СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности менеджмента в малом бизнесе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

реферат по менеджменту

Просмотр содержимого документа
««Особенности менеджмента в малом бизнесе»»

20



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

(ЛНУ имени Тараса Шевченко)


Институт экономики и бизнеса

Кафедра маркетинга и менеджмента





ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА



По дисциплине «Менеджмент»

НА ТЕМУ: «Особенности менеджмента в малом бизнесе»


Выполнил:

Студентка 4 курса

направления подготовки «Филология.

Английский язык и литература»

заочной формы обучения

Мазенкова А.С.


Проверил:

ассистент кафедры

маркетинга и менеджмента

Семёнова О.Н.





Луганск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………….........3 1 Теоретические основы малого бизнеса……………………………………….4 1.1 Сущность и основные особенности функционирования предприятий малого бизнеса……………………………………………………………………4 1.2 Исторические аспекты развития малого предпринимательства………….6 2 Специфика управления в малом бизнесе……………………………………..8 2.1 Характерные черты управления на предприятиях малого бизнеса………8 2.2 Особенности управления персоналом на предприятиях малого бизнеса.13 Заключение……………………………………………………………………....19 Список использованной литературы…………………………………………..20 ВВЕДЕНИЕ

Основной целью малого бизнеса является обеспечение необходимой мобильности в условиях рынка, создание глубокой специализации и кооперации, без которых невозможна его высокая эффективность, кроме того, он обладает способностью к быстрому заполнению рыночных ниш, а также к быстрой окупаемости.

Актуальность данной работы выражена в том, что основной особенностью менеджмента в малом бизнесе является неформальное исполнение власти. Основным видом взаимоотношений между руководителем и подчиненными являются взаимоотношения открытого характера. Особую важность для развития малого предприятия представляет правильное исполнение руководителем своих функций. Т.е необходимо стилистически правильное управление малым бизнесом.

Основной целью работы является выявление особенностей управления в малом бизнесе, а также изучение политики управления персоналом на предприятиях малого бизнеса.

В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:

- выявление сущности и основных особенностей функционирования предприятий малого бизнеса;

- рассмотрение специфики управления в малом бизнесе;

- изучение особенностей управления персоналом на малых предприятиях.

Теоретической и методологической основой исследования являлись труды по малому бизнесу, менеджменту, экономике предприятия и управлению персоналом.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Сущность и основные особенности функционирования предприятий малого бизнеса

Как следует из определения, «малый бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, определяющих сущность этого понятия».

К важнейшим чертам предпринимательства, как правило, относят:

- свободу и независимость в принятии решений, которая ограничивается лишь рамками правовых норм;

- экономическую заинтересованность;

- хозяйственный риск и ответственность.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Формирование предпринимательства включает ряд условий: экономического, правового, социального и др. характера.

Экономические условия - это спрос на те товары и услуги, которые предприятие предлагает рынку.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. Социальные условия определяют отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к размеру заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности особую роль приобретает наличие прочной правовой среды и создание необходимых правовых условий. Правовая среда включает, прежде всего, законы, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства.

Выделим качественные особенности предпринимательства в масштабе малого предприятия. Первой особенностью является непосредственное управление предприятием и единство права собственности.

В качестве второй характеристики можно выделить так называемую обозримость предприятия.

Третья - относительно небольшой размер рынков сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая - поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей, отношения между предпринимателем и клиентами носят персонифицированный характер.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия.

Шестая специфическая черта - семейное ведение бизнеса.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции.

Не менее значимы функции социальные. 

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.




1.2 Исторические аспекты развития малого предпринимательства

Анализируя воззрения учёных о предпринимательстве в 18-19 веках можно сделать вывод, что актуальные в настоящее время положения о предпринимательстве и предпринимателях были заложены именно в них.

Ричард Кантильон по праву считается основоположником первой концепции предпринимательства. Согласно его определению предпринимателем является человек, осуществляющий свою деятельность в условиях риска».

Адам Смит также внес значительный вклад в разработку теоретических основ предпринимательства. В своём труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» он производил анализ важнейших проблем развития экономики, он считал, что экономика представляет собой систему объективных экономических законов, которые можно познать.

