СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основы тригонометрии". Элективный курс в 9 -ом классе.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электикный курс "Основы тригонометрии" в 9 классе направлен на подготовку учеников к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«"Основы тригонометрии". Элективный курс в 9 -ом классе.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Такталачукская основная общеобразовательная школа»

Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на МО учителей естественно-математического цикла школы

Руководитель МО: Гильфанова А.М.



______________________

Протокол № 1

от « 27» августа 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Фаррахова Л.С.



______________

от « 29» августа 2016г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Такталачукская основная общеобразовательная школа»

Рахманов А.Ш.

________________

Приказ № 1

От « 29 » августа 2016г.



Рабочая учебная программа

элективного курса

по математике для 9 класса


Количество часов: 1 часов в неделю (34 ч.)

Программу составила учитель математики первой квалификационной категории

Гильфанова Алсу Махияновна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1

от 29 августа 2016 года



2016-2017 учебный год

Основы тригонометрии



«Никогда не считай, что ты

знаешь всё, что тебе уже

больше нечему учиться».

Н.Д. Зелинский.

Пояснительная записка.

1.Особенности программного материала.

Программа элективного курса по математике «Основы тригонометрии» рассчитана на 34 часа для учащихся 9 класса. Место предмета в учебном плане МБОУ «Такталачукская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района РТ:

Учебный план МБОУ «Такталачукская основная общеобразовательная школа» отводит на изучение математики в 9-ом классе компонент ОУ – 1 час. Введение дополнительных часов позволит: систематизировать полученные знания и выполнить надстройку над уже существующими знаниями ученика за счет углубления и расширения тем курса, для успешной сдачи ОГЭ.

Данная программа предназначена для организации предпрофильной подготовки в 9 классе общеобразовательной школы. 
В соответствии с изменением программы по математике в основной школе, тема “Тригонометрические выражения и их преобразования”, перенесена в курс “ Алгебра и начала анализа” 10 класса. Содержание программы актуально с точки зрения задач предпрофильной подготовки как пропедевтика математического образования в профильной старшей школе. 
Элективный курс имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, так как воспитывает внимательное отношение к изучаемым понятиям, формирует представление о связи между этими понятиями. Кроме того, он направлен на обучение учащихся грамотному использованию формул при преобразовании тригонометрических выражений. 
Доминантной формой учения является практическая работа учащихся. Средствами для ее осуществления являются задания, которые предлагаются учителем и учебным пособием. Изучение курса предполагается построить в виде учебных лекций и диалогов, практических занятий на отработку формул, самостоятельного изучения отдельных тем. 
Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления.

В частности, важным аспектом является изучение тригонометрии – как автономной ветви математики. Учение о тригонометрических функциях имеет широкое применение во многих областях современной науки.

Раздел “Тригонометрия” школьного курса математики традиционно наиболее сложный для обучающихся. В 9 классе по геометрии школьники имеют лишь поверхностное представление о тригонометрических функциях, а вычисление их значений некоторых углов (особенно тупых) и вовсе происходит на интуитивном непонятном для детей уровне. Тем не менее, задачи по тригонометрии включаются в модуль «Геометрия» на ОГЭ -9 и большая часть сдающих допускает много ошибок при выполнении заданий именно этого раздела или вообще не берется за такие задания. Разработанный элективный курс «Основы тригонометрии» способствует решению этой проблемы, так как подбор задач будет осуществляться из открытого банка заданий ОГЭ -2016.

Кроме того, данный курс является пропедевтическим для тех, кто планирует продолжить свое обучение в старшей школе. В 10 классе большая часть времени отводится изучению тригонометрии, но недостаточное количество программных часов и обилие информации также не позволяют сформировать у обучающихся системные качественные знания и практические навыки.

Эти недостатки в получении тригонометрических знаний помогает устранить данный элективный курс. Программа содержит темы творческих работ и список литературы по предложенным темам. В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.

2. Требования к знаниям и умениям учащихся в 9 классе.

В результате изучения материала данного курса предполагается, что обучающиеся 9 классов не только усвоят основные алгоритмы и правила решения тригонометрических заданий, но и будут понимать смысл важнейших понятий и их свойств, будут уметь решать задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, научатся применять полученные знания и умения в заданиях с практическим контекстом, знакомым учащимся или близким их жизненному опыту.


3. Целевая установка.

Целью прохождения настоящего курса является: повторение, систематизация, активизация знаний школьного курса тригонометрии; расширение знаний учащихся по курсу; приобретение конкретных практических навыков решения тригонометрических заданий в процессе подготовки к ОГЭ -2016.

