39
Опытная методическая работа
Тема: «Особенности изучения основ фонетики и графики
в I-IV классах»
Введение
«Без знакомства с фонетической системой языка
невозможно теоретическое или практическое
изучение языка. Ведь звуки речи являются
«природной материей» языка, вне которой
невозможно самое существование языка слов.
Поэтому изучение языка — его грамматического
строя и словарного состава - само по себе уже
предполагает изучение его фонетической системы»
Р И Аванесов.
Фонетика—самостоятельная лингвистическая дисциплина, и тем не менее она тесно связана со многими разделами курса русского языка. «Язык представляет собой сложное целое, части которого органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга» - Р.И.Аванесов.
Фонетика и фонология во взаимодействии с графикой служат основой в разработке методики обучения грамоте, в формировании элементарного умения читать. Невозможно переоценить их важность в овладении орфографией, таких труднейших тем, как правописание безударных гласных, правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. На теорию графики опирается методика чистописания (каллиграфия)
Фонетика в первую очередь связана с лексикой. Связь эта проявляется в том, что звуки служат своеобразным строительным материалом, из которого создаются слова; звуки речи (фонемы) выполняют смыслоразличительную функцию. Как известно, отдельно взятый звук редко когда имеет самостоятельное значение, однако изменение хотя бы одного звука в слове влечет за собой либо образование нового слова (бочка, дочка, ночка, почка), либо изменение его грамматической формы (лето — лета, море — моря и т. п.).
Фонетика связана и со словообразованием. Эта связь проявляется, например, при отделении основы от окончания в словах типа сарай — сарая — сарай[а] и т. п.
Связана фонетика и с морфологией. Так, изменение, например, грамматической категории или формы слова производится при помощи фонетических средств (пищу — пищу и т. п.).
Поскольку синтаксические связи нередко выражаются различными видами звучания (логическое ударение, интонация, пауза и т. п.), то и здесь правомерно говорить о связи фонетики с синтаксисом. «Всякое изменение в интонации при произнесении предложения обычно отражается на его смысле, будь то увеличение или уменьшение силы голоса на каком-либо слове, или изменение продолжительности паузы между словами, или ускорение и замедление темпа, или изменение тембральной окраски голоса».
Основные задачи изучения фонетики и графики:
1) Приводит в систему знания учащихся о звуковом строе, орфоэпии и графике русского языка
2) Совершенствует умение слышать и анализировать устную речь (звуки).
3) Помогает овладевать нормами литературного языка и средствами выразительности звучащей устной речи.
4) Создает базу для усвоения основ русской орфографии и грамматики.
5) Развивает речевой слух и чувство красоты звучания русской устной речи.
Анализ школьных программ показывает, что количество часов, отводимое на изучение фонетики в школе увеличивается.
I. Характеристика класса и исходный уровень учащихся
Класс, в котором я работаю уже четвёртый год, составляет 30 человек, среди них 17 мальчиков и 13 девочек, обучается по традиционной программе Министерства образования Российской Федерации.
До поступления в 1 класс дети посещали логопедическую группу детского сада, где проводилась большая работа по специальному развитию и совершенствованию умений звукового анализа.
В период первичного обследования учащихся 1 «А» класса в 2002 году мною и психологом было проведено следующее исследование:
— особенности чтения и письма;
— особенностей пространственной ориентировки;
— временных представлений и понятий;
— фонематического развития;
— звукового анализа и синтеза;
—особенности словарного запаса;
1.1. Особенности чтения и письма
Результаты обследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 Анализ сформированности навыков чтения и письма в 1 «А» классе (в %)
ЧТЕНИЕ | Количество человек | % |
1. Знание букв | 29 | 97 |
2. Есть ли готовность к слиянию | 19 | 63 |
3. Есть ли правильное слияние | 16 | 53 |
4. Чтение медленное послоговое | 13 | 43 |
5. Чтение правильное послоговое | 6 | 20 |
6. Чтение правильное послоговое, короткие слова целиком | 3 | 10 |
7. Чтение целыми словами, отдельные слова по слогам | 7 | 23 |
8. Беглое чтение | 1 | 4 |
9. Может ли повторить прочитанное | 4 | 13 |
10. Понимание смысла прочитанного | 3 | 10 |
ПИСЬМО | | |
| | |
1. Письмо отдельных слов печатными буквами | 11 | 37 |
2. Готовность руки к письму | 16 | 53 |
3. Знание письменных букв | 6 | 20 |
4. Умение списывать с печатного текста | 5 | 17 |
5. Умение писать под диктовку | 3 | 10 |
1.2. Состояние пространственной ориентировки
При выполнении серии проб по выявлению ведущей руки у школьников установлено следующее: правосторонняя — у 87% (26 человек), левосторонняя — у 13% (4 человека)
1.3. Состояние ориентировки во времени
Изучение выявило у детей нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности).
Бытовое время (утро, вечер, вчера, завтра, скоро, недавно, потом) двое учащихся обозначали ошибочно: «Мы завтра проходили букву А».
Понятия раньше, позже, чаще, реже, старше, младше и подобные у большинства не дифференцированы. Только у 6 учащихся усвоены предлоги перед и после, обозначающие последовательность во времени и пространстве.
Как следствие слабой ориентировки во времени возникают трудности усвоения грамматики.
1.4. Состояние речевого внимания и фонематического восприятия
Недостаточная сформированность функций рече-слухового анализатора при сохранном физическом слухе является причиной затруднений многих детей в различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком. Ученики не затруднялись в анализе услышанного и его воспроизведении.
Мы предложили учащимся заметить неправильность в тексте шуточного стихотворения Н. Семернина (текст произносился в постепенно ускоряющемся темпе)?
Если б не было рогов у коров,
Если б не было ушей у мышей,
Если б не было хвостов у котов,
Гребешков — у петушков,
Пятачков — у поросят,
Красных лапок — у гусят,
Легких крыльев — у баранов
И усов — у тараканов...
Если б слушал ты внимательно,
Ты б исправил обязательно!
Каждому ребенку предлагалось подойти к психологу и шепотом сообщить об ошибке, замеченной им. Все учащиеся, кроме Сафонова Дмитрия, воспитанника детского дома, которого в 1 классе перевели на индивидуальное обучение, заметили неправильность в тексте.
Указанные особенности внимания не могут не отражаться на продуктивности всех видов учебной работы детей.
1.6. Состояние звукового анализа и синтеза слов
При анализе слов по числу звуков у значительной части учащихся отмечалось стремление к пересчету звуков по пальцам. Типичной ошибкой было преуменьшение количества звуков при подсчете («пропуск» одного-двух звуков) из-за трудностей анализа либо неправильного проговаривания (слог вместо звука).
