СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания хореографии детям дошкольного возраста

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учреждении воспитанники знакомятся с основами танцевального искусства, получают необходимые не только практические, но и теоретические знания, навыки, изучают основы танцевальной терминологии. На занятиях по хореографии создаются такие условия обучения и воспитания каждого ребенка, при которых в комплексе решаются задачи интеллектуально-теоретического, художественно- эстетического, нравственного, физического и эмоционального развития личности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания хореографии детям дошкольного возраста»



ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





В учреждении воспитанники знакомятся с основами танцевального искусства, получают необходимые не только практические, но и теоретические знания, навыки, изучают основы танцевальной терминологии. На занятиях по хореографии создаются такие условия обучения и воспитания каждого ребенка, при которых в комплексе решаются задачи интеллектуально-теоретического, художественно- эстетического, нравственного, физического и эмоционального развития личности. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Подобные занятия включают в себя целый комплекс дисциплин, в который входят элементы ритмики и гимнастики; упражнения, развивающие слух, игры, танцы. Обеспечить здоровье ребенка возможно только благодаря основам личностно-ориентированного обучения и здоровьесберегающим технологиям.

ЧТО ДАЕТ ХОРЕОГРАФИЯ:

1.Физическое развитие. Пока ребенок занимается танцами, повышается кардио-респираторная выносливость, т.е. укрепляется сердечная мышца и увеличивается объем легких, развивается координация движений и вестибулярный аппарат, формируется красивая осанка, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, сохраняется подвижность суставов и эластичность связок. Тело становится гибким, пластичным, появляются легкость и грациозность в движениях. Танец усиливает аппетит, ускоряет процессы пищеварения, что улучшает перистальтику кишечника. Также способствуют поддержанию общего тонуса, позволяют сохранить жизнерадостность и работоспособность, помогают избавиться от простудных заболеваний. Также не стоит забывать о том, что хореография способствует необходимому выбросу энергии, которую педагог направляет в полезное русло.

2.Эстетическое воспитание. У ребенка формируется сила воли и выносливость, формируются задатки сильного внутреннего стержня. Также танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность, а также развить такие качества, как целеустремленность, организованность, трудолюбие, внимание и волю. Народная хореография способна развивать патриотические чувства, восстанавливать и пропагандировать национальные формы танца. Фольклор как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах: речевой ( речевка с движением), игровой, музыкальный, двигательно-танцевальный. С включением элементов русского фольклора в занятие хореографией, дети, выполняя и изображая различные роли, учатся добру, любви к природе и сопереживанию к ближнему.

3. Коммуникабельность. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными, учатся адекватно вести себя в окружающей их обстановке. У детей закладывается понятие о нормальных межличностных отношениях, достигается способность к пониманию переживаний и интересов других детей. Приобретаются навыки общения, преодолеваются застенчивость и неуверенность в собственных силах, приобретаются лидерские качества. По ходу танца ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими, оценивает свои поступки глазами других детей, при этом, не приобретая негативного опыта общения с ними. Развивается умение работать в коллективе, приобретается навык работы в команде. Дети учатся помогать друг другу, учатся преодолевать трудности вместе.

4.Интелектуальная составляющая. Исследования известных педагогов и психологов (таких как: Лев Семенович Выготский( том 4), Светлана Ивановна Бекина) подтверждают, что танцевальная практика оказывается существенным фактором общего интеллектуального роста ребенка.

  • Память. Танец - это систематическое повторение осознанных движений на каждом занятии. В целом, это является главным условием развития и укрепления памяти. Зрительная память фиксирует то, что было увидено в жизни, показано на занятиях. Если ребёнок хорошо развил у себя слуховую память, он фиксирует всё, что слышал от педагога, всё, что «сказала» ему музыка. Моторная, или двигательная, память «запоминает» и воспроизводит движения. 

