СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы психолого – акмеологического подхода к обучению. Введение в спецкурс.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы психолого – акмеологического подхода к обучению.

Введение в спецкурс.

 

Мама – Ворона учила своих воронят:

--Бойтесь человека, который держит в руках камень, и не бойтесь человека, если его руки спрятаны в карманах.

--А если у человека в кармане камень? – спросил Вороненок, - Наверное, лучше будет отлететь на дерево и осмотреться. Или залететь со стороны солнца, чтобы человеку глаза слепило, или вот еще способ….

--С тобой все ясно, - сказала Мама – Ворона, - тебя больше не надо учить.

Притча

 

В этой притче говорится о воронятах, и если мы беспристрастно взглянем на наших воспитанников/учеников, то заметим у них много общего с этими воронятами. К примеру, довольно типичная ситуация: вы объясняете своей группе новый материал, показываете, что и как делать. Часть ваших слушателей тут же пробует на практике, применяет, задает вопросы, делает как-то по-своему и у них неплохо получается. Другая часть попробовала 1 раз и сникла, а третья часть и вовсе стремится поболтать с друзьями и приветливо улыбается вам, когда вы призываете их к порядку.  В чем тут дело? Почему одни быстро схватывают, другие - понимают, о чем идет речь, но не умеют применить, а третьим – как это в песне поется – «нет, все понятно, но что конкретно?!»

Вы, конечно, скажете, что дело в индивидуальных способностях детей. Очень хорошо, отвечу я вам и тут же спрошу: «Какие вы видите пути развития способностей в своей группе? В каких направлениях вы действуете, чтобы эти самые способности развить, да еще новую тему отработать?» Какие будут варианты? (Помощник записывает на доске варианты). Прекрасно!

На наше с вами счастье в последние годы большими скачками развивается наука акмеология. С ее то помощью мы и разрешим этот трудный вопрос.

Хотя перед нами и не стоит задача получить академическую подготовку по этой дисциплине, но с некоторыми значимыми акмеологическими находками мы с вами  с удовольствием познакомимся. А теперь давайте запишем:

Акмеология – это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости вне зависимости от возраста и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Потребность в его достижении, деятельность, связанная с его достижением, анализ меры его продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению, формируют профессионализм личности.

Понятие "акмеология" ("акме" в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) в научную терминологию ввел профессор Н.А. Рыбников в 1928 году, обозначая им возрастную психологию личностной зрелости.

Тут мы с вами сделаем себе первую зарубку на память: есть взрослые люди (которым по паспорту 18 лет и больше) и есть зрелые люди. У зрелых людей возраст не ограничен так жестко. Зрелость может социальная наступить и в 10 лет.

Вопрос к вам, уважаемые зрелые личности. По каким признакам лично вы отличите зрелого человека от незрелого? (помощник записывает ответы на доске).

Итак, зрелым мы назовем такого человека, который:

  • Умеет быстро адаптироваться к новой среде, не теряя своего достоинства;
  • Для решения повседневных задач использует нравственный общечеловеческий опыт, а не свои сиюминутные представления о комфорте;
  • Интересуется не только своими личными проблемами и достижениями, но и тем, как живут окружающие люди, что  происходит в обществе, может принимать активное участие в общественной жизни;
  • Управляет конфликтами. Умеет разрешать возникающие конфликты таким образом, что в выигрыше остаются все вовлеченные стороны;
  • Продолжает «образовывать себя» в любых обстоятельствах;
  • Зачастую содержит себя в материально-финансовом смысле (вы ведь в курсе, что с 1 января вступит в силу закон, разрешающий подросткам с14 лет регистрировать свою фирмы?);
  • Стремится к разносторонним увлечениям,  специальностям, везде добивается результатов;
  • Не боится устанавливать долгосрочные отношения с людьми;
  • Принимает на себя ответственность за результаты своей жизни.

Именно акмеологи задумались над вопросом о том, какие внешние факторы по отношению к человеку влияют на процесс достижения зрелости? Почему при одних и тех же обстоятельствах одни люди берут и делают, а другие жалуются и обвиняют кого-нибудь, что им недодали,  помешали, не подсказали, не сделали за них?