Задания по вычленению звука из слова проводились в двух вариантах:
а) с проговариванием;
б) с отключенной артикуляцией (язык прикушен).
В первом варианте — 82% правильных ответов, а во втором варианте 63,3 % .
Исследование операции синтеза слов на слух проводилось на материале комбинаций звуков к, т, о в разной последовательности.
Выполнили задания без ошибок 92% детей. Допустили искажения последовательности звуков —4% . Допустили искажения звукового состава синтезируемых слов 4% ; в ряде случаев те и другие искажения встречались в сочетании.
1.7. Особенности словарного запаса
Формирование словарного запаса у детей в норме. Слова, которые детям предлагались, осмысливали правильно.
II. ФОНЕТИКА И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Гласные река, а согласные
Берега звучащей реки.
К.С.Станиславский.
В языке всё: части слов, слова, словосочетания, предложения - имеет звуковое выражение. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами. Языковых тайн значительно больше, чем принято думать и связаны они не только с происхождением языка. Много секретов скрыто в звуковом многообразии родной речи. Звуковую сторону речи изучает фонетика...» Из книги «Фонетика-это интересно» (И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая) Обучение грамоте - самая древняя отрасль методики родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтеров разработали аналитико-синтетические звуковые методы, продолжатели их дела А. В. Янковская, С. П. Редозубов. Продолжается систематическая работа по совершенствованию методики обучения фонетики и графики до сих пор Д. Б. .Эльконин, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько и Р. Т. Гребёнкина работают по усовершенствованию аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте. Основой обучения грамоте служит звук, поэтому большую роль для формирования устной и письменной речи младших школьников отводится фонематическим знаниям.
Фонология – изучает звуки речи, как смыслоразличительные единицы. Центральное место в фонологии занимает учение о фонеме.
Фонема – кратчайшая звуковая единица, обладающая способностью различать звуковые оболочки разных морфем.
Фонетика - это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону речи. В частности изучаются способы образования звуков речи их изменения в речевом потоке и их роль в функционировании языка, как средства общения.
Речевой поток - это непрерывная линейная последовательность звуков, оформленная при помощи основных фонетических средств: звуки речи, ударение, интонация.
Речевой поток членится из нескольких фонетических единиц: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук.
Фраза - наибольшая единица членения. Объем фразы может колебаться от одного слова до крупных речевых отрезков. Два признака фразы 1) завершенность интонации; 2) наличие пограничных пауз (пауза - перерыв в звучании).
Синтагма - это интонационно-нечленимый смысловой отрезок речи (от 2 до 7 слов).
Фонетическое слово - это комплекс звуков, объединенных одним ударением.
Слог - это фонетическая единица, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Любой слог в русском языке содержит гласный звук. Гласный является центром русского слога
Слоговые структуры 1) слог, равный гласному (Г); 2) открытый слог (СГ); 3) обратный слог (ГС); 4) закрытый слог (СГС).
Звук - это мельчайшая, далее не членимая единица речевого потока.
Всего 42 звука в русском языке. Все звуки делятся на гласные и согласные.
ГЛАСНЫМИ называются звуки, состоящими только из голоса. При образовании их воздух свободно проходит через рот, не встречая препятствий.
Существуют три признака гласных звуков: 1) гласный состоит только из голоса; 2) при произношении нет преграды; 3) образует слог.
Всего в русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, И, Э.
1) По участию губ гласные звуки бывают.
а) лабиализованные: (А, О)
б) нелабиализованные: (А, И, Ы, Э).
2) По месту подъема языка гласные бывают переднего ряда (И Э), среднего (Ы, А), заднего (У, О).
3) По степени подъема языка гласные бывают верхнего ряда (И, Ы, У), среднего (Э, О), нижнего (А).
Гласные О, А, Я, Е в безударном положении редуцируются, т.е. произносятся с призвуком. Для записи таких звуков существуют специальные знаки, но в начальной школе используют только самые простые ([Э] или [И]).
Есть буквы особые Я, Е, Ё, Ю
а) Эти буквы обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласных, после знаков Ь, Ъ.
б) Обозначают один звук: после согласного.
СОГЛАСНЫМИ называются звуки, состоящие из одного шума (глухие) или из голоса и шума (звонкие).
Глухие: К; П С, Т, Ф, Ш Ч, Щ Ц Х
Звонкие: Г, Б, 3, Д, В Ж, Й Л М Н Р.
Шум образуется в полости рта, где выдыхаемый воздух встречает различные препятствия (преграды): губы, зубы, язык.
В начальной школе рассматриваются три признака согласных звуков:
1) состоит из голоса или шума;
2) есть преграда;
3) не образует слог.
Всего в русском языке 36 согласных звуков
I. По способу образования согласные бывают
1) смычные взрывные: Б-Ц Г-К, Д-Т;
2) смычные носовые: М, Н,
3) щелевые: В-Ф, 3-С, Ж-Ш, X Щ Й Л
4) аффрикаты Ц Ч;
5) дрожащий вибрант Р.
П. По месту образования согласные бывают
1) губно-губные: М, Ц Б.
2) Губно-зубные: В, Ф
3) Передне-язычные: Д-Т, Ж-Щ 3-С, Ц Д Р, Ц Ч, Щ
4) Среднеязычный: Й
5) Заднеязычные: Г, К, X
III. Согласные бывают звонкие и глухие (парные и непарные).
IV. Согласные бывают твердые и мягкие (парные и непарные).
ПАРНЫЕ НЕПАРНЫЕ
ЗВОНКИЕ Б В Г Д Ж 3 Л М Н Р Й
ГЛУХИЕ П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ
Фонетические закономерности
В словах согласные звуки, так же как и гласные не остаются неизменными, они подвергаются изменениям в зависимости от фонетических условий.
Звук может изменяться под влиянием рядом стоящих звуков. В потоке речи звуки быстро следуют друг за другом. Произнося один звук мы готовы к произношению следующего, получаем совмещение артикуляции.
Изменение, которое происходит со звуком под влиянием рядом стоящих называется комбинаторным.
Звук может изменяться под влиянием положения в слове: в начале, в середине или конце, а для гласных так же по отношению к ударению. Такие изменения называются позиционными
Фонетические условия, в которых звуки подвергаются изменениям, называется их слабой позицией. Условия, при которых звуки не изменяются называются сильной позицией.
Сильной позицией для гласных являются ударные, а слабой - безударные.
Для согласных сильная и слабая позиции бывает по звонкости - глухости, мягкости - твердости.
