментах. Сейчас учащиеся Игнатьевой А.Я. исполнят р.н.п. « Во саду ли, в огороде». Я прошу вас обратить внимание на то, как меняется фактура в фортепианной партии и поэтому меняется окраска каждой вариации. Поверьте, этот момент не проходит мимо детского сознания. У каждого из ребят есть своя самая красивая, самая любимая вариация.

Занимаясь в оркестре, ребенок не только учиться играть на инструменте, он учится различать и сравнивать фактуры аккомпанемента, держать темп и ритмично играть свою партию, слушая при этом всех остальных участников. Одна из главных ролей в приобретении детьми таких навыков отводится концертмейстеру.


Предлагаю вашему вниманию музыкально-двигательную сказку, в которой синтезированы все учебные задачи, о которых шла речь. Это учебное занятие, в процессе которого дети окажутся вовлечены в интересное представление, которое будет разворачиваться у них на глазах.


Жил - был кот, и звали его Том. Это был совершенно необыкновенный кот. Во-первых, он умел ходить на двух лапах, совсем как люди. А во-вторых, он приехал из Америки на паровозе на день рождения своего друга Барсика. ПАРОВОЗ

В тот день он сладко спал, свернувшись на ковре клубочком, и сладко мурлыкал (все дети мурлычут. Звучит «Колыбельная» Паулс).

Вдруг в комнате громко пробили часы: «Бом! Бом! Бом!» (треугольник или тарелка), и Том лениво потянулся, сладко зевнул и решил, что пора вставать.

Он быстро привел себя в порядок: Пригладил шерстку, почистил когти и уши, расчесал свой пышный хвост, посмотрелся в зеркало и надел галстук – бабочку.

Перед выходом из дома он взял узелок с гостинцами, куда положил кусочек заморской колбаски, и легкой походкой отправился в путь. Барсик жил в деревне, поэтому дорога Тома шла по лесной тропинке. Так он шел вперед и вперед, нес узелок и посматривал по сторонам (песенка друзей).

Вдруг Том остановился как вкопанный. Перед ним, прямо на середине дороги, стояли такие красивые башмачки, каких он никогда не видел! Сами они были золотые, с большим серебряным бантом и сверкающими застежками. Они были так прекрасны, что кот тут же решил надеть их. Они оказались как раз в пору, но…..

Как только кот собрался идти дальше, случилось непредвиденное: башмачки пошли назад. Назад и назад…. Быстрее и быстрее, быстрее и быстрее, пока кот не упал (все дети падают на пол).

Том растерянно поднялся, не понимая, что произошло. Он отряхнул шерстку, причесал усы, подкрутил хвост, поправил бантик на шее – и снова отправился в путь. Но башмачки вдруг зашагали боком: только вправо да влево, вправо да влево, а затем влево-влево-влево, как заколдованные, пока кот снова не упал на землю (дети снова падают).

Какие непослушные башмачки! – подумал он. – Попробую ка я еще раз!». Он снова привел себя в порядок, расчесал усы, поднял с земли узелок с гостинцами и зашагал…

Но и теперь башмачки не хотели его слушаться! Они заставляли Тома подниматься на носочки вверх и опускаться вниз. Вверх-вниз! Вверх-вниз! Вверх-вниз! Вверх к солнцу, вниз на землю, пока уставший кот снова не упал на землю.

«Очень непослушные башмачки! Попробую еще раз!» Но теперь башмачки заставляли его кружиться и кружиться все быстрее и быстрее…. Бедный кот в полном изнеможении снова упал на землю.

Теперь Том уже разозлился не на шутку и решил снять эти красивые, но такие непослушные башмачки. Без всякого сожаления он поставил их сбоку на дорожке и отправился в гости босиком.

Легким шагом шел он по тропинке с узелком в лапах, как вдруг увидел на дорожке красивые белые перчатки. Том всегда мечтал, что бы у него были белые лапки, поэтому он тут же их надел. Он аккуратно расправил перчатки между когтями, полюбовался или и только хотел взять свой узелок, как тут лапы стали выделывать против его воли странные вещи (три поросенка)

Они хлопали разные ритмы, то в ладоши, то по коленям, то еще щелкали пальцами, а язык при этом приговаривает в такт. «Еще и перчатки заколдованные!» - подумал Том. А потом он вдруг почувствовал, что его лапы дирижируют музыкой, и получается это у него совсем не плохо!

И все-таки он торопился на день рождения Барсика, поэтому снял белые перчатки и с большим сожалением положил их на траву.

