Тема. Особенности подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
Подготовила: Легенкина М.В., учитель русского языка и литературы
Русский язык - это одна из основных дисциплин для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Тема подготовки учащихся к ОГЭ является из самых актуальных.
Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
Доказано, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять, поэтому для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Знакомство с ОГЭ начинается с официальными документами. Все документы по экзамену выкладывают на сайте ФИПИ — Федерального института педагогических измерений. ФИПИ занимается всем, что связано с государственными экзаменами в школе.
В подготовке важно обратить внимание на три основных документа.
Демоверсия. Это образец экзаменационной работы. То, что получит школьник на самом экзамене, будет содержать вопросы и задания с похожими или даже точно такими же формулировками. В конце демоверсии есть ответы.
Кодификатор. В этом документе есть полный список тем, которые должен знать выпускник девятого класса, и умений, которыми он должен владеть. Но включить все темы в одну экзаменационную работу невозможно.
Спецификация. В ней перечислены только те темы из кодификатора, которые могут встретиться на экзамене, их намного меньше. Кроме самих тем для каждого задания указан уровень сложности, примерное время выполнения и другие параметры.
Я рекомендую ознакомиться со всей информацией на официальном сайте, чтобы ничего не упустить и сразу представить общую картину.
Там же есть аудиозаписи для написания изложения, тексты, тесты, варианты сочинений. Из них и составляют КИМы — контрольно-измерительные материалы, то есть те самые работы, которые получают на экзамене школьники.
Также советую зайти на сайты для самостоятельной подготовки к ОГЭ. Главный частный сайт для подготовки к ОГЭ по русскому языку — сайт Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ», старый и любимый как учениками, так и учителями, и не только русского.
Здесь есть те же самые задания из банка, но работать с ними удобнее: все систематизировано, можно делать целые варианты экзаменационной работы, отрабатывать конкретную тему и проверять себя по ответам. К аудиозаписям прилагаются расшифровки с выделенными микротемами. На сайте также есть теоретический материал и задания экзаменационных и тренировочных работ прошлых лет. На сайте 4ЕГЭ можно найти теоретический материал для выполнения тестовых заданий ОГЭ.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ОГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. В силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать.
С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ОГЭ по русскому языку
В тестовой части:
лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
виды связи в словосочетании;
морфология современного русского языка
типы сложных предложений и их специфика;
средства языковой выразительности.
В изложениях и сочинениях:
композиционное оформление;
логическое оформление (в т.ч. абзацное членение);
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют)
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
Отсутствие навыков тестирования.
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ОГЭ;
Технические ошибки при заполнении бланков ОГЭ;
Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
Следует выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
развитие мотивации и целеполагания;
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки;
Задачи педагога:
вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;
правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;
работать в тесном контакте с родителями.
Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.
В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:
Психологический настрой учащихся:
Основной государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях;
неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Для решения этой задачи я использую обучение различным техникам аутотренинга.
Например, удачной будет такая формула:
Я уверен и спокоен.
Я сосредоточен.
Приятно, очень приятно сдавать экзамены.
Готов к любым неожиданностям.
Трудности меня только радуют. Они воодушевляют.
Организация информационной и методической работы по подготовке к ОГЭ.
Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся. Информирую учащихся о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
В рамках информационной работы в кабинете есть папка, отражающая общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов, а также различные памятки: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения», «Выразительные средства» и т.д.
Система подготовки к ОГЭ на уроках.
Во -первых, на уроках русского языка, выполняя какое-либо упражнение, указываю на номер задания, которое соответствует заданию экзамена. Также отрабатываем каждое задание на консультациях каждую пятницу.Консультации в 9 классе направлены на развитие умений и навыков выполнения заданий ОГЭ, повышения «орфографической зоркости». На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».
Во-вторых, обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами (обобщение, исключение, упрощение). Работаем с каждым абзацем. Такие уроки провожу с 5 по 9 классы. В 9 классе использую аудиозаписи с сайта ФИПИ.
В-третьих, с 5 по 9 класс систематически и целенаправленно готовлю учащихся создавать собственное высказывание на заданную тему, т. е. пишем сочинения – рассуждения на заданные темы.Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.
В-четвертых, решаем самостоятельно.Использую тестовые технологии в разных классах с 5 по 9 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний.
Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.
И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.