Сильная позиция для согласных по звонкости - глухости является положение перед гласными, перед сонорными согласными (Л, М, Н, Р).
Слабая позиция по звонкости - глухости на конце слова и перед шумными.
В сильной позиции по мягкости - твердости на конце слов, а так же перед А, О, У, т.к. в этих позициях различают и мягкие и твердые.
Слабая позиция по мягкости - твердости - перед гласными.
III. ГРАФИКА И ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Устная речь может быть передана посредством письма. Современное русское письмо является буквенно-звуковым - это значит, что при помощи знаков букв на письме передают звуки речи.
Графика («графо» - пишу) - раздел языкознания, который изучает буквы и их звуковые значения. Изучает начертания букв, соотношение между буквами и звуками. Графикой называют совокупность всех средств, с помощью которых устная речь передается на письме.
Графическими единицами, кроме букв является: знак ударения, дефис, знаки препинания, знак параграфа, апостроф.
Буквы - условные письменные знаки, принятые для обозначения звуков речи.
Буквы составляют алфавит. АЛФАВИТ - совокупность букв, расположенных в определенном общепринятом порядке. Слово составлено из названий первых букв греческой азбуки («альфа» и «бета»).
Современный русский алфавит включает 33 буквы. Каждая буква представлена в четырех вариантах: печатная - 2 варианта, письменная - 2 варианта
Соотношение между буквами и звуками по количеству обозначаемых одновременно звуков буквы делятся на три группы
I группа - буквы, которые каждый раз обозначает один звук
II группа - буквы, которые обозначают два звука (е, ё, ю, я).
III группа—буквы, которые звуков не обозначают (ь, ъ).
Буквы бывают однозначными и многозначными.
Однозначные буквы - одно звуковое значение. Они его не меняют (у-[у]; ц-[ц]). Основная масса букв имеет более одного значения. Среди значений выделяют основное и второстепенное.
Основные значения букв не зависят от правил правописания, а второстепенные обусловлены правилами правописания
(сад с - основное значение [с] д - второстепенное значение [т] )
У букв может быть одно или два основных значения. Одно основное значение - однозначные буквы. Буквы с двумя основными значениями - е, ё, ю, я.
Двузначными являются большинство согласных (одна буква может быть и твердой и мягкой).
Хотя буквы Ь Ъ не обозначают звуков, но они имеют значение.
Ъ - однозначна, используем в значении разделительности, т.е. указывает, что следующую гласную надо читать с [Й] (съел - [сй'эл].
Ь - двузначна, имеет функцию разделительности и смягчения (семья, уголь).
В русском языке нет специальных букв для обозначения мягкости согласных.
На конце слова мягкость обозначают мягким знаком (уголь), так же и в середине слова перед согласными (сельдь).
Мягкость согласных перед гласными обозначают буквами Е Ё Ю Я И
Обозначение [Й]
[Й] может обозначаться разными способами:
1) Если ею заканчивается слог или слово (край, мой, читайте)
2) В начале слова и после гласных обозначается вместе со следующими гласными буквами Е Ё Ю Я (ясно, ёж, юг, синее)
[й'а] [й'о] [й'у] [й'э]
3) После Ъ Ь разделительных знаков (подъем [й'о], вьюга [в'йуга] )
4) В заимствованных и иностранных словах (йод, майор, бульон [бул'йон].
В основе русской графики лежит слоговой принцип.
Слоговый принцип - это соотношение между буквой и звуком, которое можно исходя из слога, а не звука. Единица чтения и письма - слог.
Графические обозначения: О - гласный звук, - мягкий согласный, -твердый согласный, - звонкие согласные.
IV.Содержание и требования раздела «Фонетика и графика»
Класс | Содержание раздела |
1 класс | Обобщение знаний по фонетике и графике, с которыми обучающиеся познакомились в период обучения грамоте: звуки и буквы, звуки гласные и согласные, парные звонкие и глухие согласные звуки, согласные мягкие и твердые, обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э, обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я, ь; гласные буквы в ударных и безударных слогах. Деление слов на слоги. |
2 класс | Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные, их признаки. Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слова с буквой э. Согласный звук [й] и гласный звук [и]. Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я. Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Слог. Деление слов на слоги.Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы. Правила произношения слов. Умение правильно выделять в слове ударный слог (магазин, портфель, понял, красивее); в отдельных словах сочетание чн произносить как [шн] (скучный, конечно), на месте буквы г — звук [в] (сегодня), на месте буквы е — звук [э] (модель, антенна, шоссе); произносить сочетание сч как [щ] (счет, счастье) и др. Умение пользоваться справочной страницей в учебнике «Произноси правильно слова». |
Программа III класса не включает новых фонетических знаний, но предполагает их дальнейшее совершенствование в связи с изучением таких тем, как «Безударные гласные в корнях слов», «Глухие и звонкие согласные в корнях слов», «Разделительный твердый знак».
Класс | Требования к итоговым знаниями и умениям учащихся |
1 класс | Обучающиеся должны знать: —все буквы русского алфавита и правильно называть их; —основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим, пишем и называем). Обучающиеся должны уметь: — вычленять звуки из слова, правильно их произносить; — различать гласные и согласные звуки и буквы; — правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова; — обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, ю, я) и мягким знаком в конце слова; — делить слово на слоги; |
2 класс | Обучающиеся должны знать: — названия букв русского алфавита; — признаки гласных и согласных звуков; — гласные ударные и безударные; — согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; Обучающиеся должны уметь: — делить слова на слоги, выделять ударный слог; — обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком (ь); — производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж. |
4 класс | Обучающиеся должны уметь: — производить фонетический разбор слов типа лодка, школьный, площадь. |
V. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ В I - IV КЛАССАХ
Речевое развитие детей зависит от правильной организации содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики. Основными понятиями, умениями и навыками в разделе «Фонетика и графика» учащиеся овладевают в 1 классе в букварный период. Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I - II классах. В III - IV классах программа не содержит дополнительных сведений по фонетике, однако фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются.
В дальнейшем, при изучении русского языка, эти знания систематизируются и углубляются, включаются в решение новых познавательных задач, в формирование навыков грамотного письма. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.).
Цель этой части программы - на основе звукобуквенного и слогового анализа звучащего слова всемерно способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития.
