СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения гиперактивных детей в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все чаще учителя сталкиваются  в своей работе с гиперактивными детьми. Особенности работы с такими детьми в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения гиперактивных детей в начальной школе»

Статья

учителя начальных классов

МБОУ СШ №8 г.Смоленска

Емельяновой Т.А.



Особенности обучения гиперактивных детей в начальных классах



«Норовистые» дети похожи на розы – им нужен особый уход.

И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту.»

(Мэри Курчинка)

1 сентября.1 класс. Учитель знакомится с детьми, дети знакомятся с учителем. Уже на линейке каждый из них ведет себя по- своему. Кто – то стоит и внимательно всех рассматривает, кто-то крутиться, вертится, разговаривает, пританцовывает, выкрикивает…

Начинаются занятия. Сразу выделяются дети, которые не слышат учителя, выполняют работу кое-как, разговаривают на уроках, на переменах с криком бегают, задирают других детей, абсолютно не реагируют на запреты и ограничения, используют ненормативную лексику, быстро и много говорят, глотают слова, перебивают, не дослушивают, задают миллион вопросов, но редко выслушивают ответы на них, итак далее…В классе гиперактивный ребенок, ребенок с особыми образовательными потребностями. Но сразу стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка активный значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. В психолого-педагогической литературе для описания таких детей употребляются термины: подвижный, импульсивный, шустрик, энерджайзер, вечный двигатель, живчик, вулканчик. Некоторые авторы используют и такие: моторный тип развития, дети с повышенной активностью, дети с повышенной аффективностью. По мнению специалистов, чуть ли не половина детей страдают так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире их количество неуклонно возрастает.

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

-Чрезмерная двигательная активность

- импульсивность

- невнимательность

Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.

Работа по обучению и воспитанию таких детей должна вестись обязательно в комплексе учителем, школьным психологом и родителями Успешная работа с гиперактивным ребенком невозможна без сотрудничества с родителями.

К сожалению некоторые родители не видят пока проблемы, считают что в школе его научат дисциплине и порядку, другие скрывают, что проблема обнаружена еще в детском саду и тихо дают успокоительные таблетки. Обязательна консультация специалиста, желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями.

При семейном воспитании очень часто родители впадают в две крайности:

- с одной стороны, проявление чрезмерной жалости и вседозволенности;

- с другой стороны, постановка завышенных требований в сочетании с излишней жестокостью, пунктуальностью и санкциями (наказаниями).

И в моем классе был такой ученик. В своей работе я приглашала психолога на уроки для наблюдения за таким учеником, советовалась со специалистами, изучала методическую литературу по данной теме, проводила индивидуальные беседы и консультации с родителями, мною были разработаны темы родительских собраний:

- Гиперактивный или активный ребенок?

- Двигательная расторможенность (гиперактивность)

- Если ребенок играет в агрессивные игры.

- Как и во что играть с агрессивным ребенком?

- Приступы раздражения (аффективные) у детей;

- 30 советов как обращаться с детьми с СДВ(синдром дефицита внимания) дома:

- Как учить с гиперактивным ребенком уроки ?

На одном из собраний родителям предлагалось определить своего ребенка

Активный ребенок

Гиперактивный ребенок

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.


- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.


- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.


- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.


- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Разговор с родителями гиперактивного (а даже и просто активного) ученика учитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей

Были разработаны советы родителям в воспитании гиперактивных и активных детей:

  1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

  2. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

3. Определите четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).

4. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.

5. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

6. .Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него (например, бассейн )- просто панацея.

7.Приучайте малыша к пассивным играм (перед сном).

8..Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Обобщая свой педагогический опыт по работе с гиперактивными детьми, можно выделить основные правила работы . Цель педагогической поддержки - помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира. Что включает в себя «педагогическая поддержка»?

· изучение среды, в которой находится ребенок;

· выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность детей;

· выявление педагогических проблем ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно;

· установление с ним договорных отношений;

· привлечение к решению проблемы преподавателей и других специалистов;

· консультирование преподавателей и других лиц, взаимодействующих с ребенком;

· совместный анализ результатов решения возникшей педагогической проблемы.

Педагогическая поддержка нужна для того, чтобы учебно-воспитательный процесс носил личностно-ориентированный характер. Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность... Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.


Основные направления в работе с гиперактивными детьми:

  1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможности выбрать зверушку, которую дети будут изготовлять на уроке),

  2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

- смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

- реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);

3. Понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения, использование гибкой системы поощрений и наказания

4. Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);

5. Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

6. Избегание категорических запретов. Использовать в работе метод предупреждений. Метод предупреждений позволяет направить внимание ребенка на важный материал. Ребенка персонально предупреждают о том, что начинается важный материал, который надо слушать внимательно: педагог может обратиться к нескольким детям в классе с просьбой быть особо внимательными (это делается с целью не выделять сложного ребенка на фоне остальных, не вызывать у него протестных реакций).

7. Использовать тактильный контакт С этой целью можно посадить ребенка рядом с учителем (за первую парту). Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий "включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

8. Школьное занятие продолжается 45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее Поощрять даже за маленькие успехи. Было бы ошибкой полагать, что невнимательный ребенок не старается. Просто его старания часто не приводят к удовлетворительному результату. Однако внутри себя он полагает, что приложил немало усилий. Низкая оценка его деятельности приводит его к убеждению, что его старания бессмысленны. Это повод, чтобы перестать «шевелиться». Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты».

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Гиперактивным детям нравятся учителя, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, которые строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок.

Рекомендации общего характера:

- всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума слышат гиперактивные дети, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе;

- задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске;

- повесьте в классе календарь и отмечайте в нем важные даты, сроки и цели. Побудите учеников вести свой календарь и отмечать в нем то же, что и в классном календаре;

- связывайтесь с родителями для передачи позитивных оценок. Создайте вместе с родителями систему, которая поддержит ученика и послужит продвижению общих целей.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные заведения. Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками. Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.


Литература

  1. 50 советов по организации классной работы с детьми с СДВ (По материалам статьи "50 Tips on the Classroom Management of Attention Deficit Disorder" by Edward M. Hallowell, MD and John B. Ratey, MD (1992):

http://www.netacc.net/~gradda/fa9650ti.html

  1. Двигательная расторможенность (гиперактивность) Автор: Г.Г. Шанько






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!