Также большой вклад в экономическую теорию внесли такие выдающиеся учёные-экономисты, как Ф. Хайек и Й. Шумпетер. Рассмотрим их точки зрения на сущность предпринимательства.

Ф. Хайек характеризует предпринимателя как хозяйствующий субъект отличающийся особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, которые еще не были замечены другими хозяйствующими субъектами.

По мнению известного американского учёного австрийского происхождения Й. Шумпетера, предприниматели представляют собой особый класс хозяйствующих субъектов, но только в том смысле, что исследователь может при классификации вычленить их в отдельную группу.

Й. Шумпетер разработал теорию предпринимательской прибыли. Он считал, что сумма прибыли от нововведений в экономическом процессе характеризует только основу предпринимательской прибыли, а общая сумма прибыли будет обнаруживать динамику, не зависимую только от движения предпринимательской прибыли. «Предпринимательская прибыль - это часть средств, остающаяся свободной после покрытия всех издержек, свободной прежде всего с точки зрения предпринимателя», - писал в своей книге «Теория экономического развития» Шумпетер.

Мотивы предпринимателя, по Шумпетеру, формируются под девизом «Ещё больше». Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и - в большинстве случаев, хотя и не всегда, - свою династию. Своя империя даёт предпринимателю простор для действий и чувство власти. Шумпетер выделяет следующую группу мотивов: одному нужна «свобода» и «условия для развития личности»; другой хочет обладать «сферой влияния»; третий движим «снобизмом», но не станет этого делать.

Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой - стремление к успеху ради успеха. В обоих случаях, считает Шумпетер, экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь - всего-навсего показатель успеха - зачастую только потому, - что другого нет, - и символ победы. И в этой группе можно выделить такой мотив, как стремление подняться вверх по социальной лестнице. Эти мотивы поведения предпринимателя принципиально отличаются от экономических.

Треть группа мотивов связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только в предпринимательской деятельности становится определяющим мотивом поведения предпринимателя. Это и просто удовольствие от работы, и радость, которую испытывает человек от «своего творения». И здесь блага приобретаются не ради них самих, т.е. теряется обычный смысл их приобретения .

2 СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ 2.1 Характерные черты управления на предприятиях малого бизнеса

Малый бизнес отличается огромным разнообразием. Классификация видов малого бизнеса включает ряд факторов, влияние каждого из которых на особенности управления конкретным предприятием очень велико. Данные факторы включают в себя информацию о размере предприятия, численности и составе работающих, форме собственности, отрасли деятельности, объеме и ассортименте выпускаемой продукции или услуг, организационной структуре предприятия и др.

Практика функционирования малых предприятий в нашей стране показала отсутствии необходимости привлечения специалиста-менеджера в управление, например, небольшим магазином или скажем, парикмахерской. Обычно функции управления в маленьких фирмах берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей. Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления включает решение следующих вопросов:

- создание структуры предприятия;

- распределение полномочий.

Структура фирмы, находящейся в единоличном владении является наиболее предпочтительной для малого бизнеса. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.

По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. Но даже при такой простой организационной структуре многие малые фирмы сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, к числу факторов, способствующих разорению малых фирм, относится нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они для выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции рано или поздно прибегают к услугам консультационных фирм или привлекают на работу профессиональных менеджеров.

Менеджмент в малом бизнесе обусловлен неформальным исполнением власти. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер.

Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. В результате можно выделить пять характерных типов управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор.

Менеджер-диктатор в основном ориентирован на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям.

Менеджер-демократ прямо противоположный диктатору. Дела у такого менеджера идут как бы сами собой.

Менеджер-пессимист руководствуется девизом «Не вмешивайся в естественный ход событий».

Менеджер-манипулятор во всем пытается достичь компромисса. Здесь проявляется склонность менеджера к манипулированию людьми.

Менеджер-организатор самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации.

В современный условиях становления и углубления рыночных механизмов регулирования экономики страны, малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. Финансовый менеджмент в малом бизнесе в силу специфических особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем.