Как и акмеологов, нас тоже интересует этот вопрос, поскольку от того, как педагог организует учебный процесс, зависит преобладание одних или других факторов. А значит, наши воспитанники будут более или, что печально, менее зрелыми личностями по окончании обучения.

Мы с вами пришли к пониманию того, что существуют группы факторов, усиливающих или ослабляющих  потенциал человека.

Среди глобальных факторов ослабления потенциала россиян ученые называют:

  1. традиционная дидактическая парадигма образования, ориентированная на усвоение готовых образцов действий, выводов, объема знаний и умений в ущерб развитию мыслительных и эмоционально-волевых способностей учащихся;
  2. слабость развития критического, логического и конструктивно-творческого мышления, ориентация мысли на избегание проблем, а не на достижение целей;
  3. недостаточная социальная мотивация мышления (мы привыкаем думать только о проблемах и только о своей семье и себе);
  4. низкий уровень духовности (кто из вас помогает беспризорным детям, каких становится все больше?);

Выявилось также и то обстоятельство, что большинство опрошенных хотели бы измениться и реализовать свой природный потенциал, независимо от возраста, вот только не знают, как?

Общими для всех профессий и сфер деятельности психолого-акмеологическими факторами, усивающими потенциал личности являются:

  1. высокий уровень профессионального восприятия и мышления,
  2. высокий уровень мотивации,
  3. высокий уровень саморегуляции,
  4. развитая способность представлять результаты деятельности еще до ее начала, развитая образная сфера,
  5. умения принимать решения,
  6. коммуникативные умения.

В перечень значимых психолого-акмеологических факторов профессионального развития личности, на наш взгляд, также можно включить те, которые реально влияют на учебные достижения воспитанников ДДТ:

  1. общественный престиж дополнительного образования;
  2. высокий социальный статус учащегося;
  3. семейную и общественную потребность в зрелости личности;
  4. создание системы формирования высокого уровня профессиональной мотивации и профессионального самосознания личности учащегося как системы подготовки к будущей профессиональной деятельности;
  1. потребность в достижениях, престиж знаний и умений;
  2. личностно-деловые, профессионально важные качества;
  3. потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям.

Психолого-акмеологический подход позволяет рассматривать вопросы сознания личности в профессиональной деятельности на разных возрастных этапах развития личностной зрелости специалиста:

  1. формирования профессионально-значимых личностных качеств ребенка;
  2. профориентации;
  3. получения профессионального образования;
  4. самовыражения в профессиональной деятельности;
  5. развития творческой индивидуальности специалиста, обладающего оптимальным уровнем развития профессионального самосознания.

Психолого-акмеологическая стратегия современной системы дополнительного образования состоит в том, чтобы обеспечить:

  1. усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста,
  2. стимулирование творческого потенциала,
  3. развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств,
  4. дифференциацию "Я - концепции",
  5. углубленное осмысление и переосмысление им отечественного и зарубежного опыта, его творческое преобразование и адаптацию к новым условиям.

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня возможно эффективное развитие процессов зрелости.

 

Именно для развития внутренней мотивации учащихся мы будем использовать материалы программы «Восхождение»

Прежде, чем мы к ней приступим, давайте посмотрим на то, что мы бегло начертали шаловливыми перстами. У нас тайм-аут на осмысление. Будут вопросы по этому материалу?  Сейчас мы начнем знакомиться с изюминкой нашего занятия, с программой «Восхождение», подготовленной учебно-инструктивным отделом. Особое спасибо Лидии Петровне Козловой и Лидии Романовне Суриновой, ну и мне тоже, вашему покорному слуге по вторникам.

 

Программа «Восхождение» предполагает уделять особое внимания трем аспектам:

  1. Развитие оптимальных процедур самоанализа поведения,
  2. Развитие психологических свойств личности,
  3. Сознательная постановка вопросов профессионального развития.

Три направления деятельности по развитию АКМЕ в программе «Восхождение» называются:

1. РАЗУМ

Направление ориентировано на интенсификацию мыслительных способностей учащихся, обучение их мыслить конструктивно и продуктивно, функционально и предусмотрительно, нестандартно и многовариантно.

