СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности подготовки преподавателей истории техникумов и колледжей Красноярского края для обеспечения устойчивого развития Енисейской Сибири

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки преподавателей истории техникумов и колледжей Красноярского края для обеспечения устойчивого развития Енисейской Сибири»

Особенности подготовки преподавателей истории техникумов и колледжей Красноярского края для обеспечения устойчивого развития Енисейской Сибири

Features of training teachers of the history of technical schools and colleges of the Krasnoyarsk Territory to ensure the sustainable development of the Yenisei Siberia


П.Е Кузин,

магистрант 1 курса исторического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева

Научный руководитель А.В. Толмачева,

к.и.н.

В статье рассматриваются системные проблемы образовательного процесса в техникумах и колледжах, выявленные в результате перехода на дистанционное обучение; описаны основные противоречия, решение которых требует повышенного внимания в части подготовки педагогических кадров; и сформулирована перспективная проблема для обеспечения устойчивого развития Енисейской Сибири.

The article deals with the systemic problems of the educational process in technical schools and colleges, identified as a result of the transition to distance learning; the main contradictions are described, the solution of which requires increased attention in terms of the training of teaching staff; and formulated a promising problem to ensure the sustainable development of the Yenisei Siberia.


Ключевые слова: система профессионального образования, цифровизация, цифровые технологии, педагогические компетенции, Енисейская Сибирь

Key words: professional education system, digitalization, digital technologies, pedagogical competencies, Yenisei Siberia


Качественно новый подход к подготовке педагогических кадров по предметам общеобразовательного гуманитарного цикла, в частности, истории для учреждений системы профессионального образования — один из вызовов обеспечения устойчивого развития Енисейской Сибири. Локдаун, объявленный весной 2020 года из-за пандемии коронавируса, обнажил системные проблемы образовательного процесса в техникумах и колледжах.

Во-первых, почти половине педагогов требовалась помощи для обеспечения эффективного дистанционного обучения, четверть признали, что не обладают соответствующей компетентностью [1]; до перехода на «дистант» преподаватели пользовались образовательными онлайн-платформами нерегулярно; большинство считали публикацию учебных материалов в электронном дневнике, социальных сетях или с помощью иных сервисов работой в дистанционном формате [2]. В этот момент потребовалась максимальная включённость в работу учреждений, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации сотрудников системы образования, по повышению компьютерной грамотности преподавателей, знакомству педагогов с актуальными цифровыми образовательными технологиями.

Во-вторых, значительная часть учреждений СПО не располагала значительными заделами в области цифровизации учебного процесса, потребовалась быстрая перестройка образовательного процесса, при этом непривычно большое значение приобрели факторы техники и технологии. Среди наиболее распространенных проблем, с которыми столкнулись сотрудники профессиональных образовательных организаций: отсутствие устойчивого доступа к Интернету и необходимых технических и методических навыков при работе с информационного-технологическими платформами [3], отсутствие комплексных электронных образовательных ресурсов для системы СПО.

По данным Министерства просвещения России, в 2020 году техникумы и колледжи Красноярского края были оснащены персональными компьютерами в количестве 13128 единиц, из них 8551 использовались в учебных целях, а 3334 студенты могли пользоваться во внеурочное время; 10979 компьютеров имели доступ к сети Интернет, из них 7454 использовались в учебных целях, а 2671 студенты могли пользоваться во внеурочное время. При этом в краевой системе СПО, в том числе, в государственных и коммерческих техникумах и колледжах, оснащенность электронными терминалами (инфоматами), мультимедийными проекторами и интерактивными досками составляла 1979 единиц, однако, судя по данным мониторинга, в учебных целях, в том числе, студентами в свободное от учебы время, они не использовались [4]. Спустя год, по итогам 2021 г., ситуация с оснащенностью техникумов и колледжей в Красноярском крае персональными компьютерами и информационным оборудованием изменилась несущественно.

Практикоориентированность как специфическая особенность СПО, на наш взгляд, является основополагающей причиной недостаточного оснащения колледжей и техникумов материально-техническими средствами и образовательными ресурсами для интеграции современных цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс. Иными словами, учреждения системы СПО нацелены на формирование профессиональных компетенций студента в соответствии со стандартами ФГОС и World Skills Russia, с связи с чем в первую очередь решается проблема цифровой трансформации в рамках профессионального образования. В этой связи в уязвимом состоянии остается пласт предметов общеобразовательного гуманитарного цикла, в том числе, истории.