1. В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель - хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

2. Финансовый менеджмент направлен на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли. Малые фирмы, созданные в форме АО, имеют право выпускать акции, но в силу определенных трудностей этой процедуры, как правило, не делают этого. Следовательно, финансовый менеджмент на малых предприятиях, в первую очередь, направлен на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение безубыточности производства. На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стратегия деятельности предприятия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика.

3. В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создается по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

4. Одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. На крупных предприятиях все чаще привлекают специалистов для определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей.

5. Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. Чтобы ее получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку. На малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия:

- понимания важности разработки маркетинговой политики;

- «лишних» денежных средств, необходимых для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов.

Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий.

6. Самый хороший менеджер мало чего может добиться, если у предприятия будет серьезный недостаток денежных средств. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала - одна из ключевых в финансовом менеджменте.

7. Эффективное использование долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов достигается посредством финансового планирования, которое является существенным элементом финансового менеджмента.

Финансовый план крупной компании представляет собой объемный документ. Финансовый план в малом бизнесе будет состоять из тех же разделов, но содержать намного меньше деталей и вспомогательных документов.













2.2 Особенности управления персоналом на предприятиях малого бизнеса

«Качество менеджмента в условиях рыночной экономики является одним из важнейших факторов развития малого бизнеса. Следует отметить, что в современных условиях не только крупнейшие интегрированные бизнес-группы общенационального масштаба испытывают кризис менеджмента, но и практически все хозяйствующие субъекты

Развитие предпринимательства со всей остротой выявило проблему руководителя малого предпринимательства. Какими личными и профессиональными качествами он обладает? Имеет ли он организаторские способности? По силам ли ему создать творческую среду?

Руководитель малого предприятия имеет дело с исполнителями. Это требует от него выполнения разнообразных функций. В качестве основных функций руководителя выступают выработка и принятие управленческого решения, организация, регулирование, корректирование, учет и контроль, анализ, прогнозирование, планирование, мотивация и стимулирование, и многое другое.

Средствами решения этих задач на предприятиях являются методы преимущественно материального и морального стимулирования. Они направлены на создание у работника заинтересованности в выполнении поставленного задания.

Действия руководителя имеют не только поизводственно-экономические, но и социально-психологические последствия. Наибольших успехов достигают те руководители, которые сочетают хозяйственные и воспитательные функции. Опираются на коллектив, привлекают его членов к решению общих дел.

Деловое творческое настроение в коллективе способен создать только руководитель, наделенный чувством ответственности за порученное дело, готовность к ответственности - отличительная черта настоящего руководителя.

Важную роль играет способность и талант руководителя как координатора. Координирующая функция руководителя состоит в том, чтобы обеспечить единые, целенаправленные действия всех членов коллектива.

Функции управления коллективом реализуются с помощью определенных методов руководства, которые представляют совокупность приемов управления, используемых руководителем. Они обычно зафиксированы в специальных уставных положениях. Стиль поведения руководителя складывается в процессе выполнения им профессиональных управленческих функций. Профессиональное мастерство руководителя - это умелый выбор методов и приемов управляющего воздействия на коллектив и отдельные личности.

Экономические методы представляют собой комплекс экономических рычагов, создающих условия, при которых выгодно работать хорошо.

Административные (организационно-распорядительные) методы решают те же задачи, что и экономические, но отличаются формами и приемами воздействия (однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением).

Социально-психологические методы заключаются в создании таких отношений в коллективе, при которых выбор желательного руководителю поведения осуществляется добровольным подчинением, в соответствии с ценностями и нормами коллектива.

Учитывая конкретные условия, форму деятельности коллектива, индивидуальность работника руководитель должен выбирать наиболее эффективные методы воздействия. Различные методы управления тесно взаимосвязаны. Методы руководства нельзя противопоставлять друг другу».

Стиль руководства - это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения поставленных задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций руководства. В стиле руководства проявляется и характер применения методов, и индивидуальность руководителя, его личные качества.

Можно выделить три стиля руководства: директивный, товарищеский и попустительский.

