СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Особенности изучения глагола в 4 классе по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье вкратце рассмотрена теория того, как в системе развивающего обучения, которое сейчас играет важную роль в образовании изучается такая часть речи, как глагол. Проанализирована система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Показана ее специфика на уроках русского языка в 4 классе в процессе изучения темы «Глагол».

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Особенности изучения глагола в 4 классе по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова"»

Котельникова Дарья Сергеевна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького» студент 3 курса, отделения «ПНК»

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В 4 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА – В. В. ДАВЫДОВА

Аннотация: В статье вкратце рассмотрена теория того, как в системе развивающего обучения, которое сейчас играет важную роль в образовании изучается такая часть речи, как глагол. Проанализирована система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Показана ее специфика на уроках русского языка в 4 классе в процессе изучения темы «Глагол».

Ключевые слова: система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, русский язык, глагол.

Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время проблемное обучение становится центральным. Вместо обычных уроков результативней будет подойти к проблеме и через её решение сделать вывод сказанному на уроке. Также благодаря этому воспитывается важная черта – самостоятельность, ведь учитель выполняет роль наблюдателя, а ученики сами ищут решение. Использование таких методов выступает, как система правил, используемых известные приёмы преподавания, построенная на основе логики мыслительных операций и закономерностей поисковой деятельности обучающихся.

Новизна данной работы заключается в том, что здесь мы рассматриваем особенность работы над такой частью речи, как глагол в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. До этого теоретики и практики не занимались таким вопросом, поэтому мы теоретически обоснуем этот вопрос в статье.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование особенностей изучения глагола в 4 классе в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Задачи, благодаря которым данная цель будет достигнута:

  1. Анализ научной литературы про развивающее обучение (далее РО)

  2. Анализ рабочей программы по русскому языку 4 класса

  3. Поиск особенностей изучения глагола в системе РО

Особенности развивающего обучения Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова строятся на следующих принципах: как сказал Л.С. Выготский, развитие ребенка идет через его слияние с культурой и опирается на достижения, вызванные естественным созреванием, также обучение само по себе должно развивать детей, опираться на зону ближайшего развития и должно опережать развитие, а ученик должен выступать, как субъект обучения [1]

Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.

Задачей начального обучения русскому языку в системе развивающего обучения является формирование у учащихся умений писать и читать, а также различных коммуникативных умений.

В программу положен фонематический принцип письма, который помогает более углубленно изучить теорию русского языка.

Просмотрев рабочую программу по русскому языку, а именно тематическое планирование по системе Эльконин – Давыдов, весь процесс работы можно представить в виде следующих ступеней: повторение изученного с 1 по 3 класс, изучение грамматических категорий глагола и развитие речи, с применением глагола.

Указанный порядок работы обуславливается тем, что глагол имеет некоторые лингвистические особенности и некоторые дидактические положения.

Работа по изучению глагола в 4 классе начинается с повторения о глаголе как части речи. Использование упражнений по изменению глаголов по временам является связующим звеном между изученным во 2 и 3 классах. Логика материала требует, чтобы первоначально обучающиеся узнали о сущности спряжения. Обобщаются такие знания, как: а) глаголы с суффиксом -ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончания в настоящем и в будущем времени; б) в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь. У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с -ся. Поскольку уже в начале изучения темы «Глагол» учащиеся познакомились с глаголами, имеющими суффикс -ся, и в течение всех последующих уроков постепенно углублялись их представления о возвратных глаголах (в частности, они учились спрягать такие глаголы), то на последнем этапе знания лишь обобщаются и уточняются [5, 67с.].

Задача формирования правильной речи решается на всех этапах работы по теме «Глагол» в связи с изучением грамматического материала и развитием навыка правописания окончаний глагола.

В программе начальной школы по предмету «Русский язык» большое внимание уделяется изучению самостоятельных частей речи. Но в нашем исследовании мы подробно рассмотрели такую часть речи как «Глагол».

Данная часть речи вызывает множество затруднений у учеников во время изучения, потому что сложное содержание и большое разнообразие грамматических категорий. По сложности изучения частей речи «Глагол» стоит на 2 месте после имени существительного. Обучение глаголу требует использования различных методов, активизирующих внимание, воображение, мышление детей, их самостоятельность, т.е. методов, направленных на реализацию творческого подхода при овладении младшими школьниками такой части речи, как глагол. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе [2, 105 с.].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что во все периоды развития русского языка глаголу уделялось значительное внимание учеными – лингвистами: Ф.И.Буслаевым, В.В. Виноградовым, А.Х. Востоковым, А.М. Пешковским, Ф.Ф. Фортунатовым, А.А.Шахматовым и др. Глагол в современной морфологической системе русского языка – это знаменательная часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении, в основном, функцию сказуемого. В отличии от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, являются субъект, объект и другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что он обладает максимальным набором синтаксических признаков и имеет в предложении самое большое число синтаксических связей. Глагол является самой сложной и самой ёмкой грамматической категорией русского языка, так как он наиболее конструктивен по сравнению с другими категориями. Особенность глагола заключается в том, что он с богатством и разнообразием значений сочетает богатство и разнообразие форм [4, 234с].

Дальнейшие перспективы исследования мы видим в том, что если углубленно изучить данную тему, то можно выделить актуальные приёмы и методы проблемного обучения. В дальнейшем эти приёмы и методы реализовать в практической деятельности, а именно на уроке русского языка в 4 классе в процессе изучения такой части речи, как глагол.


Список литературы:

  1. Величко И. В., Элементы проблемного обучения русскому языку в начальных классах [Электронный ресурс] / Величко И. В. // Таврический научный обозреватель.- 2016.- №1.-.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-problemnogo-obucheniya-russkomu-yazyku-v-nachalnyh-klassah/viewer, свободный.

  2. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для университетов. – М.: Высшая школа, 2007.

  3. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [1] / В. Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.

  4. Перова, Т. Ю. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи: учебно-методическое пособие для учителей-словесников [2]/ Т. Ю. Перова. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2009. – 85 с.

  5. Репкин В.В. Примерная программа по курсу «Русский язык» (1-4) рекомендованная Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.) [3] / В.В. Репкин// М., Вита-пресс, 2012.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!