СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности организации работы в группе продлённого дня" - выступление на МО учителей начальных классов и воспитателей.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обращено внимание на особенности и важность работы воспитателя в группе продлённого дня в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности организации работы в группе продлённого дня" - выступление на МО учителей начальных классов и воспитателей.»

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».

















Выступление на МО начальных классов по теме:

«Особенности организации работы в группе продлённого дня»












Мартыненкова Л.В.














Смоленск, 2024

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

Группа продленного дня – это объединение учащихся одного или нескольких классов под руководством педагога, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы. Основной принцип организации групп – добровольность.

Основная цель организации групп продленного дня - максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Основные задачи: - помочь учащимся в усвоении образовательных программ; - развивать познавательные процессы и интересы личности; - развивать основные нравственные качества личности ребенка; - развивать коммуникативные отношения ребенка; - развивать мыслительные процессы, творческие способности; - укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены; - формировать полезные привычки; - воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость; - воспитывать чувство коллективизма.

Таким образом, группа продленного дня – одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Организация группы продленного дня.

В основе работы воспитателя группы продленного дня лежит нормативно-правовая база, которая регламентирует нормы и требования по созданию таких групп и организации учебно-воспитательной работы в такой группе. Зачисление обучающихся в группу продленного дня и отчисление из нее осуществляются приказом по школе по добровольному письменному заявлению родителей (законных представителей). Между общеобразовательным учреждением и родителями обучающегося, посещающего группу продленного дня, заключается договор о взаимных обязательствах. Учащихся из группы продленного дня забирают родители, или их доверенные лица (на основании заявления родителей, с указанием ФИО доверенного лица). Учителя-воспитатели не рекомендуют забирать детей во время мероприятий или подготовки к занятиям. Это срывает учебный процесс и неблагоприятно сказывается на их эмоциональном настроении.

Внеклассная и внешкольная работа в группах продленного дня является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательного процесса школы, обеспечивающего идейно-политического, нравственного и трудового воспитания. Она организуется на основе календарно- тематического планирования.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: воспитатель группы продленного дня должен владеть знаниями в области ведения документации, знать права и обязанности всех участников группы продленного дня.

Особенности работы в группе продленного дня.

В работе группы продлённого следует уделять особое внимание построению взаимодействия воспитателя и воспитанника. Необходимо выработать некоторые принципы работы и строго их придерживаться. Один из них – совместное с учащимися планирование работы группы ГПД, что способствует их заинтересованности и вовлеченности во все мероприятия. Важно, что в основу планирования работы воспитатель закладывает следующие позиции: - создание условий для развития и личностного роста воспитуемых; - создание условий для реализации разных форм деятельности учащихся: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной; - создание условий для формирования нравственной системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Второй принцип работы в группе продлённого дня – индивидуальный подход во взаимодействии с учениками, т.к. воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в организации деятельности, основанной на глубоком знании особенностей личности ребенка, в создании дополнительных возможностей для развития способностей и активности каждого. Особенное внимание уделяется детям с девиантным поведением и детям из особых семей, т.к. именно они в первую очередь нуждаются в понимании и поддержке.

Третий принцип – построение взаимоотношений воспитателя и воспитанника на взаимодоверии. Здесь необходимо соблюдать три важных условия: - доверие должно быть естественным и непринуждённым, а не явно искусственным приёмом. Ребёнок должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия; - в случае негативных поступков ученика учитель или воспитатель оценивает поступок, а не личность и при этом подчёркивает достоинства личности учащегося; - воспитатель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, вовремя оказывать ему помощь и поддержку; - воспитатель особым образом организует работу с педагогически запущенными детьми. В основу этой работы положены советы В.А. Сухомлинского: «Главное - не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства».

Воспитательная работа в группе продленного дня.

Воспитательный процесс в школе становится педагогической мерой проявления нравственно-эстетического отношения детей к окружающему миру и искусству. Критерии и показатели сформированности уровня воспитанности выражаются в проявлении учащихся интереса к вне учебной эстетической деятельности, эстетических чувств, взаимосвязи эстетических и нравственных знаний, творческой эстетически-мотивированной деятельности. Воспитательная работа стоится на основе её планирования. Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год с выделением каждой учебной четверти. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы.

В группе продленного дня воспитателю необходимо тщательно продумывать формы и методы организации деятельности учащихся. Одним из основных этапов в режиме группы продленного дня является самоподготовка. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы.