Постепенно в малом бизнесе начинает приобретать вес демократический стиль, особенно на малых предприятиях, где руководство состоит из молодых и прогрессивных управляющих. Руководитель, придерживающийся демократического стиля, информирует членов коллектива о планах, советуется с ними и считается с их мнением, принимая решения. Такой руководитель избегает навязывания своего мнения подчиненным, обсуждает с ними возможные варианты, предоставляет самостоятельность в том, что касается сферы действия каждого, использует их инициативу.

Тон общения руководителя с подчиненными дружеский, располагающий к сотрудничеству.

Этот руководитель находится в товарищеских отношениях с подчиненными, хотя и соблюдает необходимую дистанцию. Руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования. Он применяет главным образом экономические и социально-психологические методы руководства, но в должный момент использует и приказ. К санкциям прибегает лишь тогда, когда исчерпаны все другие методы.

Выбор стиля руководства во многом зависит от вида деятельности предприятия, квалификации подчиненных, сплоченности коллектива.

По мнению автора работы, на малых предприятиях России в настоящий момент в практике среднего руководителя, с незначительным перевесом, по отношению к другим стилям вместе взятым, преобладает директивный стиль. Предпочтение следует отдавать демократическому стилю. Директивный и попустительский стиль не имеют перспективы.

Теперь рассмотрим общие специфические особенности управления персоналом предприятия малого бизнеса:

- Комплексный характер деятельности работников и гибкая организация труда.

- Отсутствие многоуровневой организационной структуры.

- Относительно более высокая информированность работников.

Меньшая степень бюрократичности в работе. На предприятиях малого бизнеса отсутствуют многие правила и документы по регламентации деятельности, что порождает индивидуальный подход к каждой ситуации и работнику. Однако это приводит к возникновению конфликтов, к выражению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам.

Предприятие предъявляет повышенные требования к личным качествам работника. Малый коллектив быстрее подвергнет гонению того, чьи качества не соответствуют принятым нормам и ценностям предприятия.

Широкий выбор работников. Существующая безработица предоставляет руководителям возможность нанимать сотрудников за невысокую оплату труда. При этом имеется возможность экономить на социальных льготах, обучении, условиях труда и т.д. Отсутствие высокой квалификации у работников снижает уровень их претензий. Боясь потерять работу, многие добровольно идут на такие ущемления.

Самая важная проблема работников предприятия малого бизнеса. Благополучие персонала зависит от руководителя. Практически на всех предприятиях малого бизнеса отсутствуют коллективные договоры, профсоюзы, которые смогли бы оказать давление на администрацию в защиту интересов работников.

На всех предприятиях различных сфер деятельности рабочие рассматриваются как наемные работники, а специалисты - как единомышленники.

Многих работников привлекает работа на предприятиях малого бизнеса. Кроме малопривлекательных аспектов в организации деятельности таких предприятий можно выделить и ряд положительных, которые способны удерживать высококвалифицированных рабочих и служащих:

- место работы находится рядом с местом жительства;

- работники встречаются вне работы, что способствует укреплению отношений в коллективе;

- близкие отношения между работодателем и персоналом позволяют легче решать проблемы;

- достижения работников быстрее признаются и вознаграждаются;

- больше возможностей проявить себя в различных должностях;

- работники могут принимать участие в процессе принятия решений;

- заработная плата сравнима с оплатой труда на больших предприятиях;

- возможность участия в доходах предприятия;

- работники могут стать акционерами или партнерами».

Не все из перечисленных пунктов доступны каждому предприятию малого бизнеса, но многое может стать частью плана по управлению персоналом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, малый бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, определяющих сущность этого понятия.

Малый бизнес отличается огромным разнообразием.

Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.

Необходимо отметить, что в малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

Таким образом, правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов управления позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007. - 786 с.

2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом - М., 2002. - 379 с.

3. Блинов А.О. Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. Теория и практика. - М., 2003. - 400 с.

4. Бусыгин А.В. Введение в предпринимательство. - М.: Бусыгин, 2003. - 376 с.

5. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: учебное пособие - М., 1999. - 288 с.

6. Ивахненко Д.В. Подбор персонала: кадровая политика предприятия, вопросы трудоустройства. - М., 2006. - 432 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!