 

2. ВНУТРЕННЯЯ СИЛА

Направление деятельности предполагает тренировку и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. Здесь предусмотрены способы работы с привычными, неосознаваемыми реакциями на события с помощью переформулирования пользы и приемы погружения в ресурсные (творческие и рабочие) состояния по желанию учащегося.

Основная задача деятельности в этом направлении – гармонизировать Я- концепцию учащихся. Это значит: изменить представления о самом себе, научиться позитивно относиться к себе и другим, повысить стрессоустойчивость и уверенность в своих возможностях, гармонизировать внутренние состояния.

 

3. МОДЕЛИРОВАНИЕ МАСТЕРСТВА

Деятельность в этом направлении предполагает фокусировку на признаках мастерства в профессии и жизни, изучение этих признаков и моделирование их в своей повседневной деятельности.

Основной задачей направления мы считаем повышение интенсивности в учебной и досуговой деятельности подростков, усиление таких качеств, как: целеустремленность, организованность, ответственность, самостоятельность и общительность.

 

Каждое последующее направление работы предполагает наличие навыков, полученных на предыдущем этапе. Поэтому предпочтительным вариантом реализации программы будет последовательное добавление новых вариантов задач и упражнений к задачам имеющегося уровня сложности.

 

 

 

 

Графически это можно представить так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот сколько полезной информации мы сегодня получили.

А теперь мы сделаем еще одну зарубку в памяти – одним из значимых факторов обучения с давних пор является личный пример педагога. Если мы учим одному, и тут же поступаем по-другому, то что бы мы не говорили в свое оправдание, учащиеся будут делать так же.

Нас должно утешить то обстоятельство, что развивается то, что тренируется. Мы с вами потренируемся на наших занятиях, вы примените это в своей жизни и работе и результаты вас вдохновят. Мы надеемся, что вы (также как и наш учебно-инструктивный отдел при подготовке материалов) совершите неожиданные открытия, увидите себя и своих учеников новыми глазами, испытаете прилив сил и вас позовет путеводная звезда Мастера.

Просмотр содержимого документа
«Основы психолого – акмеологического подхода к обучению. Введение в спецкурс.»

Основы психолого – акмеологического подхода к обучению.

Введение в спецкурс.


Мама – Ворона учила своих воронят:

--Бойтесь человека, который держит в руках камень, и не бойтесь человека, если его руки спрятаны в карманах.

--А если у человека в кармане камень? – спросил Вороненок, - Наверное, лучше будет отлететь на дерево и осмотреться. Или залететь со стороны солнца, чтобы человеку глаза слепило, или вот еще способ….

--С тобой все ясно, - сказала Мама – Ворона, - тебя больше не надо учить.

Притча


В этой притче говорится о воронятах, и если мы беспристрастно взглянем на наших воспитанников/учеников, то заметим у них много общего с этими воронятами. К примеру, довольно типичная ситуация: вы объясняете своей группе новый материал, показываете, что и как делать. Часть ваших слушателей тут же пробует на практике, применяет, задает вопросы, делает как-то по-своему и у них неплохо получается. Другая часть попробовала 1 раз и сникла, а третья часть и вовсе стремится поболтать с друзьями и приветливо улыбается вам, когда вы призываете их к порядку. В чем тут дело? Почему одни быстро схватывают, другие - понимают, о чем идет речь, но не умеют применить, а третьим – как это в песне поется – «нет, все понятно, но что конкретно?!»

Вы, конечно, скажете, что дело в индивидуальных способностях детей. Очень хорошо, отвечу я вам и тут же спрошу: «Какие вы видите пути развития способностей в своей группе? В каких направлениях вы действуете, чтобы эти самые способности развить, да еще новую тему отработать?» Какие будут варианты? (Помощник записывает на доске варианты). Прекрасно!

На наше с вами счастье в последние годы большими скачками развивается наука акмеология. С ее то помощью мы и разрешим этот трудный вопрос.