Если в букварный период главное — научить детей читать, т. е. «переводить» слово написанное в слово звучащее, то задача послебукварного периода - научить их «переводить» слово звучащее в слово написанное. Решение и той и другой задачи дополняет друг друга, представляет собой единое целое. Вместе с тем при этом существенно различается аналитико-синтетическая деятельность, которую должен осуществить ученик. Речь идет о других основаниях, другом результате звукобуквенного анализа, что, собственно, обеспечивает новое качество знаний ребенка о фонетической стороне родного языка. Принцип дополнительности становится объективной предпосылкой систематизации и углубления знаний.
Работа над осознанием звукового состава слова начинается в период обучения грамоте.
I класс
В I классе уточняются представления учащихся о структуре слова произнесенного и написанного, совершенствуется умение правильно называть буквы, произносить звуки в словах в разных фонетических условиях, обобщаются сведения о количестве основных гласных звуков в русском языке и количестве гласных букв. Развивается умение сравнивать произношение слова и его написание, подбирать слова с учетом их звукового состава, распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам, определять количество звуков и количество букв в слове.
Усложнение и совершенствование фонетико-графического материала произойдет во 2 классе.
Первоклассники овладевают совокупностью фонетико-графических умений: умением распознавать звуки в слове и правильно произносить их в слове и вне слова, быстро определять место звука в слове (который звук по счету, какой звук стоит перед ним, какой — за ним); умениями правильно произносить звук и называть букву или буквы, которыми он обозначается на письме, распознавать звуки гласные и согласные, согласные парные по звонкости и глухости, согласные парные по мягкости и твердости, согласные всегда мягкие, всегда твердые; умением правильно обозначать сочетания шипящих звуков с гласными (жи, ши, ча, ща, чу, щу), сочетания чк, чн; умением правильно (без пропусков и перестановки букв) передавать на письме звуковую структуру слова, обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами и, е, ё, ю, я; умением пользоваться мягким знаком как показателем мягкости согласных в конце слова.
Формируются умения правильно называть буквы алфавита, правильно произносить звуки в словах (с учетом некоторых орфоэпических норм).
Уточняются представления первоклассников о слоге как части слова, включающей гласный звук; развиваются умения различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков, распознавать в слове ударный и безударный слоги.
Уточняются представления детей о букве ё («Гласная буква пишется только в ударных слогах»), о знаке ударения («Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё»).
Со слоговым принципом обозначения твердости и мягкости согласных звуков в русской графике первоклассники основательно знакомятся в период обучения грамоте и, как известно, усваивают способ обозначения мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Использование мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков в середине слова вызывает затруднения, поэтому в 1 классе ограничиваемся только правилом употребления мягкого знака на конце слова, хотя учащиеся наблюдают за словами с мягким знаком как на конце, так и в середине слова. Задача наблюдений состоит в том, чтобы подвести учащихся к выводу о роли мягкого знака в русской графике («Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков»). Усвоение первоклассниками правила о том, что на конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком, основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: ел — ель. Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждений может быть таким: «В слове ель на конце мягкий звук [л'], поэтому после него пишу мягкий знак».
Важной темой в I классе является: «Гласные буквы после шипящих». Звуки ж, ш всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи, ши с буквой и является исключением из правила, с которым первоклассники только что познакомились: после твердых согласных пишутся буквы о, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
Написание сочетаний жи, ши с буквой и объясняется исторически: когда-то звуки ж, ш были мягкими, поэтому после букв ж, ш писали в соответствии с произношением букву и. В настоящее время буква и после букв ж, ш пишется по традиции.
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие, но по традиции сочетания чо, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у.
В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.
В 1 классе изучение звонких и глухих согласных ограничивается парными согласными и их обозначением буквами на конце слова. Ставится задача — развивать у учащихся внимание к графической форме слов, особенно тех, у которых написание не соответствует произношению, и постепенно формировать умение проверять написание, изменяя слово (1 класс) или подбирая однокоренное (2 класс).
Основная задача при изучении темы: «Гласные буквы в ударном и безударном слогах» - подготовка к обозначению буквами безударных гласных звуков в двусложных словах. Особое внимание уделяется развитию умений выделять в слове безударный слог, изменять форму слова так, чтобы безударный слог стал ударным, сопоставлять гласные буквы в ударном и в безударном слогах проверочного и проверяемого слова.
II класс
Большое место во II классе отводится материалу из области фонетики и графики, так как в первом-втором классах формируются основы сознательного письма и устной речи.
Во втором классе (по сравнению с первым) фонетические знания несколько углубляются и систематизируются. Это создается, прежде всего, установлением связей между темами, которые имеют общие опорные знания, например: «Слово и слога, «Ударный слог», «Перенос слов», «Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение их на письме», «Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука», «Разделительный мягкий знак». Изучение раздела «Звуки и буквы», так же как и других разделов курса, имеет практическую направленность и подчинено задаче формирования правильного произношения слов, графически верного написания слов (без пропуска и перестановки букв), каллиграфически четкого и аккуратного. Второклассники овладевают прежде всего написанием слов, графическая форма которых соответствует произношению. Исходя из того, что точный перевод звуковой формы слова в графическую требует от учащихся внимания к звуко-буквенному составу слова и самоконтроля.
Повторение в начале учебного года ставит целью уточнить и систематизировать знания по родному языку, с которыми учащиеся знакомились в первом классе, усовершенствовать умения, над которыми шла работа. Эти знания и умения касаются, прежде всего, овладения предложением и звуко-буквенным составом слова (фонетикой и графикой). У второклассников формируется целый комплекс фонетико-графических умений: умения распознавать звук и букву, звуки гласные и согласные, согласные парные по звонкости и глухости, твердые и мягкие согласные; умение соотносить звук и букву в слове, правильно произносить звуки и называть буквы; умение обозначать на письме мягкость и твердость согласных звуков гласными буквами, умение пользоваться мягким знаком как показателем мягкости согласных звуков в конце и в середине слова; умение правильно обозначать на письме сочетания шипящих согласных звуков с гласными (жи, ши, ча, ща, чу, щу). Наряду с указанными второклассники овладевают и другими, более элементарными, но не менее важными умениями: умением слышать звуки в слове и правильно произносить их вне слова, устанавливать последовательность звуков в слове, быстро определять место звука в слове (который звук по счету, какой звук стоит перед ним, какой — за ним) и т. п.
Своеобразие звука и буквы, их взаимодействие в слове являются предметом постоянного внимания учителя и учащихся. Важно создать у учащихся правильное научное представление о звуке и букве. Дети наблюдают за тем, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков, написанное или напечатанное слово из букв. Поэтому нельзя сказать, что в слове слышится такая-то буква (слышать можем звук). При звуковом разборе слова нужно произносить звуки, не подменяя их названием букв (например, в слове груз слышатся звуки г-р-у-с, а обозначаются они на письме буквами гэ-эр-у-зэ) в слове лошадь на конце слышится мягкий звук т' а обозначается он двумя буквами: согласной буквой дэ и мягким знаком (ь).