  • Разностороннее развитие. Так как детский танец неразрывно связан с игрой, из этого следует, что в танце-повторялке, танце-ускорялке происходит не только физическое развитие, но также ребенок учится считать, запоминать движения, и воспроизводить их без педагога, слушать и понимать музыку. Важно, что в детской хореографии часто используются образные игры: танец птичек, танец мышек. У детей развивается образное мышление и восприятие особенностей изображения заданного животного посредством музыки.

  • Изучение смежных дисциплин. Детская хореография неразрывно связана с русским фольклором. В раннем возрасте 4 года, педагог дает детям элементарные движения, как правило они складываются из основных движений русского танца (притопы, хлопки), движение с предметами, платочками. Одна из разновидностей русского фольклора - русские сказки. Педагог в работе детьми дошкольного возраста используется сюжеты русских народных сказок, для того чтобы активизировать детей. Детям, как правило, нравится данная тематика, они активно включаются в работу, у них включается фантазия. Порой сами дети придумывают сюжет, персонажей сказок, а отсюда и движения соответствующие характеру персонажа.

  • Музыка. Разносторонний музыкальный материал, подбираемый концертмейстером, способствует формированию расширения музыкального кругозора детей и познавательного интереса к искусству. Неразрывная связь танца и музыки в процессе систематической учебно-воспитательной и репетиционной работы, развивает интерес к музыке, которая обогащает и насыщает танец эмоциональным содержанием.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Дошкольный возраст это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) это важный этап развития ребенка. Преодолев кризис 3-х лет, ребенок стремится к самостоятельности. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Психическое развитие дошкольника преимущественно определяется важной ролью такой деятельности как игра (ролевая игра). В основу этого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Н.А. Менчинская, среди закономерностей возрастного развития выделяет игровую деятельность как ведущую, определяющую все остальные. Именно игра определяет характер развития всей познавательной сферы ребенка и развитие личности в целом. Но игра при обучении не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением. То есть, игра должна стать органичным компонентом занятия. Опираясь на собственный опыт работы и на опыт других педагогов-хореографов, хочется сказать, что

дети, занимающиеся основами хореографии с 4-5 лет, к моменту поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность, интерес к познанию. Все это помогает детям быстрее адаптироваться к учебной деятельности в школе.


РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

1.Педагог. Известно, что первое впечатление оставляет наиболее яркий свет в психике воспитанников и оказывает сильное воздействие на их отношение к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход обучения, а, следовательно, и решающим для успеха обучения. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид педагога. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная интонация. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. Дети активно и благодарно откликаются на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга.

2.Дисциплина. Еще до начала занятий нужно поговорить с родителями и учащимися об одежде детей, о гигиене, прическе и поведении на занятиях. Единая форма формируют в ребенке дисциплину.

3.Музыка. С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на занятиях хореографией:

  • Музыка – хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях.

  • Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться.

  • Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.

Большое влияние оказывается «живая» музыка на занятии по хореографии. Музыка, исполняемая концертмейстером, положительно влияет на ребенка и значительно облегчает работу педагога.

4.Изучение материала. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее словесное объяснение может привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и не осознано. Считать вслух можно в самом начале обучения новому движению. Не следует и все время громко командовать, иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. При изучении материала следует, как можно чаще менять построение детей в зале. Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений. Чем большее число танцевальных движений и комбинаций освоено, тем лучше развита мышечная память. Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с него с чувством удовлетворения и с каждым разом приобретали все больше знаний и навыков. Руководствуемся правилом «довольный ребенок = довольный родитель»

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

1.Принцип доступности.

Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. У каждого по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку.

2.От простого к сложному.

Заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

3.Принцип систематичности.

Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

4. Принцип наглядности.

При разучивании движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом. Развитие танцевальных способностей связано с необходимостью многократного повторения движения, что для ребенка достаточно сложно.

5. Принцип игры.

Игровые виды и действия способны облегчить этот процесс. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания на начальном этапе изучения танцев. Психика малыша, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому что это ему нравится. Педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Слияние игр, сказок и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу, и вообще интерес к творчеству.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!