Хотя перед нами и не стоит задача получить академическую подготовку по этой дисциплине, но с некоторыми значимыми акмеологическими находками мы с вами с удовольствием познакомимся. А теперь давайте запишем:

Акмеология – это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости вне зависимости от возраста и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Потребность в его достижении, деятельность, связанная с его достижением, анализ меры его продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению, формируют профессионализм личности.

Понятие "акмеология" ("акме" в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) в научную терминологию ввел профессор Н.А. Рыбников в 1928 году, обозначая им возрастную психологию личностной зрелости.

Тут мы с вами сделаем себе первую зарубку на память: есть взрослые люди (которым по паспорту 18 лет и больше) и есть зрелые люди. У зрелых людей возраст не ограничен так жестко. Зрелость может социальная наступить и в 10 лет.

Вопрос к вам, уважаемые зрелые личности. По каким признакам лично вы отличите зрелого человека от незрелого? (помощник записывает ответы на доске).

Итак, зрелым мы назовем такого человека, который:

  • Умеет быстро адаптироваться к новой среде, не теряя своего достоинства;

  • Для решения повседневных задач использует нравственный общечеловеческий опыт, а не свои сиюминутные представления о комфорте;

  • Интересуется не только своими личными проблемами и достижениями, но и тем, как живут окружающие люди, что происходит в обществе, может принимать активное участие в общественной жизни;

  • Управляет конфликтами. Умеет разрешать возникающие конфликты таким образом, что в выигрыше остаются все вовлеченные стороны;

  • Продолжает «образовывать себя» в любых обстоятельствах;

  • Зачастую содержит себя в материально-финансовом смысле (вы ведь в курсе, что с 1 января вступит в силу закон, разрешающий подросткам с14 лет регистрировать свою фирмы?);

  • Стремится к разносторонним увлечениям, специальностям, везде добивается результатов;

  • Не боится устанавливать долгосрочные отношения с людьми;

  • Принимает на себя ответственность за результаты своей жизни.

Именно акмеологи задумались над вопросом о том, какие внешние факторы по отношению к человеку влияют на процесс достижения зрелости? Почему при одних и тех же обстоятельствах одни люди берут и делают, а другие жалуются и обвиняют кого-нибудь, что им недодали, помешали, не подсказали, не сделали за них?

Как и акмеологов, нас тоже интересует этот вопрос, поскольку от того, как педагог организует учебный процесс, зависит преобладание одних или других факторов. А значит, наши воспитанники будут более или, что печально, менее зрелыми личностями по окончании обучения.

Мы с вами пришли к пониманию того, что существуют группы факторов, усиливающих или ослабляющих потенциал человека.

Среди глобальных факторов ослабления потенциала россиян ученые называют:

  • традиционная дидактическая парадигма образования, ориентированная на усвоение готовых образцов действий, выводов, объема знаний и умений в ущерб развитию мыслительных и эмоционально-волевых способностей учащихся;

  • слабость развития критического, логического и конструктивно-творческого мышления, ориентация мысли на избегание проблем, а не на достижение целей;

  • недостаточная социальная мотивация мышления (мы привыкаем думать только о проблемах и только о своей семье и себе);

  • низкий уровень духовности (кто из вас помогает беспризорным детям, каких становится все больше?);

Выявилось также и то обстоятельство, что большинство опрошенных хотели бы измениться и реализовать свой природный потенциал, независимо от возраста, вот только не знают, как?

Общими для всех профессий и сфер деятельности психолого-акмеологическими факторами, усивающими потенциал личности являются:

  • высокий уровень профессионального восприятия и мышления,

  • высокий уровень мотивации,

  • высокий уровень саморегуляции,

  • развитая способность представлять результаты деятельности еще до ее начала, развитая образная сфера,

  • умения принимать решения,

  • коммуникативные умения.

В перечень значимых психолого-акмеологических факторов профессионального развития личности, на наш взгляд, также можно включить те, которые реально влияют на учебные достижения воспитанников ДДТ:

  • общественный престиж дополнительного образования;

  • высокий социальный статус учащегося;

  • семейную и общественную потребность в зрелости личности;

  • создание системы формирования высокого уровня профессиональной мотивации и профессионального самосознания личности учащегося как системы подготовки к будущей профессиональной деятельности;

  • потребность в достижениях, престиж знаний и умений;

  • личностно-деловые, профессионально важные качества;

  • потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям.

