СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности экологического воспитания в современных условиях

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

22 апреля –Международный День Земли. В одной из групп 1-го курса было проведено занятие в форме круглого стола на тему: «Раны на теле Земли».

Цель: создание условий для осознания ответственности за отношение к окружающей среде, формирование чувства сопереживания всему живому и заинтересованность во всём происходящем вокруг.

Задачи:

1. Познакомить с историей и традициями праздника.

2. Показать влияния деятельности человека на окружающую нас среду обитания.

3. Формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание.

4. Воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

5. Принимать активное участие в обсуждениях экологических ситуаций и творческой работе по созданию коллажей.

Главными участниками круглого стола были студенты, исполняющие роли специалистов разных профессий: историк, эколог, лесник, астроном, депутат ГД, а также гости (студенты и преподаватели).

Просмотр содержимого документа
«Особенности экологического воспитания в современных условиях»

Особенности экологического воспитания в современных условиях

ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина», город Лесной

Токалова Наталья Валерьевна

преподаватель

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Обострение глобальной экологической проблемы сегодня в стране и во всём мире диктует о необходимости экологического воспитания по формированию экологического сознания, культуры, природопользования. В экологическом воспитании значимость приобретают массовые экологические кампании, знаменательные дни: «День окружающей среды», «День Земли» и др., разнообразные методы и приёмы, используемые в образовательных учебных заведениях: ролевые игры, круглый стол, семинары, научно-практические конференции, дискуссии – способствуют повышению эффективного образовательного процесса. 22 апреля –Международный День Земли. В одной из групп 1-го курса было проведено занятие в форме круглого стола на тему; «Раны на теле Земли».

Цель: создание условий для осознания ответственности за отношение к окружающей среде, формирование чувства сопереживания всему живому и заинтересованность во всём происходящем вокруг.

Задачи:

1. Познакомить с историей и традициями праздника.

2. Показать влияния деятельности человека на окружающую нас среду обитания.

3. Формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание.

4. Воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

5. Принимать активное участие в обсуждениях экологических ситуаций и творческой работе по созданию коллажей.

Главными участниками круглого стола были студенты, исполняющие роли специалистов разных профессий: историк, эколог, лесник, астроном, депутат ГД, а также гости (студенты и преподаватели).

Звучит музыка, ведущий читает стихотворение:

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нет,

Чёрные сотрёшь ли ЧЕЛОВЕК?

После стихотворения ведущий озвучил тему круглого стола, план работы и представил специалистов разных профессий. В ходе заседания круглого стола были рассмотрены экологические проблемы по разным направлениям.

Историк рассказал о происхождении праздника и его традициях – 19 век, праздник связан с американским фермером и биологом Джулиусом Стерлинг Мортоном. В1970 г. был введён всеамериканский праздник «День Земли» (трагедия в 1969 г. возле г. Санта – Барбара). В 2009 году на сессии Генеральной Ассамблеи был учреждён международный праздник «День -Матери Земли», соавторами соответствующей резолюции выступило более 50 государств-участниц. В разных странах 22 апреля звучит колокол Мира, призывая людей ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дела. В России акция» «Колокол Мира» проводится с 1998 года по инициативе лётчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Березового Анатолия Николаевича (показ слайдов).

Одна из ран на теле Земли – загрязнения окружающей среды бытовыми и промышленными отходами. Эколог нарисовал общую картину о скорости загрязнения окружающей среды отходами. Более подробно информировал об экологической обстановке в Свердловской области. На протяжении ряда лет города Екатеринбург, Первоуральск и Нижний - Тагил входят в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха.

Города Свердловской области

Загрязнение атмосферы

Екатеринбург

Диоксид азота, аммиака, формальдегида и бенз(а)пирена.

Нижний Тагил

Аммиак, фенол, формальдегид и бенз(а)пирен.

Первоуральск

Диоксид и оксид азота, взвешенных веществ, фторид водорода, бенз(а)пирен.

В 2007 г. 73 предприятия области выполняли 106 мероприятий по охране атмосферного воздуха, на осуществления которых было затрачено 1165 млн. руб., в результате объём выбросов веществ в атмосферу снизился 17,6 тыс. т. Сброс загрязнённых сточных вод увеличился на 5.7% в связи с ростом производства на таких предприятиях.