Перед преподавателями предметов гуманитарного цикла встала задача как с одной стороны поддерживать высокие результаты обучения, создавая такие условия, при которых у студентов будет возможность выразить свою позицию и аргументировать ее; найти подход для того, чтобы заинтересовать неуспевающих студентов в получении знаний дистанционно, например, использовать новые технологии, близкие по восприятию, в т.ч. интерактивные; координировать работу учащихся в новых условиях. В этой связи И.С. Сергеев отмечает, что основная проблема цифровой трансформации СПО - «дефицит общих компетенций педагога, студента, родителя», под которыми автор понимает способность «обучаться и обучать через Интернет» [5, С. ].

По окончании локдауна и возвращению образовательного процесса к традиционной форме стало понятно, что современный образовательный процесс должен как можно шире включать в себя использование современных цифровых образовательных технологий, хотя бы потому, что и обучающиеся, и педагоги таким образом с одной стороны, поддерживают общую тенденцию развития общества, получают навыки, находящие отклик в повседневной жизни, как специалисты – отвечают современным требованиям постиндустриального, цифрового общества; с другой, - постоянно находясь в этой системе, обе стороны образовательного процесса имеют возможность в форс-мажорных обстоятельствах безболезненно вернуться к дистанционному обучению, минуя те проблемы, которые были выявлены в пандемию, и продолжать образовательный процесс, реализуя конкретные методики и формы работы в рамках учебного предмета.

Если подходить к этому вопросу с точки зрения «теории поколений», впервые описанной У. Штраусом и Н. Хау и скорректированной отечественными учёными под российскую действительность, сегодняшние студенты техникумов и колледжей - это «цифровые дети», «дети-зрители» или зумеры. У этого поколения отмечаются характерные сниженные когнитивные особенности [6]; но наряду с этим зумеры «быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, а также действовать в условиях многозадачности» [7]. Их мышление можно назвать гипертекстовым: современная молодежь «не воспринимает большие объемы информации» [7], отдавая предпочтение визуализации, атрибутам, характерным информации из социальных сетей и мессенджеров; им понятнее тезисное изложение информации, такие формы как чек-листы, лайфхаки, пошаговые алгоритмы, комиксы, - и современный педагог должен активно использовать эти такие формы работы со студентами.

В то же время А.Б. Кулакова акцентирует внимание на том, что «ценностью становится то, что в дефиците» [7], а это духовное, реальное, межличностное общение, основанное на консервативных принципах и правилах жизни, общепринятого социального поведения, созидательных мировоззренческих ориентирах и жизненных ценностях. Именно поэтому так важна на современном этапе работа педагогов, особенно преподавателей истории, способных на конкретных исторических примерах и фактах привить юношам базовые национальные ценности.

Ценностно-нормативная основа Российской Федерации заложена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая формулирует социальный заказ по обеспечению эффективного участия системы образования в решении важнейших общенациональных задач. Авторы Концепции отмечают, что наиболее системно, последовательно и глубоко формирование ценностных ориентиров происходит в период взросления, и именно школа, а равно, техникумы и колледжи, как очередная ступень образования, должна формировать гражданскую, духовную и культурную позицию учащегося.

Естественный эксперимент, в котором оказалась система среднего специального образования в пандемию, выявил несколько основных противоречий, решение которых требуют повышенного внимания в части подготовки педагогических кадров:

- Учреждения системы СПО испытывают потребность в развитии форм и методов обучения с использованием цифровых технологий, но для этого отсутствуют необходимые технические и методические возможности, комплексные электронные ресурсы;

- педагогам техникумов и колледжей необходимо активнее использовать цифровые технологии, но они недостаточно компетентны в этой деятельности;

- необходимость коммуникации со студентами, но низкая мотивация обучающихся к такой деятельности.

Стоящая перед нами проблема для обеспечения устойчивого развития Енисейской Сибири может быть сформулирована следующим образом: поиск образовательных технологий, позволяющих достичь современного уровня требований к качеству образования в СПО по общеобразовательному предмету гуманитарного цикла — истории, — и подготовка педагогических кадров работе с такими технологиями.


Библиографический список

1. Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение [Электронный ресурс]. – URL: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie/

2. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д.И. Сапрыкина, А.А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с. — 200 экз. — (Факты образования № 4 (29));

3. Дудырев Ф.Ф., Шабалин А.И., Анисимова К.В. Система СПО в условиях пандемии: региональные практики [Электронный ресурс]. – URL: https://ioe.hse.ru/spo_facts

4. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации» за 2020 год [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.edu.gov.ru/id2671 (дата обращения: 25.10.2022 г.);

5. Сергеев И. С. Дидактические проблемы цифровой трансформации среднего профессионального образования на фоне борьбы с пандемией //Техник транспорта: образование и практика. – 2020. – Т. 1. – №. 1-2. – С. 14-20.

6. Сорокоумова Г.В., Старикова Д.С. Учёт особенностей современных подростков в обучении иностранному языку // Общество, педагогика, психология: теория и практика. – 2021. – С. 278-281;

7. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. – 2018. – №. 2 (42). – С. 6.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!