СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности интеграции русского языка и литературы в работе с изобразительно-выразительными средствами русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности интеграции русского языка и литературы в работе с изобразительно-выразительными средствами русского языка»

Особенности интеграции русского языка и литературы в работе с изобразительно-выразительными средствами русского языка

Святкина Ольга Сергеевна
Russian language and literature integration peculiarities in the work with the Russian language figurative and expressive means

Olga Sergeevna Svyatkina

Резюме: Статья посвящена вопросам интеграции филологических дисциплин при изучении изобразительно-выразительных средств языка. Автор раскрывает сущность понятия «интеграция», упоминает о проблемах изучения изобразительно-выразительных средств, предлагается система заданий, позволяющая лучше усвоить материал. Особое внимание уделяется роли интегрированных уроков русского языка и литературы в работе с изобразительно-выразительными средствами. Объединение дидактических возможностей двух предметов в целях развития языковой компетенции поможет в обогащении активного словаря школьников, развитии мышления и речевых умений.

Summary: The article is devoted to the integration of philological disciplines in the study of visual and expressive means of language. The author reveals the essence of the concept of «integration», mentions the problems of studying visual and expressive means, proposes a system of tasks that allows you to better learn the material. Special attention is paid to the role of integrated lessons of Russian language and literature in the work with visual and expressive means. Combining the didactic capabilities of the two subjects in order to develop language competence will help to enrich the active vocabulary of students, the development of thinking and speech skills.

Ключевые слова: Интеграция, изобразительно-выразительные средства русского языка, интегрированный урок, урок словесности.

Keywords: Integration, visual and expressive means of the Russian language, integrated lesson, literature lesson.

Объединение знаний из далеко отстоящих друг от друга научных дисциплин имеет большой потенциал в развитии школьника как личности, а также позволяет повысить эффективность обучения. Причиной этому служит возможность на практике пронаблюдать за тем, как окружающий мир синтезирует в себе множество различных реалий.

Принято считать, что в школьном обучении используется несколько форм синтеза информации:

  1. установление внутрипредметных связей;

  2. установление межпредметных связей;

  3. интегрированный подход.

Наиболее естественной, на наш взгляд, является интеграция литературы и русского языка [3, с. 237].

Говоря об изучении изобразительно-выразительных средств в школах, важно заметить, что учителя редко уделяют внимание этой теме. Сегодня основной задачей на уроке русского языка становится выполнение однотипных заданий, отработка традиционных упражнений. Несмотря на стремление приблизить занятие к уровню новых образовательных стандартов, всё же в большинстве своём уроки проходят так, как проводились ещё десять лет назад. В этом нет вины учителя или же учеников, причиной этого является стремление вложить детям большее количество информации, добиться хотя бы элементарного запоминания правил и последовательности действий при работе с языком. Немаловажную роль играет и необходимость подготовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Как известно, на данный момент эти экзамены состоят из ряда различных вопросов и тестовых заданий, каждый из которых нацелен на проверку знаний по той или иной теме. Так, имея примерные ориентиры, учитель естественно стремится как можно лучше закрепить и отработать знания именно по этим темам. Изобразительно-выразительным средствам посвящено по одному заданию на экзаменах в 9 и 11 классах, потому изучаются они крайне мало. А если проанализировать основные УМК по русскому языку, то окажется, что и в них на изучение этих средств даётся совсем немного часов, хотя развитию речи уделено достаточное их количество. Ещё одной проблемой при освоении изобразительно-выразительных средств языка является недостаточная отработка полученных знаний на практике. Учащиеся запоминают определения, видят примеры, но сами редко могут определить то или иное средство, а также построить собственную речь с применением этих средств. А ведь основная цель преподавания русского языка в том, чтобы научить ребёнка не только правильно писать, но и красиво и грамотно излагать собственные мысли. Причина неумения учащихся создавать собственные тексты в оторванности изучения системы языка от ярчайших примеров его использования – классических произведений литературы. Ребёнок в состоянии изучить язык как систему, запомнить правила, но не может определить его функций и целесообразности использования того или иного средства в тексте. Эстетическая функция языка зачастую оказывается невостребованной современным школьником. Потому так сложно для педагога научить детей грамотно анализировать и интерпретировать художественный текст, ведь вся индивидуальность и эстетика языка, с помощью которого автор передал свою идею, остаются без внимания учащегося, который является непосредственным носителем этого языка и элементом речевого сознания.