Крупнейшие источники сброса загрязненных сточных вод 
в поверхностные водные объекты

Объем сброса, млн. м3

2006

2007

+,-

МУП «Водоканал» г.  Екатеринбург

217,88

227,18

+9,3

МУП «Водоканал», г. Нижний Тагил

57,22

57,26

+0,01

ОАО «Уралхимпласт», г. Нижний Тагил

43,02

43,68

+0,66

ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат»

30,34

33,55

+3,21

По сбросу сточных вод в ближайшие реки и озёра лидирует столица Урала и Нижний – Тагил. В Екатеринбурге ежегодно сливается в водоёмы 152 млн. кубометров неочищенной воды, в Нижнем-Тагиле-125.64 млн. кубометров, на третьем месте-Качканар-35.67 млн. кубометров. Река Исеть загрязнена железом, цинком, медью, марганцем, азотом аммонийным, азотом нитридным, фосфатами и органическими веществами. Река Пышма, куда сбрасываются хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды городов Верхняя Пышма, Екатеринбург, Берёзовский, Сухой Лог, Камышлов, Талица – загрязнена железом, медью, марганцем, органическими веществами. Загрязнения водных объектов, а также загрязнение атмосферы создаёт серьёзную опасность для здоровья человека.

О ранах Земли, появившихся в результате пожаров и вырубок лесов, рассказал специалист по охране лесных угодий. Была озвучена информация по направлениям: роль леса и его значение, лесные ресурсы мира, проблемы использования, ущерб, который наносит вырубка лесов, (площадь лесов в мире ежегодно уменьшается на 15 млн. га или почти на 0.4 %), меры, которые помогут сократить ущерб от вырубки. Ежегодно в Свердловской области заготавливается около 20 млн. куб. м древесины. Использование древесины области, нерациональное и неэффективное. Остаётся несовершенной техника и технология лесозаготовок, тяжёлые машины полностью уничтожают подрост. В процессе лесозаготовок не вывозится и уничтожается на месте не меньше половина от всей биомассы срубаемых деревьев, в неиспользованные отходы полностью уходит кора-12% от общего объёма заготовок. Таков печальный результат индустриального развития Среднего Урала, результат вобравший в себя 300 лет использования лесных ресурсов (с 16-20 веков). В южных и центральных районах области идёт уже четвёртый оборот рубок. На месте вековых ельников, сосен и кедровников встречаются лиственные – вторичные леса, вырубки, оголённые склоны гор, которые выглядят огромными ранами на теле могучего седого Урала (показ слайдов).

О роли озонового слоя в атмосфере, о причинах образования озоновых дыр, ведущие к непредсказуемым последствиям – различным заболеваниям человека, уничтожению планктона, мутациям растительного и животного мира, рассказал астроном. Выделена главная проблема мировой космонавтики – загрязнения околоземного пространства фрагментами космических аппаратов. Количество частиц космического мусора размером от 1 до 10 см составляет свыше 200000, а число частиц меньше 1 см превышает десятки миллионов. Каждая «мусоринка» представляет опасность для работы космических аппаратов, маленькая «граммулька» мусора ударяет с энергией хорошей гранаты. В этом направлении ведутся научные исследования, проводятся эксперименты для решения космической проблемы (показ слайдов).

Ведущий предлагает перейти к рассмотрению правового аспекта. О принятых и действующих законах РФ по охране окружающей среды выступил депутат ГД. Для выполнения законов РФ требуется: время, внимание, регулярное финансирование, реконструкция предприятий, экологическое воспитание и образование, начиная с семьи, профессиональная подготовка специалистов, СМИ (показ слайдов).

Во время работы круглого стола выступали гости (студенты группы) с информационным материалом по экологическим ситуациям, например, разлив нефти в Мексиканском заливе (апрель 2010 г.), горная промышленность- отметка на людях и пейзажах во всём мире, пагубное воздействие лесных пожаров, выброс химических веществ в результате работы реактивных двигателей.

Ведущий предлагает участникам круглого стола и гостям принять участие в создании коллажей и их защите. После творческой работы ведущий подводит итог работы и, благодарит всех участников. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Будущее нашей планеты зависит от нас. Наша планета больна и больна серьёзна. Сохранять и оздоравливать нашу планету, чтобы не появились новые раны.

Круглый стол – тип экологической игры, основанной на моделировании социального содержания экологической деятельности соответствующих ролей, системы отношений. Игры инициируют условия, а участники игры выполняют определённые роли. Такие игры приближают участников к условиям реальной жизни. Во время подготовки к круглому столу будущие «специалисты» повышают свои экологические знания в соответствующих областях профессий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!