Том красиво выпрямил спинку, навострил уши, поправил бабочку на шее, взял узелок и пошел бодрой походкой вперед. Шел он, шел – и вдруг он увидел под кустом бутылку с молоком. Только сейчас Том понял, как проголодался и устал от всех этих приключений с башмачками и перчатками.

Он с радостью сел на землю и выпил полбутылки молока. На душе у кота стало так радостно, что он встал и запел песню про жизнь свою кошачью («Два кота»). Том очень удивился, потому что раньше он совсем не любил петь, а тут в лесу у него прорезался такой красивый голос! «Наверно, молоко тоже волшебное», - подумал он и допил его до конца.

Тут он вдруг почувствовал, что ноги его пошли в пляс, помогая исполнению песни. Теперь он не только пел, но и танцевал, как на сцене. Бутылка из-под молока превратилась в замечательный микрофон, и Том распевал, танцуя на лужайке. Его задние лапы легко двигались то вперед, то назад, вбок и вверх-вниз, кружились в разные стороны, а передние лапки прихлопывали в ладоши, украшая его песенку («Цап-царап»). Когда Том закончил петь, наступила тишина… Он прислушался и как будто услышал что-то необычное… «Стоп! Я что-то слышу». Но вокруг ничего и никого не было.

Том снова поискал вокруг, проверил ближние кусты. Стоп! Здесь кто-то есть. Но опять ничего не было видно. Только тихий звук доносился неизвестно откуда: топ-топ, топ-топ… (деревянная коробочка или палочки).

Тут кот резко обернулся назад и увидел, что прямо за ним стоят волшебные башмачки, а в них лежат красивые белые перчатки.

Он с радостью надел золотые башмачки на задние лапы, затем надел красивые белые перчатки на передние, расправил их между когтями и скомандовал: «А теперь только вперед, к моему другу Барсику!», - и бодрой походкой пошел вперед (бременские музыканты).

Удивительно, но башмачки теперь его слушались, и очень скоро Том уже поздравлял своего друга Барсика с днем рождения.

На дне рождения гости танцевали старинные кошачий танец, в котором надо было сначала идти боков вправо, затем влево, затем идти вперед в круг и назад из круга. А в заключение танца все кружились парами и под музыку хлопали в ладоши. Том очень обрадовался, потому что понял, как многому его научили волшебные башмачки и чудесные белые перчатки. («Любитель рыболов»).

Все гости Барсика умели играть на музыкальных инструментах, поэтому Том для друга приготовил сюрприз: он дирижировал оркестром, а управлять дирижерской палочкой ему помогали красивые белые перчатки, так что получалась чудесная музыка. Его друг от удовольствия во время исполнения мурлыкал, и все подумали, что это был особый редкий музыкальный инструмент под названием «мур - мур» («Во саду ли, в огороде»).

« Вот какие башмачки»

Вот такая история!
























Заключение

Таким образом, работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность. Для педагога по специальному классу он первый помощник, музыкальный единомышленник, для исполнителей – помощник и друг, наставник и педагог. Слово «концертмейстер» произошло от двух слов – «концерт» и «мастер». И это совершенно точно. Мастер концерта – вот истинное определение концертмейстера.

В сопровождении фортепиано играют очень многие инструменталисты – домристы, балалаечники, скрипачи, флейтисты. А еще без фортепиано не обходятся уроки вокала, хора, хореографии. Концертмейстер востребован в музыкальных и в хореографических школах, в театрах. В детских коллективах роль концертмейстера особенно значима. Музыка должна быть доступной и понятной по содержанию и форме детям. Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспринимали его.

Особенностью профессиональной деятельности концертмейстера является наличие таких психологических качеств личности, как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность, реакция и находчивость в неожиданных ситуациях, педагогический такт и чуткость.

Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что концертмейстер должен обладать поистине универсальными качествами. Концертмейстер должен быть хорошим пианистом и ансамблистом, должен уметь подчиняться и подчинять себя, и образным музыкальным мышлением представлять себе тембры инструментов, тембры голосов и передавать их своей игрой. 














Список используемой литературы


  1. журнал «Музыкальная палитра» №5., - М., 2005г.


  1. Альбрехт Ю.А. «о рациональном преподавании пения и музыки в школах», - СПБ.,1989г.



  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», - М., 1981г.



  1. Михайлова М.А. «Поем, играем и танцуем в доме и в саду», - М.,1997г.



  1. Домрина Е.Н. «Беседы о музыке» - Ленинград, 1982




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!