Многие методисты и педагоги ищут такие способы проведения уроков русского языка, которые позволяли бы развивать учащегося как личность, давали возможность формировать у него способность грамотно излагать свои мысли и воспитывали любовь к русскому слову. Так, одной из главных проблем в практике преподавания филологических дисциплин является отсутствие в тематическом планировании таких занятий, целью которых являлось бы не только овладение знаниями о языке, но и развитие способности видеть прекрасное в художественном произведении, его неповторимый стиль, понимать обусловленность использования тех или иных изобразительно-выразительных средств. Возникла необходимость введения в школьную практику интегрированных занятий, которые объединили бы в себе русский язык и литературу. Таким образом, предметом нашего исследования является анализ особенностей интеграции русского языка и литературы, а также её реализация в работе с изобразительно-выразительными средствами русского языка.

Актуальность работы состоит в острой необходимости создания такой формы изучения изобразительно-выразительных средств, которая предполагала бы полное овладение учениками знаниями о них и умением употреблять их в собственной речи.

Целью исследования является определение особенностей интеграции русского языка и литературы в работе с изобразительно-выразительными средствами русского языка.

Задачи работы:

- обозначения роли более подробного изучения изобразительно-выразительных средств русского языка

- определение сути интегрированного обучения

- обзор образовательных программ

- разработка системы заданий, находящих своё применение при изучении изобразительно-выразительных средств в рамках интегрированного урока русского языка и литературы

Стоит дать определение понятию «интегрированный урок». «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области» [2, с. 5]. Интегрированный урок – урок, в котором изучаются две или три смежные дисциплины, целью которых является представление более полной картины об изучаемом предмете или явлении. 

Одной из известнейших интегрированных форм уроков русского языка и литературы является урок словесности. Однако, однозначного мнения о равнозначности понятий «урок словесности» и «интегрированный урок русского языка и литературы» на данный момент нет. Русская словесность для авторов программ – новый предмет по сравнению с уже существующими предметами школьной программы «русский язык» и «литература». Так, русская словесность объединяет в себе функции обоих предметов и достаточно удачно реализует идею интегрированного обучения русскому языку и литературе.

Среди УМК в плане интеграции и изучения изобразительно-выразительных средств русского языка удачно выделяется учебник М. М. Разумовской. В нём усилена направленность курса на речевое развитие учащихся, что отличает его от большинства используемых в школах. Программой предполагается, что часть урока, а иногда и урок русского языка полностью становится уроком русской словесности, где постигаются истоки выразительности и красоты русского словa, осознаются механизмы создания образности речи.

Автор видит потребность включения элементов словесности в уроки русского языка в пятом классе, так как именно на данном этапе обучения школьники приступают к последовательному изучению лингвистики в системе, знакомятся не с конкретными художественными произведениями разных жанров на уроках литературы, а овладевают навыками их анализа при работе с текстом.

Считаем, что программа М. М. Разумовской может положить начало разработке такой системы занятий, которая реализует большее количество интегрированных уроков и тем самым окажет помощь в решении обозначенных нами проблем в обучении школьников русскому языку [5].

Создание такой методической системы, которая предполагала бы принятие во внимание эстетический потенциал изучаемых произведений художественной литературы при изучении грамматики и отражённые в текстах этих произведений языковые явления, реализовывала бы задачу развития у учащихся чуткости к слову, создавала бы осознанную необходимость совершенствования речи, является немаловажной задачей в обучении русскому языку и литературе в школе.

