СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТМНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на научно-практической конференции.

Просмотр содержимого документа
«Особенности логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТМНР»

Особенности логопедической работы с младшими школьниками, имеющими тяжелые множественные нарушения развития.


Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) это обучающиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно – двигательного аппарата, зрения, слуха, расстройства аутистического спектра и эмоционально – волевой сферы.

Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта.

Данная категория детей характеризуется не только значительным недоразвитием мыслительной деятельности, но и нарушениями базовых психических функций ( внимания, памяти, восприятия, мышления). У детей с ТМНР отмечается своеобразное недоразвитие всех структурных компонентов речи, вплоть до ее полного отсутствия.

В 2022-2023 учебном году в логопедическую группу зачислены 18 детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, из них 8 имеют тяжелые множественные нарушения развития. В связи со сложной структурой дефекта у обучающихся, логопедическая работа с ними имеет ряд особенностей.

Наиболее важным фактором является установление контакта с ребенком. По моим наблюдениям, детей с ТМНР условно можно разделить на три группы:

1. Контакт продуктивен: ребенок охотно приходит на занятие, интересуется предложенными заданиями, старается правильно и аккуратно их выполнять, имеет позитивный эмоциональный фон на протяжении всего занятия, с удовольствием осваивает новые навыки и умения, адекватно оценивает свои достижения.

2. Контакт малопродуктивен: ребенок пассивен, предпочитает выполнять хорошо знакомые упражнения и задания, очень настороженно относится к новому, незнакомому, быстро утомляется, отвлекается, теряет интерес к совместной деятельности.

3. К третьей группе относятся, в основном дети, первого года обучения, у них наблюдается крайне низкая мотивация к учебной деятельности, неготовность к взаимодействию. Для них характерны хаотичное поведение, невосприимчивость к вербальным инструкциям, они могут проявлять агрессию, негативизм.

Установление контакта с обучающимся с ТМНР происходит при подборе интересующей его деятельности, для этого предлагаю разные варианты заданий, упражнений, дидактических игр. Когда с ребенком установлен контакт на уровне взаимодействия постепенно ввожу новые виды деятельности.

Считаю важным моментом в организации логопедического занятия с детьми с ТМНР соблюдения четкой последовательности действий. Использую для этого "визуальное расписание" - это карточки, на которых изображены те задания, которые ребенку предстоит выполнить в течение занятия. Такое расписание помогает настроится на продуктивную работу и оценить результаты своей деятельности. Нужно научить ребенка выполнять задания последовательно, обращаться за помощью, расширять круг его возможностей, учитывая зону ближайшего развития.

Следующая особенность логопедической работы - это организация логопедического обследования. Младшие школьники с ТМНР, в связи с их индивидуальными психо-физическими возможностями и особенностями в установлении контакта не всегда могут справиться с диагностическими заданиями в запланированные сроки. Поэтому выявление их речевых возможностей происходит на протяжении всего периода коррекционно-логопедической работы, фиксируется динамика речевого развития, намечается план дальнейшей деятельности.

План логопедической работы с обучающимся с ТМНР - это еще одна особенность в организации деятельности учителя-логопеда. Исходя из практики, могу сказать, что составить планирование для ребенка со сложным дефектом на весь учебный год очень сложно, так как у всех обучающихся разные уровни речевых возможностей, индивидуальный темп деятельности и развития. Поэтому план коррекционно-логопедической работы составляю на несколько занятий вперед, учитывая достижения ребенка и зону его ближайшего развития.

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с младшими школьниками с ТМНР имеет свои особенности. Занятие необходимо проводить с максимальным использованием различных анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных). Упражнения должны быть понятны и знакомы ребенку, вводить новые элементы или задания нужно постепенно, если ребенок проявляет стойкий негативизм по отношению к какой либо деятельности, ее можно отложить (переложить карточку "визуального расписания" в конец ряда) или дать это задание для отработки дома.

У обучающихся с моторной алалией, дизартрией, имеющих тяжелую степень системного недоразвития речи, первостепенными задачами становятся обучение понимать обращенную речь, выполнять простые вербальные инструкции, развитие мануального праксиса, артикуляционной моторики, речевого дыхания, слухового восприятия, развитие навыков звукоподражания или альтернативной коммуникации.

Применение информационно-компьютерных технологий в структуре логопедического занятия с младшими школьниками, имеющих ТМНР, одно из эффективных средств коррекционно-развивающей работы. Даже у детей пассивных или негативно настроенных на занятие появляется эмоциональный отклик, если предложить им выполнить задание при помощи компьютера или планшета. Я предлагаю такие упражнения детям в конце занятия, в виде поощрения за старания.

Необходимо наладить контакт с родителями (законными представителями) обучающихся, так как отработанные на логопедическом занятии навыки обязательно должны закрепляться дома. Обязательно расскажите о достижениях ребенка, научите взрослых помогать своим детям, обратите внимание над чем нужно поработать усерднее. Постоянно обменивайтесь информацией с педагогами, работающими с детьми с ТМНР, об используемых методах и приемах. Системная работа с ребенком - залог успеха.

Логопедическая работа с младшими школьникам, имеющих ТМНР это постоянный поиск эффективных практик по взаимодействию с детьми, направленных на их речевое развитие, формирование умений и навыков вступать в коммуникацию с другими людьми, получение ими социального опыта на доступном уровне.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!