СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности овладения навыками описательного рассказа детьми с ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности овладения навыками описательного рассказа детьми с ОНР»

Особенности овладения навыками описательного рассказа детьми с ОНР

В науке под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллект.

В современной коррекционной педагогике и логопедии связное монологическое речевое высказывание анализируется в основном по лингвистическим и психолингвистическим критериям, которые не всегда позволяют вскрыть причины имеющихся трудностей. Это объясняется тем, что при таком анализе остаётся скрытым процесс формирования речемыслительных операций. Анализ воспроизведённого ребёнком текста осуществляется по критериям:

1. способность самостоятельно сформулировать основную мысль исходного текста;

2. цельность воспроизведённого сообщения:

  • полнота и последовательность воспроизведения элементов полной смысловой программы текста;

  • полнота и последовательность воспроизведения большой смысловой программы текста;

3. связность воспроизведённого сообщения:

  • количество лингвистических единиц в пересказе;

  • наличие в высказывании слов, не несущих семантической нагрузки;

  • использование в высказывании авторских слов и выражений;

  • количество лексических замен;

  • количество структурно полных сложносочиненных и сложноподчинённых предложений в высказывании [30].

Анализ связного монологического высказывания позволяет получить данные о сформированности операций членения проблемной ситуации текста, программирования высказывания, удержания в памяти программы, реализации и развёртывания программы во внешней речи.

Для первого уровня речевого развития характерно полное или почти полное отсутствие средств коммуникации в тот возрастной промежуток, когда у ребенка с нормальным развитием навыки речевого общения в большей степени сформированы. У таких детей практически полностью нет фразовой речи; стараясь что-то рассказать о каком-то событии они могут назвать только некоторые слова или несколько довольно сильно деформированных предложений.

Для второго уровня речевого развитие характерно осуществление общения не только при помощи жестов и лепетных слов, но и с использованием довольно-таки стабильных, хоть и весьма искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств. Начинается использование фразовой речи и ребенок в состояние ответить на задаваемые ему вопросы, беседовать со взрослыми по картинке, о известных ему событиях окружающей жизни. Несмотря на это, дети с таким уровне речевого развития связной речью почти не владеют.

Более часто встречается у детей в возрасте пяти-шести лет с общем недоразвитием речи третий уровень речевого развития. Такие дети уже используют в своем общение развернутую фразовую речь, но вместе с тем подчеркиваются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Более четко они выявляются в различных видах монологической речи (в пересказе, описание, рассказе по картинкам и др.). Скудность словарного запаса, задержка в освоение грамматического строя родного языка усложняют процесс формирования связной речи, сдвиг от диалогической формы речи к контекстной.

Исследованиями определено, что дошкольники с общим недоразвитием речи, обладающие третьим уровнем речевого развития, существенно отстают от детей с нормальным развитием в освоении навыками связной, преимущественно монологической речи.

Особенность развития связной речи у детей с четвертым уровнем общего недоразвития речи, по сведениям исследований Т.Б. Филичевой, выявляются в нижеприведённом. В беседе, при сочинении рассказа по данной тематики, картинке, серии сюжетных картинок выделяют нарушения логики, остановке на второстепенных, незначительных элементах, упущение важных событий, сочиняя рассказ по теме с элементами творчества, дети используют, по большей части, простые малоинформативные предложения. Дети такой группы все еще сталкиваются с трудностями при планировании собственных высказываний и выделение подходящих языковых средств.

Связную речь у дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуют следующие характерные признаки: недостаточный уровень способности к отражению причинно-следственных отношений между событиями, ограниченное восприятие действительности, недостаточность речевых средств, затруднения в планировании монолога.

Опираясь на вышеизложенное, можно выделить такие особенности связной речи у детей с ОНР: в беседе, при составлении рассказа по данной теме, картинке, серии сюжетных картинок проявляются нарушения логической последовательности, остановке на второстепенных элементах, пропуски важных событий, повторение определенных частей; говоря о событиях из собственной жизни, придумывая рассказ на свободную тему с творческими элементами, дети используют преимущественно простые малоинформативные предложения.

Сохраняются затруднения при планировании собственных высказываний и выборе соответствующих языковых средств.

Научные и педагогические исследования выявили трудности детей с общим недоразвитием речи в построении монолога-описания: высказывания -набор однословных предложений - прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отобрать необходимые слова, строить предложения. Преобладают простые предложения, иногда с однородными членами; мало двусоставных предложений. Часто необходимое слово заменяется действием (указанием на предмет). Трудно строится связный текст. Дети не знают, как начать и закончить описание, но даже в тех случаях, когда они формулируют основную мысль, не могут привести достаточного количества признаков. Называются лишь объекты, изображенные на картинке, или действия, совершаемые героями. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения; заканчиваются на каком-то признаке или словом «всё». Многие высказывания непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определённый порядок описания признаков.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!