Имеет смысл составлять систему работы над речевыми средствами изобразительности и выразительности, совмещая их изучение с основными разделами программ русского языка. Ещё одним способом целесообразного изучения средств выразительности является внедрение в контекст темы по литературе обоснованность использования того или иного средства. Такой приём поможет учащемуся лучше разобраться в сути языкового явления и будет способствовать осознанию особенностей индивидуального стиля автора.

К примеру, при изучении повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка», стоит предложить учащимся поработать над репликами героев в тексте, над описанием их автором, а также оценить отношение автора к месту действия произведения. Предполагается изучение сравнений и эпитетов.

Тема урока: «Сорочинская ярмарка» как отражение народного творчества».

Система заданий:

  1. Давайте опишем основных героев произведения. С помощью каких слов мы можем лучше понять особенности их внешности и отношение к ним автора?

  2. Как характеризует персонажей произведения их речь? Приведите примеры.

  3. Как вы думаете, нравится ли автору место, которое он описывает в тексте? Как мы можем определить отношение автора к Сорочинцам?

Стоит упомянуть о том, что, находясь вдали от родины, Гоголь очень скучал по родным местам, потому их описание несколько романтизировано, но тем не менее помогает глубже проникнуть в характер автора, понять его ощущения от воспоминаний Малороссии.

4. Прочитайте два текста и сравните их. Чем они отличаются?

А) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нём ни облака. В поле ни речи. Всё как будто умерло; вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пёстрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало — река в зелёных, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето! [1, с. 15]

Б) …летний день в Малороссии! Как жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и океан, куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая в объятиях своих! На нём ни облака. В поле ни речи. Всё как будто умерло; вверху только, в глубине дрожит жаворонок, и песни летят по ступеням на землю, да изредка крик чайки или голос перепела отдается в степи. …, будто гуляющие без цели, стоят дубы, и удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев, накидывая на другие тень, по которой только при ветре прыщет золото. …насекомых сыплются над огородами, осеняемыми подсолнечниками. …стога сена и снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его зеркало — река в зелёных, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето!

Это задание полезно при изучении эпитетов и сравнений, так как дидактические возможности текста позволяют не только выявить значительное их количество, но и выяснить, что эти средства могут выступать различными частями речи и иметь многие формы выражения. Наряду с этим учащиеся видят, что данные средства языка помогают определить отношение автора к описываемому.

5. Постарайтесь создать собственный текст, включив в него эпитеты и сравнения. Подумайте, каким образом они влияют на нашу речь.

Предложенные нами формы работы дают возможность школьникам проследить особенности изобразительно-выразительных средств языка, а впоследствии при помощи шаблонов использовать их в своих творческих работах и, наконец, овладев умением применять их грамотно, употреблять в собственной письменной и устной речи. Всё это даст возможность решить одну из главных проблем современной дидактики в языковом аспекте: обеспечение речевого развития учащихся и воспитание грамотного читателя.

В заключении следует отметить, что работа, предложенная нами, предполагает выстроить систему повторения изобразительно-выразительных средств с опорой на интеграцию русского языка и литературы, что позволит школьникам осуществить деятельность по повторению, углублению и систематизации своих знаний по этой теме, будет способствовать осознанию важности использования средств выражения в текстах произведений художественной литературы. Объединение дидактических возможностей двух предметов в целях развития языковой компетенции поможет в обогащении активного словаря школьников, развитии мышления и речевых умений.

1. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. – М., – 1994.

2. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д, 2008.

3. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы / О. Ю. Боганова. – М., 1995.

4. Копров, В. М. Сапир Е. В. Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. DOI: 10.15507/1991- 9468.084.020.201603.382-392

5. Разумовская, М. М. Русский язык. Методическое пособие М. Разумовской к учебникам «Русский язык. 5-9 класс». – М., «Дрофа», 2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!