СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы Стихосложения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы Стихосложения»

Выполнила студентка 3 курса группы 3А Манапова Кристина

Основы стихосложения

Стих - строка в стихотворном произведении.

Цезура – пауза внутри стихотворной строки.

Ритм (от греч. rhymes - стройность, соразмерность) - периодическое повторение определенных элементов текста.

Рифма (от греч. rhytmos - стройность, соразмерность) - созвучие концов стихотворных строк. Рифмы бывают:

· мужские (с ударением на последнем слоге стиха)

· женские (с ударе­нием на предпоследнем слоге стиха)

· дактилические (с ударением на третьем слоге с конца строки).

Способы рифмовки:

· перекрестная - рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.

· парная (смежная) - рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки.

· кольцевая (охапная) - рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки.

Строфа (от греч. strophe - поворот) - группа стихов, объеди­ненных по смыслу, форме и интонации. Длина строфы колеблет­ся в пределах от 2-х до 16-ти стихов.

· Двустишие - строфа состоит из 2 строк.

· Трехстишие, или терцет - из 3 строк.

· Четверостишие, или катрен - из 4 строк.

· Пятистишие - из 5 строк.

· Шестистишие, или секстина - из 6 строк.

· Семистишие - из 7 строк.

· Октава - из 8 строк.

· Сонет - из 14 строк: первые 8 строк - перекрестная рифмовка, остальные 6 - по-разному (основатель - Петрарка).

· Онегинская строфа - из 14 строк.

Стопа - повторяющаяся единица стиха, состоящая из одно­го ударного и примыкающих к нему безударных слогов.

Размер - порядок расположения ударных и безударных сло­гов в стихе. Выделяют двух- и трехсложные размеры.

Двусложные размеры:

· Хорей (от греч. chorebs - плясовой) - двусложный стихот­ворный размер, в котором ударение приходится на первый слог. Буря мглою небо кроет... (А. Пушкин) _ /_ _ /_ _/ _ _/ _

· Ямб (от греч. jambos - нападающий) - двусложный стихот­ворный размер, в котором ударение приходится на второй слог. Я вас любил, любовь еще, быть может... (А. Пушкин) _ _/ _ _/ _ _ / _ _/

Спондей – это такой ритмический ход в ямбе, когда рядом стоят два и более ударных слога.

Трехсложные размеры:

· Дактиль (от греч. daktylos - буквально палец) - трехслож­ный стихотворный размер, в котором ударение приходится на первый слог. В полном разгаре страда деревенская... (Н. Некрасов). _/ _ _ _ /_ _ _/ _ _ _ /_ _

· Амфибрахий ( от греч. amphbrachus - с двух сторон крат­кий) - трехсложный стихотворный размер, в котором ударение приходится на второй слог. Сижу за решеткой в темнице сырой... (А. Пушкин)

_ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

· Анапест (от греч. anapaistos - обратный дактилю, бук­вально - отраженный назад) - трехсложный стихотворный раз­мер, в котором ударение приходится на третий слог. Что ты жадно глядишь на дорогу ... (Н. Некрасов)

_ _ _ / _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/



Системы стихосложения:

· силлабо-тоническая - система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Наиболее распространена в поэзии.

· силлабическое стихосложение - система, в которой длина стиха определяется количеством слогов; стихи называются 6-,7-,8-сложными и т.д.

· тоническое стихосложение - система, в которой длина стиха определяется количеством ударных слогов (примыкающие безударные слоги в счет не идут).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!