Задачи:

• Повторить и обобщить имеющиеся знания; расширить, углубить знания  по тригонометрии; подготовить 9классников к государственной итоговой аттестации;

  • расширить знания учащихся о тригонометрических функциях;

  • познакомить с основными тригонометрическими формулами;

  • приобщить учащихся к работе с учебником;

  • научить применять формулы при преобразовании тригонометрических выражений;

  • научить решать простейшие тригонометрические уравнения с помощью единичной окружности;

  • развивать коммуникативные навыки в процессе практической деятельности.

Основные умения и навыки: 
Учащиеся после изучения курса должны приобрести конкретные умения:

  • в совершенстве владеть определениями;

  • устанавливать связь между градусной и радианной мерами;

  • применять формулы при решении примеров, доказательстве тождеств, преобразовании тригонометрических выражений;

  • определять знаки тригонометрических функций в зависимости от аргумента;

  • решать простейшие тригонометрические уравнения.

4. Структура программы.

В структуре программы элективного курса 9 класса выделяются следующие основные разделы:


п/п

Тема

Количество

часов

1.

Тригонометрия в треугольнике.


16

2.

Тригонометрия на окружности.

7

3

Открытый банк задач из ОГЭ.

11


5. Формы организации учебного процесса.

Для реализации данного курса используются различные формы организации занятий: групповая, индивидуальная, работа в парах. Большая часть времени будет уделена практическим занятиям, посвященным решению задач, в том числе и физических.



6. Итоговый контроль.

Система оценки достижений учащихся: административной проверки материала курса не предполагается. В технологии проведения занятий присутствует элемент перекрестной и самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Систематически используется для решения материал ОГЭ прошлых лет. Формой итогового контроля может стать защита реферата, представление сообщения, презентации, а также – хорошие результаты на ОГЭ - 2016.

7. Объем и сроки изучения.

Программа общим объемом 34 часов изучается в течение учебного года (по 1 часу в неделю).

8. Содержание программы.

Календарно – тематическое планирование

Элективный курс 9 класс

1 час в неделю

уроков

Содержание учебного материала

Кол.

час

Виды деятельности учащихся

Методы обучения и формы

Контроль

Дата

план


факт


ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

(9)







Тригонометрия в треугольнике.

16






1.

Как измерить крутизну. Понятие синуса.

1

Учебный диалог

Фронтальн. работа

Тест на повторение понятий



2-3

Тангенс. Косинус. Нахождение углов.

2

Конспектирование

Беседа




4-9

Решение задач «Тригонометрия в прямоугольном треугольнике»

6

лекция

Инд. работа

Тест




ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

(7)






10-11

Решение задач «Тригонометрия в прямоугольном треугольнике»

2

Практичес. решение примеров

Работа в парах

Сбеседование



12-16

Решение треугольников (теорема синусов, косинусов)

5

Практичес. решение примеров

Работа в парах

Сбеседование




ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

(10)







Тригонометрия на окружности.

7






17.

Часы, или современный взгляд на тригонометрию. Понятие тригонометрического круга.

1

лекция, вывод основного тригонометрического тождества, решение примеров

Работа в парах

Собеседование



18.

Тригонометрические функции на единичной окружности. Знаки тригонометрических функций. Ось тангенсов.

1

Практичес. решение примеров

Работа в парах

собеседование



19 -20

Как не учить формулы! (мнемонические правила использования формул приведения) Решение задач.

2

Практичес. решение примеров

Работа в парах

собеседование



21-22

Вокруг площади треугольника (решение задач)

2

Практическ. решение примеров

Работа в парах

Собеседование



23-26

Открытый банк задач из ОГЭ.


4

Работа с заданиями из ФИПИ

Групповая работа

Самоконтроль с использованием мультимедийной установки




ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

(8)






27- 33

Открытый банк задач из ОГЭ.


7

решение примеров

Коллективная работа

Самост.решение задач с самопроверкой



34

Итоговый урок (защита рефератов, представление презентаций)

1



Презентация приготовленных рефератов





9. Список литературы и интернет-ресурсов

  1. И.М.Гельфанд, С.М.Львовский, А.Л. Тоом «Тригонометрия»

МЦНМ АО «Московские учебники» Москва 2012

  1. Геометрия. Учебник. 7-9 классы. - Атанасян Л.С. 2011г.

  2. КИМ «Геометрия», М, «ВАКО»,2012.

  3. УМК «Математика. Подготовка к ОГЭ», Ростов – на – Дону, «Легион- М»,2011

  4. Ресурсы сети Интернет.

  • Открытый банк заданий ОГЭ - 2017. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/

  • Газета "Математика" http://mat.1september.ru

  • Allmath.ru — вся математика в одном месте http://www.allmath.ru

  • Геометрический портал http://www.neive.by.ru

  • Задачи по геометрии: информационно-поисковая система http://zadachi.mccme.ru

  • Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online) http://www.mathtest.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!