Психолого-акмеологический подход позволяет рассматривать вопросы сознания личности в профессиональной деятельности на разных возрастных этапах развития личностной зрелости специалиста:

  • формирования профессионально-значимых личностных качеств ребенка;

  • профориентации;

  • получения профессионального образования;

  • самовыражения в профессиональной деятельности;

  • развития творческой индивидуальности специалиста, обладающего оптимальным уровнем развития профессионального самосознания.

Психолого-акмеологическая стратегия современной системы дополнительного образования состоит в том, чтобы обеспечить:

  • усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста,

  • стимулирование творческого потенциала,

  • развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств,

  • дифференциацию "Я - концепции",

  • углубленное осмысление и переосмысление им отечественного и зарубежного опыта, его творческое преобразование и адаптацию к новым условиям.

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня возможно эффективное развитие процессов зрелости.


Именно для развития внутренней мотивации учащихся мы будем использовать материалы программы «Восхождение»

Прежде, чем мы к ней приступим, давайте посмотрим на то, что мы бегло начертали шаловливыми перстами. У нас тайм-аут на осмысление. Будут вопросы по этому материалу? Сейчас мы начнем знакомиться с изюминкой нашего занятия, с программой «Восхождение», подготовленной учебно-инструктивным отделом. Особое спасибо Лидии Петровне Козловой и Лидии Романовне Суриновой, ну и мне тоже, вашему покорному слуге по вторникам.


Программа «Восхождение» предполагает уделять особое внимания трем аспектам:

  • Развитие оптимальных процедур самоанализа поведения,

  • Развитие психологических свойств личности,

  • Сознательная постановка вопросов профессионального развития.

Три направления деятельности по развитию АКМЕ в программе «Восхождение» называются:

1. РАЗУМ

Направление ориентировано на интенсификацию мыслительных способностей учащихся, обучение их мыслить конструктивно и продуктивно, функционально и предусмотрительно, нестандартно и многовариантно.


2. ВНУТРЕННЯЯ СИЛА

Направление деятельности предполагает тренировку и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. Здесь предусмотрены способы работы с привычными, неосознаваемыми реакциями на события с помощью переформулирования пользы и приемы погружения в ресурсные (творческие и рабочие) состояния по желанию учащегося.

Основная задача деятельности в этом направлении – гармонизировать Я- концепцию учащихся. Это значит: изменить представления о самом себе, научиться позитивно относиться к себе и другим, повысить стрессоустойчивость и уверенность в своих возможностях, гармонизировать внутренние состояния.


3. МОДЕЛИРОВАНИЕ МАСТЕРСТВА

Деятельность в этом направлении предполагает фокусировку на признаках мастерства в профессии и жизни, изучение этих признаков и моделирование их в своей повседневной деятельности.

Основной задачей направления мы считаем повышение интенсивности в учебной и досуговой деятельности подростков, усиление таких качеств, как: целеустремленность, организованность, ответственность, самостоятельность и общительность.


Каждое последующее направление работы предполагает наличие навыков, полученных на предыдущем этапе. Поэтому предпочтительным вариантом реализации программы будет последовательное добавление новых вариантов задач и упражнений к задачам имеющегося уровня сложности.





Графически это можно представить так:













Вот сколько полезной информации мы сегодня получили.

А теперь мы сделаем еще одну зарубку в памяти – одним из значимых факторов обучения с давних пор является личный пример педагога. Если мы учим одному, и тут же поступаем по-другому, то что бы мы не говорили в свое оправдание, учащиеся будут делать так же.

Нас должно утешить то обстоятельство, что развивается то, что тренируется. Мы с вами потренируемся на наших занятиях, вы примените это в своей жизни и работе и результаты вас вдохновят. Мы надеемся, что вы (также как и наш учебно-инструктивный отдел при подготовке материалов) совершите неожиданные открытия, увидите себя и своих учеников новыми глазами, испытаете прилив сил и вас позовет путеводная звезда Мастера.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!