Изучение звуко-буквенного состава слов должно содействовать формированию умения писать слова без пропусков и перестановки букв, т. е. умения правильно соотносить звуковую и графическую форму слова.
Звуковая и графическая форма слова, иначе говоря, произношение и написание, могут совпадать, но могут и не соответствовать друг другу (двор, во дворе). Этот факт также является предметом наблюдения второклассников.
Звуки делятся на две группы: гласные и согласные. Чтобы учащиеся осознанно отличали гласный звук от согласного, им необходимо усвоить их существенные признаки.
Важным методическим условием, которое способствует осознанному распознаванию гласных и согласных звуков, является наблюдение за особенностями их произношения.
Необходимо особо подчеркнуть, что изучение звукового и буквенного состава слова должно быть тесно связано с наблюдением над его лексическим значением. Второклассники подводятся к пониманию взаимозависимости между значением слова и его звуковой структурой, к пониманию роли звуков в различении смысла слов (гора — кора — нора и т. п.).
Работа над темой направлена на обобщение особенностей согласных звуков: звонких и глухих согласных, мягких и твердых. При этом внимание учащихся обращается на парность звуков по звонкости-глухости и на наличие в словах русского языка звуков, которые парными не бывают: л, м, н, р — непарные звонкие согласные; х, ц, ч — непарные глухие. Практически учащиеся знакомятся с тем, что есть в русском языке парные по мягкости и твердости согласные звуки: б 6, в в', г г', д д' з з' к к' л л' м м', н н' п п', р р' с с', т т' ф ф', х х' и непарные: твердые (ж, ш, ц) и мягкие (ч, щ).
При изучении темы «Звуки и буквы» формируются общие умственные умения: умения анализировать, сравнивать, классифицировать слова, что очень важно для речевого и умственного развития школьников.
При формировании у учащихся умения писать сочетания жи, ши с буквой и было бы неверным особо подчеркивать, что после букв ж, ш всегда пишется буква и, так как после этих букв пишется и буква е, например: шестнадцать, железный и др. Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы. Написание сочетаний жи, ши с буквой и объясняется исторически: когда-то звуки ж, ш были мягкими, поэтому после букв ж, ш писали в соответствии с произношением букву и. В настоящее время буква и после букв ж, ш пишется по традиции
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие, но по традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у.
Изучение темы «Русская азбука, или алфавит» ставит две основные задачи: 1) уточнить представления учащихся о буквах русского алфавита как знаках для обозначения звуков, научить правильно называть каждую букву и знать ее место в алфавите, 2) формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом в жизненных ситуациях (при составлении различных списков, при выборе книги в библиотеке, при нахождении слова в «Словаре для справок» и т. д.).
Во II классе большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Как известно, мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами. Для формирования умения обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение учащимися мягких и твердых, согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Учителю следует предупредить ошибку, заключающуюся в том, что вне слова и мягкий, и твердый звуки учащиеся нередко произносят одинаково; например, определяют, что в слове стена звук т мягкий, а сами произносят его как твердый.
Развитию умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует такой вид упражнений, как неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).
2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Нужно выработать у учащихся умение сразу «видеть слог» при чтении и опираться на слог при записи слова.
3. Систематическое проведение слуховых упражнений, в частности слуховых диктантов. Вначале целесообразно использовать "комментированное письмо (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый — и какую гласную букву нужно написать в этом слоге после согласной буквы). Полезны упражнения по сопоставлению слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вёз, выл- вил, мал — мял и т. д.
На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается мягким знаком. Усвоение данного правила основано на различении мягких и твердых согласных звуков: угол — уголь, мел — мель и т. д.
Учащиеся подводятся к осознанию того, что мягкий согласный звук обозначается двумя буквами: согласной буквой и ь, например в слове соль мягкий согласный звук л обозначается согласной буквой эль и мягким знаком (ь).
Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: «В слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу мягкий знак».
Большую трудность представляет для второклассников усвоение правила об употреблении мягкого знaкa в середине слова. Как отмечается в школьной программе, во II классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления мягкого знака в середине слова: 1) мягкий знак пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной; 2) мягкий знак обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба.
Слова типа деньки, зверьки, маленький второклассники учатся писать, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). Не объясняется, почему в словах жизнь, ясли, есть, Настя, песня, червяк и т. п. не пишется в середине мягкий знак, хотя и произносится мягкий согласный звук. Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают, или учитель предупреждает о том, как пишется слово.
Во II классе при изучении темы «Звонкие и глухие согласные звуки в конце слов» создается основа знаний и умений, которые получают дальнейшее развитие в III классе. Эту основу составляют:
1. Умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
2. Знание о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому слова с парными согласными звуками на конце нужно проверять.
3. Знание случаев, когда согласный звук в слове не заменяется другим звуком (перед гласным звуком, в середине слова перед согласным н). Слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
4. Умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и в проверяемом словах (флаги — флаг, грибы — гриб, грибки). . Осознанность письма во многом зависит от последовательности действий при написании слова. Вот почему целесообразно, чтобы учащиеся сначала написали проверочное слово, потом проверяемое (а не наоборот).
Из практики известно, что учащиеся в процессе изучения данной темы начинают допускать ошибки в таких словах, написание которых не расходится с произношением. Подобные ошибки можно предупредить, если наряду со словами, в которых написание расходится с произношением, включать в упражнение слова, написание которых соответствует произношению (суп, шкаф, сук, нос и др.).
Фонетико-графическую основу формирования навыка правописания безударных гласных в двусложных словах составляют следующие знания:
1) в ударном слоге гласный звук и буква соответствуют друг другу;
2) в безударном слоге не всегда написание соответствует произношению;
3) буква в безударном слоге требует проверки;
4) слово с первым ударным слогом является проверочным.
Данные знания позволяют второкласснику осознать, почему в безударном слоге гласную букву нужно проверять и почему слово с первым ударным слогом выступает в качестве проверочного.
Написание безударных гласных проверяется путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.
При выполнении упражнений учащиеся пишут проверочное слово перед словом с безударным гласным. Запись проверочного слова перед проверяемым содействует формированию привычки проверять написание слова прежде, чем написать его, и тем самым ведет к развитию обоснованности письма. Всю последовательность действий, выполняемых учеником, можно представить в следующем порядке:
1) находит ударный и безударный слоги, узнает, нужно ли слово проверять;
2) изменяет слово так, чтобы безударный слог стал ударным, т. е. подбирает проверочное слово;
3) пишет в проверяемом слове ту гласную букву, которая есть в ударном слоге проверочного слова.
