СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности логопедической работы с детьми,страдающими задержкой психического развития.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время наблюдается тенденция  к увеличению детей с проблемами в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Особенности логопедической работы с детьми,страдающими задержкой психического развития.»

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

  В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

  Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеют негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС (соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания). Еще одной причиной ЗПР у детей, это педагогическая запущенность, неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации.

 К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР помимо того,что не развиваются предпосылки логического мышления,  снижены речевые возможности, ограничен словарный запас об окружающем. Речь детей с задержкой психического развития отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.

  И, как следствие, эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе (С. Г. Шевченко, 2003). Практически все дети с задержкой психического развития имеют различные речевые нарушения. В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложнённую нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематическим недоразвитием , элементами общего недоразвития речи.

   В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:

  • развитие и совершенствование общей моторики;

  • развитие и совершенствование ручной моторики;

  • развитие и совершенствование артикуляционной моторики;

  • развитие слухового восприятия, внимания;

  • формирование произносительных умений и навыков;

  • дифференциация звуков;

  • коррекция нарушений звукослоговой структуры

  • совершенствование лексичеких и грамматических средств языка

  • развитие навыков связной речи

  • обогащение коммуникативного опыта.

 Организация логопедической работы  предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:

  • взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).

  • Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

  • проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);

  • максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).

  Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и тематическом планировании занятий.

  В программе фонематического восприятия и подготовки к обучению грамоте ставятся следующие задачи:

  • Развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих)

  • Обогащение словарного запаса и связной речи;

  • Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;

  • Совершенствование сенсорного опыта, умение выделять основные группы русского языка – гласные и согласные звуки.

  Дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве общения. Даже в 7 лет детям оказывается малодоступным последовательное выделение звуков в слове.

  Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов.

  Очень важны игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного выдохов, и на этом этапе мы предлагаем игры с пропеванием гласных звуков с движениями.

  Вычленение звуков из слова начинается с гласных звуков, находящихся в ударном положении; затем взрывных согласных (к-г-х), сонорных (м-н).

  Для поддержания интереса к занятиям используем игровые приемы, дидактические и сюжетные игры. Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, языка. Обращаем внимание на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно, произношение других связано с тем, что губы или язык образует преграду.
 Кроме того, знакомим детей с условными обозначениями этих звуков (гласные обозначаем красной фишкой, твердые согласные – синей, мягкие согласные – зеленой). Дети учатся в тетрадях самостоятельно вычерчивать условно-графические схемы слова цветными карандашами.

  Выделение предложения из речи представляет значительную трудность. При формирования этого умения используем условно-графическую схему предложения. Объясняем детям, что начало линии имеет подъем, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы. Затем выделяются отдельные слова: ребенок, проговаривая каждое слово, обозначает его короткой линией: сколько слов в предложении, столько и коротких линий, в конце ставится точка.

  Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях:

  • гимнастика пальцев и кистей рук;

  • ориентирование на листе бумаги;

  • обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;

  • отработка элементарных графических навыков;

  • соотнесение звука и буквы.

  Работа по развитию тонкой моторики осуществляется как педагогами, а также в виде рекомендаций родителям. Детям предлагается большое разнообразие игровых пособий по развитию мелкой моторики: шнуровки, мозаики, конструкторы, мячи, нанизывание бус, бельевые прищепки, шаблоны по лексическим темам, игрушки из «киндер – сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»; горох, фасоль (выкладываем из них буквы, цифры, предметы).

  Обучаем детей приемам самомассажа кистей рук. Проводим с детьми пальчиковые игры, их мы подбираем к каждой лексической теме.

  Логопед работает в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на родительском собрании знакомит со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики в индивидуальном порядке. Приглашает родителей на консультации, занятия Для родителей оформлен стенд, где вывешиваются консультации, памятки для выполнения домашних заданий. Работа  по выполнению домашних заданий заключается в том, что родитель совместно с ребенком закрепляет те умения и навыки, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях (развитие лексико — грамматических средств языка, обучению грамоте и звукопроизношению).

  Таким образом,  логопедические занятия становятся при этом не только средством подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!