СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности письменной речи. Синтаксические нормы русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности письменной речи. Синтаксические нормы русского языка.»

Девятнадцатое ноября Тема урока

Девятнадцатое ноября

Тема урока

РЕЧЬ

РЕЧЬ

Тема урока   Особенности письменной речи.  Синтаксические нормы русского языка.

Тема урока

Особенности письменной речи. Синтаксические нормы русского языка.

Орфоэпическая разминка зубч а тый  и конопись кауч у к к а шлянуть кокл ю ш крас и вее крем е нь лом о та столяр торты туфля фетиш премировать апостроф средства феномен заняла включишь жалюзи бледна обеспечение осведомиться принудить завидно исчерпать нефтепровод

Орфоэпическая разминка

зубч а тый

и конопись

кауч у к

к а шлянуть

кокл ю ш

крас и вее

крем е нь

лом о та

столяр

торты

туфля

фетиш

премировать

апостроф

средства

феномен

заняла

включишь

жалюзи

бледна

обеспечение

осведомиться

принудить

завидно

исчерпать

нефтепровод

ЗАПОМНИ! зубч А тый  И конопись кауч У к к А шлянуть кокл Ю ш крас И вее крем Е нь лом О та стол Я р т О рты т У фля фет И ш премиров А ть апостр О ф ср Е дства фен О мен занял А включ И шь жалюз И бледн А обесп Е чение осв Е домиться прин У дить зав И дно исч Е рпать нефтепров О д

ЗАПОМНИ!

зубч А тый

И конопись

кауч У к

к А шлянуть

кокл Ю ш

крас И вее

крем Е нь

лом О та

стол Я р

т О рты

т У фля

фет И ш

премиров А ть

апостр О ф

ср Е дства

фен О мен

занял А

включ И шь

жалюз И

бледн А

обесп Е чение

осв Е домиться

прин У дить

зав И дно

исч Е рпать

нефтепров О д

Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запиши исправленный вариант.  А) обеих подруг  Б) пять яблоков  В) в семистах книгах  Г) кладите 2. А) самый прекраснейший  Б)двое грузин  В) без сапог  Г)красных помидоров 4. А) двести граммов  Б) больной мозоль  В) отряд партизан  Г) гербы двух стран 3. А) морские порты  Б) более вкуснее  В) две пары туфель  Г) к двумстам странам

Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запиши исправленный вариант.

  • А) обеих подруг

Б) пять яблоков

В) в семистах книгах

Г) кладите

2. А) самый прекраснейший

Б)двое грузин

В) без сапог

Г)красных помидоров

4. А) двести граммов

Б) больной мозоль

В) отряд партизан

Г) гербы двух стран

3. А) морские порты

Б) более вкуснее

В) две пары туфель

Г) к двумстам странам

Виды нарушений  грамматических норм? 1 ) Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления). 2) Неправильное построение предложения с причастным оборотом. 3) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. 4) Нарушения координации подлежащего и сказуемого. 5) Ошибки в построении предложения с однородными членами  6) Смешение прямой и косвенной речи 7) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 8) Нарушения норм согласования 9) Неправильное построение сложного предложения

Виды нарушений грамматических норм?

1 ) Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления).

2) Неправильное построение предложения с причастным оборотом.

3) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

4) Нарушения координации подлежащего и сказуемого.

5) Ошибки в построении предложения с однородными членами

6) Смешение прямой и косвенной речи

7) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

8) Нарушения норм согласования

9) Неправильное построение сложного предложения

Найдите грамматические ошибки, допущенные в предложениях. Исправьте их. Предложение с грамматической ошибкой Вид грамматической ошибки 1. Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Исправленный вариант   Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления) 2. Меньшинство зрителей продолжило слушать концерт. Неправильное построение предложения с причастным оборотом. 3.  Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице. Смешение прямой и косвенной речи. 4. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом 5.  Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. Ошибки в построении предложения с однородными членами 6. Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы. Нарушения координации подлежащего и сказуемого

Найдите грамматические ошибки, допущенные в предложениях. Исправьте их.

Предложение с грамматической ошибкой

Вид грамматической ошибки

1. Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Исправленный вариант

 

Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления)

2. Меньшинство зрителей продолжило слушать концерт.

Неправильное построение предложения с причастным оборотом.

3. Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице.

Смешение прямой и косвенной речи.

4. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

5. Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

6. Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы.

Нарушения координации подлежащего и сказуемого

Предложение с грамматической ошибкой

Вид грамматической ошибки

1. Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Исправленный вариант

Смешение прямой и косвенной речи.

2. Меньшинство зрителей продолжило слушать концерт.

Автор сказал: «Я не согласен с мнением рецензента»

Нарушения координации подлежащего и сказуемого

3. Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице.

4. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Меньшинство зрителей (управляемое слово) продолжил И слушать концерт.

Неправильное построение предложения с причастным оборотом.

5. Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры.

.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Беседки , скрытые от посторонних глаз , были построены в липовой рощице

Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.

Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления)

6. Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы.

Согласно распоряжен ИЮ (сущ. В Д.п)

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Только духовно развитый человек может видеть красоту природы и наслаждаться ею.

