СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности деятельности мастера производственного обучения в современных социально-экономических условиях

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья для мастеров производственного обучения

Просмотр содержимого документа
«Особенности деятельности мастера производственного обучения в современных социально-экономических условиях»

«Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»



В любом педагогическом процессе всегда присутствует взаимодействие, без него передача знаний, умений просто не состоится.

Освоение педагогики взаимодействий – это увлекательный, непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и мастеру, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности, что, собственно и является основой гуманистического направления в педагогике.

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудничеству и сотворчеству - сообщению и содействию по поводу взаимодействий мастера п/о и обучающихся в процессе практического вождения.

Воздействие и взаимодействие. Воздействие - это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением (в отдельных случаях даже с гипнотическим внушением). Принципиальная разница между воздействием и взаимодействием заключается в том, что воздействие однонаправлено, в то время как взаимодействию присуща прямая и обратная связь: взаимодействие определяется реакциями участников деятельности, которые корректируют эффективность получения конечного результата.

Итак, в процессе воздействия обучающийся может ощутить себя только объектом учебного процесса, в то время как при организации конструктивных педагогических взаимодействий и учитель, и ученик являются субъектами. Сотрудниками процесса познания мира.

Дело в том, что совместные действия мастера и обучающихся можно по-разному организовывать. Одна модель взаимодействий нам хорошо известна: педагог (мастер) – представитель власти, направляющая сила. Обучающийся – исполнитель, репродукт полученных сведений. До определённого времени такая организация взаимодействий была единственной, поскольку она определялась социальным заказом общества. Но современная ситуация требует поиска и реализации других моделей взаимодействия. Сегодня обществу нужны творческие личности, которые могут быть активными, сознательными строителями жизни (в прямом смысле этого слова). И педагог (мастер), и ученик должны ощущать себя субъектами окружающей жизни, а не ограничиваться пассивной ролью «гаечки и винтика». В педагогическом процессе педагог и ученик являются сотрудниками.

Обучение и учение взаимно обусловлены, поэтому субъективные позиции учителя и ученика оказываются тесно связаны между собой: один пришел за тем, чтобы научиться (он еще не знает, не умеет управлять транспортным средством), а другой поделиться своим знанием (а не только поучать) и сделать этот процесс интересным для всех участников педагогического взаимодействия.

В процессе организации производственного обучения (вождения) между мастерами производственного обучения и обучающимися происходит индивидуальная форма взаимодействия. Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающегося на уроках производственного обучения по вождению автомобиля – один из элементов качественной подготовки будущих водителей автомобиля.

Доверяя студентам, самостоятельное выполнение некоторых заданий (подготовка автомобиля к выезду, вождение на автодроме), у обучающихся повышается ответственность, уровень самооценки. Это с первых часов вождения автомобиля дисциплинирует обучающихся, повышает профессиональную культуру, любовь к профессии.

Чем больше хорошо подготовленных, этичных водителей, тем меньше нарушителей правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий.

Нежелательными для водителя качествами являются следующие: импульсивность, агрессивность, нерешительность, чрезмерная склонность к риску, неуважение к людям, недисциплинированность, конфликтность, чрезмерная самоуверенность.

Для того чтобы избавиться от этих нежелательных (и не только за рулём) качеств характера необходимо, чтобы обучающийся признал их. Прежде всего, обучающийся должен понять, что данные качества мешают не только при вождении автомобиля, но и вообще в жизни. Надо отметить, что наш характер в большой степени состоит из привычек, связанных с подсознанием. Для того чтобы избавиться от нежелательной черты характера, надо избавиться от определённых привычек (например, делать что-то не думая, конфликтовать по любому поводу, не обращать внимание на мнение других и т.д.) и сформировать новые противоположные этим. Постараться представить себя наделенным желаемым качеством как можно чаще и в самых различных ситуациях. Однако работа по выработке новых черт характера требует большого самоконтроля, собранности и сдержанности. В этом направлении необходимо работать, объединив усилия мастера производственного обучения и обучающегося, т.е. взаимодействуя.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!