При работе в группе продленного дня предлагается использовать различные виды прогулок, такие как: прогулка с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, прогулка-«задача», которая предусматривает решение практической задачи, например, определить расстояние, величину или высоту предмета и т.п., прогулка-«фантазия»: сделать зарисовку, изготовить поделку из природного материала, сплести венок, корзину, составить букет из листьев (цветков, веток), придумать сказку, стихотворение и т.д. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленного дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни. При организации деятельности по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни реализуются следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья учащихся в период пребывания в школе и создание условий для формирования здорового образа жизни. В течение года работают кружки, в которых преподаватели, педагоги дополнительного образования создают комфортные условия для интеллектуального, физического, эстетического развития детей в соответствии со способностями и интересами учащихся. Особое место в режиме групп продленного дня отведено мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам (беседы, викторины, конкурсы). Задача воспитателей – сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. У воспитателей есть разнообразные, интересные идеи и необходимый методический материал для индивидуальных и коллективных занятий. При организации занятий в ГПД учитывается потребность детей младшего школьного возраста как в умственной, так и в игровой деятельности, а также индивидуальные склонности, интересы и возможности ребенка.

Направления воспитания в группе продлённого дня.

Чтобы воспитание содействовало всестороннему развитию личности, оно должно осуществляться по разным направлениям. Это: 1. Гражданско-патриотическое воспитание. Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование организационных навыков, умений соотносить собственные интересы с желаниями других людей, воспитывать желание работать в коллективе на пользу своей стране. Необходимо проводить часы общения, знакомить учеников с новостями, проводить экскурсии в музей школы, в комнату боевой и трудовой славы. Организовывать экскурсии по родному городу (селу), в другие города, посещать театры, музеи, выставки. Проводить беседы на различные гражданско-патриотические темы. Принимать участие в линейках. 2. Семейное воспитание. Учащихся должны быть ознакомлены с родом и историей своей семьи. Также в рамках группы продленного дня необходимо принимать участие в народных праздниках, организовывать помощь людям пожилого возраста, инвалидам, проводить беседы на темы: «Моя семья», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Я горжусь своей семьей», «Мои братья и сестры». Поздравлять с днем рождения каждого ученика в коллективе. 3. Военно-патриотическое воспитание. Воспитатель должен воспитывать у учеников уважение к людям старшего поколения, ветеранам войны. Для этого дети принимают участие в спортивных соревнованиях, в школе проводятся встречи с ветеранами войны, дни гражданской обороны. 4. Трудовое воспитание. Главная его цель - воспитывать уважение к человеческому труду, желанию работать. Необходимо принимать участие в трудовых десантах по уборке территории школы, класса. Проводить экскурсии на производство, проводить знакомства с людьми различных профессий, принимать участие в конкурсах, праздниках. 5. Художественно-эстетическое воспитание. Учащиеся должны быть знакомы с культурными традициями, фольклором своего народа, проявлять интерес к изучению языка и литературы, культуры, развивать творческие способности. 6. Экологическое воспитание. Цель экологического воспитания - формировать экологическую культуру, воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю. Целесообразно проводить беседы о природе, экскурсии на природу, проводить экологические десанты, принимать участие в экологических праздниках. 7. Нравственное воспитание. Очень важно познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности, формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления, способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.

Для этого воспитатель должен использовать различные методические приемы: чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев, проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни), проведение развивающих и словесных игр, рисование эпизодов из сказок, раскрашивание, проигрывание этюдов с неопределенным концом и т.д.. 8. Приобщение к здоровому образу жизни. Воспитатель группы продленного дня должен способствовать формированию у учащихся желания вести здоровый образ жизни. Также обязательными аспектами являются: проведение медосмотра учеников школьным врачом, проведение бесед на темы сохранения здоровья, беседы по вопросам предупреждения детского травматизма, о здоровом образе жизни, вредных привычках. Важно принимать участие в различных спортивных соревнованиях, изучать и проводить подвижные игры. 9. Взаимодействие школы, родителей, детей. В современных условиях родители являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому развитие ребенка является результатом совместной деятельности учителя, воспитателя и родителей. В этой связи важно построить отношения с семьёй. Кроме индивидуальной работы с родителями существуют и другие методы работы, они так же важны и необходимы в педагогической деятельности, так как в комплексе способствуют полноценному развитию. Родители должны приобщаться к проведению воспитательных мероприятий, участвовать в утренниках и семейных праздниках.

Таким образом, можно выявить взаимосвязь между всеми направлениями воспитания, как единой системы и в то же время важность и целостность каждой.

ВЫВОДЫ.

Работа группы продленного дня, как форма организации учебно-воспитательного процесса, в настоящее время требует соответствующих современных подходов к организации режима учебно-воспитательного процесса. Режим должен быть построен таким образом, чтобы способствовать выработке определенного ритма деятельности у каждого учащегося в отдельности и у всего коллектива в целом, приучать детей к порядку, самодисциплине, четкой организации труда и отдыха.

На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять право выбора действий в определенных жизненных ситуациях, помогая ему тем самым обретать нравственный опыт. Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять их «свободное пространство». Нужно стараться строить свою работу так, чтобы группы продленного дня стали органическим элементом, этапом учебно-воспитательного процесса школы. В работе с ГПД важны своевременные психолого-педагогическая помощь и поддержка детей, вовлечение их в коллективные действия и создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, всегда уверенный в том, что будет поощрен.

Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно-ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка. Творческий подход грамотного педагога и воспитателя позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!