Дальнейшим углублением работы над звуко-буквенным составом слова является изучение темы «Разделительный ь». Осознание учащимися, почему в слове употребляется разделительный мягкий знак, опирается на четкое представление звуковой формы слова. Так, сравнивая произношение слов полет — польёт, семя — семья, олени — оленьи и др., учащиеся подводятся к пониманию своеобразия написания слов, обусловленного различием в их произношении и лексическом значении.
Как известно, мягкий разделительный знак пишется после согласных букв перед гласными буквами е, ё, и, ю, я тех случаях, когда после согласных звуков произносится звук и: семья, крылья, вьюга, соловьи, польёт и т. п. При отсутствии ь мягкий согласный звук и гласный звук о, а, у, э, и образуют слияние: полёт, семя.
Для формирования навыка эффективны упражнения слухового характера (главным образом диктанты разных видов).
Правописание слов с двойными согласными. В некоторых словах слышится долгий согласный звук, который на письме обозначается двумя одинаковыми согласными буквами.
Две одинаковые согласные буквы пишутся в корне слова (класс, коллектив, сумма), на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной (рассказ, поддержка; оттолкнуть), на стыке корня и суффикса (длинный, туманный). С указанными случаями написания двойных согласных в словах учащиеся знакомятся в процессе изучения соответствующих тем во II—IV классах.
Для того чтобы учащиеся осознали написание имен прилагательных типа ценный, длинный, важно объяснить, как образовались данные слова (цен-н-ый).
Во II классе проводится работа над правописанием слов с двойными согласными в корне: группа, касса, шоссе, класс, коллектив, коллекция, вожжи и др.
Важным условием формирования навыка правописания слов с двойными согласными в корне является наблюдение над однокоренными словами. Так, например, зная, что слово класс пишется с двумя буквами с, учащиеся и в слове классный напишут две буквы с.
Большое значение имеет также частота повторения слов с двойными согласными в упражнениях с разными заданиями в течение всего учебного года.
III класс
Продолжить работу над развитием умения проводить звуко-буквенный разбор слова, правильно и быстро находить в слове ударный слог; важно обобщить известные учащимся правила переноса слова, а также способы обозначения твердости и мягкости согласных. Особое внимание следует уделить обозначению мягкости согласных в середине слов мягким знаком, употреблению в словах разделительного мягкого знака, двойных согласных.
Программа III класса не включает новых фонетических знаний, но предполагает их дальнейшее совершенствование в связи с изучением таких тем, как «Безударные гласные в корнях слов», «Глухие и звонкие согласные в корнях слов», «Разделительный твердый знак».
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне
Формирование у школьников навыков правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в корне опирается, во-первых, на умение различать парные звонкие и глухие согласные, во-вторых, на знание того, что перед гласными звуками согласные звуки не оглушаются и не озвончаются, в-третьих, на знание того, что формы слов, а также корни в родственных словах пишутся одинаково независимо от произношения (морозить— мороз — заморозки)
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне
В основе навыка правописания безударных гласных в корне слова лежат знания из области фонетики, графики и словообразования. Из области фонетики и графики учащиеся должны знать, что один из слогов в слове произносится с большей силой, т. е. является ударным, гласный звук под ударением обозначается соответствующей ему буквой (во;´дный, о;´сень и т. д.); в безударном слоге соответствия между звуком и буквой может и не быть, например в слове вода произносится звук а, пишется буква о.
Разделительный твердый знак
При формировании навыка правописания разделительного твёрдого знака важны умения правильно слышать слово с разделительным твердым знаком (слышится звук й; сравните: сели — съели) и хорошо ориентироваться в составе слова (быстро выделять приставку).
IV класс
Звуки сравниваются с буквами, гласные звуки с согласными, согласные звуки сравниваются между собой по мягкости и твердости, по звонкости и глухости. Учащиеся проводят звуко-буквенный разбор слов, сравнивают звуковой состав двух и более слов, подбирают слова, которые различаются одним звуком, и т. д. Важно, чтобы при повторении темы «Звуки и буквы» у учащихся сложилось целостное представление о звуковом строе родного языка, о звуковой структуре слов, о соотношении звуков и букв в словах. То же самое можно сказать и относительно повторения всех других разделов программы. Установка на объединение, укрупнение знаний является ведущей.
Систематизация знаний по фонетике и графике ставит целью совершенствовать умение учащихся правильно произносить мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные буквы, отличать гласный звук от согласного, правильно называть буквы алфавита, соотносить в словах звуки и буквы, распознавать ударные слоги, пользоваться алфавитом в жизни.
Орфографическая подготовка к письму по памяти по самой своей сути основана на сравнении слова написанного и слова звучащего, букв и звуков в слове. Так появляется одна из учебных задач урока: выяснить особенности звуков и букв, звуков гласных и согласных. В целях развития монологической речи учащихся учебник предлагает использовать прием рассказа по плану о звуках и буквах.
Повторение алфавита, особенностей ударных и безударных слогов имеет прямой выход в практику: почему нужно знать алфавит, когда эти знания пригодятся, почему нужно уметь распознавать в слове ударный и безударные гласные звуки. Орфографическая направленность повторения фонетики находит свою реализацию на каждом уроке (подчеркивают безударные гласные в корне, подбирают слова с проверяемыми безударными гласными в корне, с парными звонкими и глухими согласными, с двойными согласными, с непроизносимыми согласными и т. п.). Систематически используются и специальные упражнения в звуко-буквенном разборе.
VI. Содержание работы при формировании фонематического восприятия
Приемы работы над вычленением звуков из слова.
Важнейшая особенность языка как учебного предмета заключается в том, что, приступая к обучению, ребенок практически уже владеет языком. Однако дошкольник, соблюдающий в своей речевой практике основные законы фонетики, грамматики, словообразования и т. п., не осознает этих закономерностей.
Фонетика изучает звуковую сторону языка. Уже в период обучения первоначальным языковым навыкам — чтению и письму — учащийся должен увидеть в слове ту сторону, которую прежде в нем не усматривал, т. е. звуковой состав.
Придя в школу, первоклассник уже хорошо знает, что всё, что его окружает, из чего-то сделано: стол — из дерева, дом — из кирпича и бетона, тетрадь и книга — из бумаги и т. д. А из какого «материала» сделаны слова? Когда перед детьми ставят этот вопрос, они обычно отвечают, что из букв. К сожалению, такое отношение к букве у большинства детей формируется еще до поступления в школу и нередко так и не преодолевается в обучении: учащиеся IV класса «утверждают, что, например, в слове вода слышат в безударном положении гласный [о]».