Задание № 8.  Синтаксические нормы. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение  - это определение, выраженное существительным. Если это определение, то оно отвечает на вопрос   какой?   Определяя предмет, приложение даёт ему другое название . Отличие от определения только в том, что приложение выражено   НЕ   прилагательным и другими частями речи, отвечающими на вопрос какой, а им. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  • Приложение  - это определение, выраженное существительным. Если это определение, то оно отвечает на вопрос   какой?   Определяя предмет, приложение даёт ему другое название .
  • Отличие от определения только в том, что приложение выражено   НЕ   прилагательным и другими частями речи, отвечающими на вопрос какой, а им. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ СОГЛАСОВАННОЕ  НЕСОГЛАСОВАННОЕ Согласованное приложение  согласуется с главным словом в роде, числе, падеже. Оно бывает  одиночным , то есть состоит из одного слова, и  распространённым.  Несогласованное приложение  связано с главным словом связью управление, поэтому оно всегда  стоит в определённом падеже ,  не изменяет форму при данном определяемом слове. Примеры:  девушка- студентка  (о девушке-студентке- здесь одиночное приложение); мне,  человеку любопытному  (обо мне, человеке любопытном- здесь распространённое приложение).   Примеры: Роман-эпопея (какой?)  «Война и мир»  -  о романе-эпопее  «Война и мир» Конфеты (какие?)  «Красная шапочка»  - конфетам (какими?)  «Красная шапочка».

ПРИЛОЖЕНИЕ

СОГЛАСОВАННОЕ

НЕСОГЛАСОВАННОЕ

Согласованное приложение  согласуется с главным словом в роде, числе, падеже. Оно бывает  одиночным , то есть состоит из одного слова, и  распространённым.

Несогласованное приложение  связано с главным словом связью управление, поэтому оно всегда  стоит в определённом падеже ,  не изменяет форму при данном определяемом слове.

Примеры:  девушка- студентка  (о девушке-студентке- здесь одиночное приложение); мне,  человеку любопытному  (обо мне, человеке любопытном- здесь распространённое приложение).

Примеры:

Роман-эпопея (какой?)  «Война и мир»  -  о романе-эпопее  «Война и мир»

Конфеты (какие?)  «Красная шапочка»  - конфетам (какими?)  «Красная шапочка».

В чём суть ошибки, которая допускается при употреблении несогласованного приложения?   Ошибка заключается в том, что изменяют форму приложения , как это делают при согласованном приложении. А этого делать нельзя!

В чём суть ошибки, которая допускается при употреблении несогласованного приложения?

Ошибка заключается в том, что изменяют форму приложения , как это делают при согласованном приложении.

А этого делать нельзя!

Запомните!   ПРАВИЛО Несогласованное приложение стоит  в именительном падеже , если при нём  есть  определяемое слово. Неверно!!! О рассказе «Ионыче». Верно!!! В журнале «Истории». О рассказе «Ионыч». В журнале «История».

Запомните!  

ПРАВИЛО

Несогласованное приложение стоит  в именительном падеже , если при нём  есть  определяемое слово.

Неверно!!!

О рассказе «Ионыче».

Верно!!!

В журнале «Истории».

О рассказе «Ионыч».

В журнале «История».

Запомните! ПРАВИЛО Если при несогласованном приложении нет определяемого слова , то приложение стоит в форме того падежа, который необходим по контексту. Примеры: говорили о «Капитанск ой дочк е » А.С.Пушкина»; написано в «Извести ях », наслаждались «Лебедин ым озер ом ».

Запомните!

ПРАВИЛО

Если при несогласованном приложении нет определяемого слова , то приложение стоит в форме того падежа, который необходим по контексту.

Примеры: говорили о «Капитанск ой дочк е » А.С.Пушкина»;

написано в «Извести ях »,

наслаждались «Лебедин ым озер ом ».

Тренировочное упражнение В основе сюжета  романа «Отцов и детей»  - конфликт между старшим и младшим поколением. В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов поэта. Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном» В справочном издании «Словаре русского искусства» есть прекрасные репродукции картин. В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на произведение молодого автора. В оде А.С.Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы. В кинофильме «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Тренировочное упражнение

  • В основе сюжета  романа «Отцов и детей»  - конфликт между старшим и младшим поколением.
  • В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов поэта.
  • Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном»
  • В справочном издании «Словаре русского искусства» есть прекрасные репродукции картин.
  • В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на произведение молодого автора.
  • В оде А.С.Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы.
  • В кинофильме «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
ИТОГ УРОКА Назовите тему урока? Какую задачу мы ставили сегодня на уроке? Продолжи фразу «Сегодня на уроке я… « узнал(а)…» « научился(лась)»… «… повторил(а), закрепил(а) САМООЦЕНКА

ИТОГ УРОКА

  • Назовите тему урока?
  • Какую задачу мы ставили сегодня на уроке?
  • Продолжи фразу «Сегодня на уроке я…
  • « узнал(а)…»
  • « научился(лась)»…
  • «… повторил(а), закрепил(а)

САМООЦЕНКА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!