Одна из важнейших первоначальных задач в обучении языку — перестроить представление детей о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами. Дети должны уяснить, что буквы — искусственная одежда слова. Без букв язык может существовать: говорят дети до того, как они научатся писать. А без звуков языка не бывает.
Необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи. Работу можно организовать так, что учащиеся сами придут к нужному выводу. Вокруг нас много разных звуков: грохочут машины, шумит ветер в ветвях, щебечут птицы, раздаются шаги. Но из этих звуков слов не построишь. Слова делаются не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки. Дети с удовольствием выполняют задание учителя пронаблюдать, как при произнесении разных слов по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т. п.
I приём научить детей вычленять отдельные звуки из слова. Следует помнить, что естественной произносительной единичкой является слог, а не отдельный звук.
Чтобы ребенок услышал, например, в слове дом три звука еще до того, как он сосчитает буквы, требуется специальная работа. Между тем человек, впервые увидевший и узнавщий букву, предпочитает ориентироваться на нее, а не на трудновычленяемый и «летучий» звук. А это приводит к грубым ошибкам на самом начальном этапе обучения.
Наиболее распространенной ошибкой такого рода является называние твердого согласного звука вместо мягкого. В слове семь, например, вычленяется звук [с] твердый вместо [с'] мягкого, звук [м] твердый вместо [м'] мягкого. Может обнаружиться и несуществующий в природе «звук» — мягкий знак, хотя, как известно, мягкий знак только буква (значок!), произнести его невозможно.
Работая с целым словом, учащиеся не только убеждаются, что между звучанием слова и его лексическим значением существует неразрывная связь, но и приобретают средство контроля за своими действиями. Так, если в слове семь ученик назвал первым звук [с], учитель может произнести слово с этим звуком [сэм'] и спросить, с этим ли словом они работают? Если ученик утверждает, что в этом слове после [с] следует [йэ], учитель произносит слово [с'йэм] и т. п.
Демонстрация того, как искажается слово, если хотя бы один звук выделен неверно,— важный прием, который должен использовать учитель для того, чтобы научить детей работать со звуками, не подменяя их буквами.
3) Произнеси и послушай — это те действия, которых необходимо добиваться от учащихся в работе со звуками.
4) Действие, с помощью которого устанавливается звуковая последовательность,— это протяжное произнесение каждого звука в слове (при протяжном произнесении каждый звук становится отчетливо слышимым). Вначале учитель задает образец такого действия со звуком, а затем ученики, сначала подражая учителю, а очень скоро и без подсказки овладевают этим действием. Так, например, можно взять для образца слово сыр (в нем все звуки хорошо тянутся). Учитель произносит слово трижды: [ссссыр], [сыыыыр], [сыррр]. Важно, чтобы каждый из выделенных звуков протягивался в составе полного слова, т. е. чтобы умение выделять звуки формировалось одновременно с действием контроля за правильностью выполнения действия.
Такая организация работы позволяет учителю задавать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы правильно найти звук?» При этом совсем не нужны словесные формулировки. Достаточно, если в ответ ребенок произнесет слово, интонационно выделяя (протягивая) нужный звук, и постарается услышать его. Уместным становится в этом случае и требование учителя проверить, верно ли найден звук. Способ проверки — произношение целого слова с выделенным звуком.
Проблема отбора слов для звукового анализа.
В развитии фонетического анализа есть своя логика, которая и должна определять отбор слов для работы. Пока у детей формируется способ вычленения каждого последующего звука, имеет смысл работать с:
1) односложными словами, отдавая предпочтение тем, в которых больше звуков щелевых, фрикативных, чем взрывных. Односложное слово при произнесении не будет распадаться на естественные артикуляторные части — слоги. Щелевые звуки хорошо тянутся, значит, дети скорее научатся тянуть звуки в слове сыр, чем в слове кот. Взрывные легче сначала услышать на конце слова, чем вначале. Поэтому слово сок лучше разобрать до того, как будет разбираться слово кот.
2) Одновременное введение твердых и мягких согласных. Парные по твердости-мягкости согласные — совершенно самостоятельные, равноправные с точки зрения способности к словоразличению звуковые единицы. Замена в слове твердого согласного мягким приводит либо к появлению другого слова: хор — хорь, мел — мель, угол — уголь, либо к искаженному звучанию слова и даже полному его разрушению.
3) Не стоит использовать слишком рано для вычленения звуков такие слова, звуковой состав которых расходится с их написанием (сад [сат] или нора [нара])
4) Использовать слова со звуком [й′], который, отлично тянется в любой позиции: и в начале слова, и между гласными, и перед согласными, и после согласного перед гласным и обязательно слова яма, мою, лью. Появляется возможность не только обеспечить перспективность в изучении фонетики, но и углубить знания детей о различии между согласными и гласными звуками. Доказательством того, что слово яма начинается с согласного, а не гласного, может служить такой прием. Сначала учитель обращает внимание детей на то, что при произнесении гласных рот раскрывается тем шире, чем громче их говоришь, а при произношении согласных — чем громче говоришь, тем плотнее сжимаются губы (или язык плотнее прикасается к зубам и т. п.). Эти звуки — «ртосмыкатели». Кричать их можно только вместе с гласными, они «согласные». Практически познакомить учащихся с тем, что гласные — «ртораскрыватели», а согласные — «ртосмыкатели» необходимо в 1 классе.
5) Известный прием определения количества слогов в слове (сколько раз ударился подбородок о руку) тоже становится таким образом понятным: сколько в слове «ртораскрывателей» (гласных), столько раз открывается рот и подбородок касается руки. Таким образом, вместе с отработкой умения различать гласные и согласные закрепляется умение членить слово на слоги.
Приемы работы над нахождением ударного слога.
Вместе с обучением детей членению слова на слоги осуществляется работа по нахождению ударного слога. Изменение места ударения может привести к появлению другого слова: мука — мука, ирис — ирис — или исказить звучание слова.
Используется ряд вспомогательных приемов, для того чтобы облегчить детям нахождение ударения:
1) «Позвать» слово
2) «Спросить» слово, т. е. применяют такое произношение, при котором акцентируется ударный слог.
3) Последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Умение проговорить одно и то же слово с ударением на разных слогах — залог овладения умением произносить слово с нужным ударением.
Допустим, учащиеся разделили на слоги слово барабан. Произнесли его со звательной интонацией и нашли ударный слог. Но учитель на этом не останавливается: он просит проговорить слово, выделяя как ударный первый слог барабан. Затем перемещает значок ударения на второй слог барабан, учащиеся говорят слово с ударением на втором слоге, наконец, еще раз выделяется как ударный третий слог. Нужно сказать, что овладеть таким действием для детей не просто. Некоторые вначале могут сказать слово не так, как привыкли, только путем имитации речи учителя или товарища. Поэтому важно упражнять детей в произношении одного и того же слова по-разному, не только вместе с другими детьми (хором), но и по одному.
Формирование умения различать твердость-мягкость и звонкость-глухость.
Развитие речевого слуха связано также и с формированием умения различать словоразличительные качества согласных. Лучше всего улавливают дети эти свойства при сопоставлении пар слов. Ознакомление с твердостью-мягкостью согласных хорошо связать с разбором слов: хор — хорь, жар — жарь, нос — нес, галка — галька и т. п. А звонкость-глухость показать на словах: жар — шар, дом — том, зайка — сайка, балка — палка и т. п.
При выделении звонкости-глухости есть возможность обратить внимание детей на различие в способе образования этих согласных. Так как парные по звонкости-глухости согласные по характеру артикуляции практически идентичны и отличаются лишь наличием или отсутствием голоса, то произнесенный шепотом (без голоса) звонкий шумный воспринимается как парный ему глухой. На это и рассчитано следующее упражнение. Учитель подзывает к себе ученицу и говорит ей на ухо слово со звонким шумным согласным, например жар, а затем обращается к детям:
- Я только что сказала вызванной ученице на ухо слово, она его повторит, но очень тихо, шепотом. Чтобы вы услышали слово, в классе должна быть полная тишина. Скажи шепотом слово, которое я тебе сказала...
- Какое слово вы услышали?
Дети отвечают, что они услышали слово шар. Тогда учитель обращается к ученице и просит повторить слово громко.
После такого «опыта» -детям легче понять, почему согласные [ж — ш] составляют пару, а также почему согласный [ж] называют звонким согласным, а [ш] — глухим.
Применение моделей в работе со звуками.
Как известно, одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения звука, как верного, так и неверного, никаких следов не остается. Поэтому так важно найти какие-то средства искусственно «остановить», зафиксировать выделенный звук.
За последние годы прочно утвердился такой метод представления звукового состава, как запись его с помощью небуквенных значков, или, как их называют, моделей. Применение небуквенных значков в работе со звуками служит материальной опорой для действий ребенка, помогает ему осознать различие между звуками и буквами.
Применение звуковых моделей создает богатые возможности для активизации познавательной деятельности учащихся, так как позволяет постоянно вести работу в двух направлениях: от произнесенного (услышанного) слова к его модели и, наоборот, от модели к слову или словам, соответствующим данной модели.
1) Анализ последовательности звуков в словах с помощью графической модели.
Учащийся произносит слово, выделяя протяжным произношением каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Согласные и гласные обозначаются разными значками или разным цветом. Гласные звуки обозначаются красным, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зелёным цветом. Вертикальные линии клеточек показывают границы слогов, а также звуков вне прямого слога. Прямоугольником с диагональю обозначаются два звука, образующие прямой слог (СГ), состоящий из согласного и гласного, называемый слиянием.
План звуко-буквенного разбора в 1 классе
1) Произнести медленно слово, вслушайся в него.
2) Выдели в слове сочетания СГ (согласный, гласный) и примыкающие к ним звуки, обозначь их.
Первоначально звуковая графическая схема составляется простым карандашом.
3) Определи место звуков по порядку в слове, обозначь их.
4) Определи гласные звуки, обозначь их красным цветом.
5) Определи твердые и мягкие согласные звуки в слове, обозначь мягкие согласные - зеленым цветом, твердые согласные - синим.
6) Определи звонкие и глухие согласные в слове, обозначь их в схеме - внутри звонких согласных рисуем точку, у глухих внутри ничего не ставим.
7) Назови звуки в слове по порядку.
8) Определи ударение в слове, обозначь его в звуковой схеме.
9) Определи количество слогов в слове, скажи слово по слогам, обозначь в звуковой схеме слова границы слогов вертикальной чертой.
Типовой план может видоизменяться в каждой его части. Изучение легкого материала происходит быстрее, изучение новых, более трудных звуковых структур слов и букв (ы, и, е, ё, и, ь, щ, ц, ъ) — медленнее.
О звуках учащиеся должны знать, что их произносят и слышат, о буквах - что они обозначают звуки речи, их пишут и видят
2) 1) Анализ последовательности звуков в словах с помощью транскрипции.
В процессе звукового разбора со 2 класса использовала элементы транскрипции (от латинского «trans» - через, «scriptio» - письмо). Это нужно, чтобы показать звуковой состав слова, а не его буквенное (графическое) обозначение. Использование элементов транскрипции ведет к систематизации фонетико-графических знаний.
Фонетическая транскрипция - это специальный способ записи устной речи, который помогает точно передавать ее звучание.
Основные знаки фонетической транскрипции:
[ ] - границы фонетической транскрипции.
[й′] - знак, обозначающий мягкость согласного.
[а] - гласный, ударный.
[‾‾] - знак долготы согласного звука
План звуко-буквенного разбора во II - IV классах
1) Произношу слово по слогам. Считаю количество слогов.
2) Произношу слово целиков. Определяю, какой слог ударный.
3) Произношу слово целиком. Называю по порядку и записываю все звуки.
4) Указываю количество слогов и ударный слог.
5) Называю снова все звуки по порядку, записываю их в столбик и даю им характеристику.
6) Называю буквы, которыми они обозначены.
7) Указываю количество звуков и букв
- Выполни звуко-буквенный разбор слов по образцу. Характеризовать звуки письменно.
Шмель, ёрш, окунь, съел
Образец устного разбора: [й'ама]
яма
В этом слове 2 слога, первый - ударный, 4 звука, 3 буквы. Обозначены
[й'] - согласный, непарный мягкий, непарный звонкий буквой я
|а] - гласный, ударный
[м] - согласный, парный твёрдый, непарный звонкий, обозначен буквой м (эм) [а] - гласный, безударный, обозначен буквой а
В письменном разборе отступить от начала страницы расстояние, равное линейке (для записи букв), внизу, после звуков и букв провести черту и записать количество букв и звуков.
Слова для звукового разбора не записываются. Учитель произносит слово орфоэпически и предлагает разобрать его.
Ученик разбирает слово на слух, обязательно в произношении работа над каждым звуком