Основы психолого – акмеологического подхода к обучению.
Введение в спецкурс.
Мама – Ворона учила своих воронят:
--Бойтесь человека, который держит в руках камень, и не бойтесь человека, если его руки спрятаны в карманах.
--А если у человека в кармане камень? – спросил Вороненок, - Наверное, лучше будет отлететь на дерево и осмотреться. Или залететь со стороны солнца, чтобы человеку глаза слепило, или вот еще способ….
--С тобой все ясно, - сказала Мама – Ворона, - тебя больше не надо учить.
Притча
В этой притче говорится о воронятах, и если мы беспристрастно взглянем на наших воспитанников/учеников, то заметим у них много общего с этими воронятами. К примеру, довольно типичная ситуация: вы объясняете своей группе новый материал, показываете, что и как делать. Часть ваших слушателей тут же пробует на практике, применяет, задает вопросы, делает как-то по-своему и у них неплохо получается. Другая часть попробовала 1 раз и сникла, а третья часть и вовсе стремится поболтать с друзьями и приветливо улыбается вам, когда вы призываете их к порядку. В чем тут дело? Почему одни быстро схватывают, другие - понимают, о чем идет речь, но не умеют применить, а третьим – как это в песне поется – «нет, все понятно, но что конкретно?!»
Вы, конечно, скажете, что дело в индивидуальных способностях детей. Очень хорошо, отвечу я вам и тут же спрошу: «Какие вы видите пути развития способностей в своей группе? В каких направлениях вы действуете, чтобы эти самые способности развить, да еще новую тему отработать?» Какие будут варианты? (Помощник записывает на доске варианты). Прекрасно!
На наше с вами счастье в последние годы большими скачками развивается наука акмеология. С ее то помощью мы и разрешим этот трудный вопрос.
Хотя перед нами и не стоит задача получить академическую подготовку по этой дисциплине, но с некоторыми значимыми акмеологическими находками мы с вами с удовольствием познакомимся. А теперь давайте запишем:
Акмеология – это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости вне зависимости от возраста и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Потребность в его достижении, деятельность, связанная с его достижением, анализ меры его продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению, формируют профессионализм личности.
Понятие "акмеология" ("акме" в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) в научную терминологию ввел профессор Н.А. Рыбников в 1928 году, обозначая им возрастную психологию личностной зрелости.
Тут мы с вами сделаем себе первую зарубку на память: есть взрослые люди (которым по паспорту 18 лет и больше) и есть зрелые люди. У зрелых людей возраст не ограничен так жестко. Зрелость может социальная наступить и в 10 лет.
Вопрос к вам, уважаемые зрелые личности. По каким признакам лично вы отличите зрелого человека от незрелого? (помощник записывает ответы на доске).
Итак, зрелым мы назовем такого человека, который:
- Умеет быстро адаптироваться к новой среде, не теряя своего достоинства;
- Для решения повседневных задач использует нравственный общечеловеческий опыт, а не свои сиюминутные представления о комфорте;
- Интересуется не только своими личными проблемами и достижениями, но и тем, как живут окружающие люди, что происходит в обществе, может принимать активное участие в общественной жизни;
- Управляет конфликтами. Умеет разрешать возникающие конфликты таким образом, что в выигрыше остаются все вовлеченные стороны;
- Продолжает «образовывать себя» в любых обстоятельствах;
- Зачастую содержит себя в материально-финансовом смысле (вы ведь в курсе, что с 1 января вступит в силу закон, разрешающий подросткам с14 лет регистрировать свою фирмы?);
- Стремится к разносторонним увлечениям, специальностям, везде добивается результатов;
- Не боится устанавливать долгосрочные отношения с людьми;
- Принимает на себя ответственность за результаты своей жизни.
Именно акмеологи задумались над вопросом о том, какие внешние факторы по отношению к человеку влияют на процесс достижения зрелости? Почему при одних и тех же обстоятельствах одни люди берут и делают, а другие жалуются и обвиняют кого-нибудь, что им недодали, помешали, не подсказали, не сделали за них?
Как и акмеологов, нас тоже интересует этот вопрос, поскольку от того, как педагог организует учебный процесс, зависит преобладание одних или других факторов. А значит, наши воспитанники будут более или, что печально, менее зрелыми личностями по окончании обучения.
Мы с вами пришли к пониманию того, что существуют группы факторов, усиливающих или ослабляющих потенциал человека.
Среди глобальных факторов ослабления потенциала россиян ученые называют:
- традиционная дидактическая парадигма образования, ориентированная на усвоение готовых образцов действий, выводов, объема знаний и умений в ущерб развитию мыслительных и эмоционально-волевых способностей учащихся;
- слабость развития критического, логического и конструктивно-творческого мышления, ориентация мысли на избегание проблем, а не на достижение целей;
- недостаточная социальная мотивация мышления (мы привыкаем думать только о проблемах и только о своей семье и себе);
- низкий уровень духовности (кто из вас помогает беспризорным детям, каких становится все больше?);
Выявилось также и то обстоятельство, что большинство опрошенных хотели бы измениться и реализовать свой природный потенциал, независимо от возраста, вот только не знают, как?
Общими для всех профессий и сфер деятельности психолого-акмеологическими факторами, усивающими потенциал личности являются:
- высокий уровень профессионального восприятия и мышления,
- высокий уровень мотивации,
- высокий уровень саморегуляции,
- развитая способность представлять результаты деятельности еще до ее начала, развитая образная сфера,
- умения принимать решения,
- коммуникативные умения.
В перечень значимых психолого-акмеологических факторов профессионального развития личности, на наш взгляд, также можно включить те, которые реально влияют на учебные достижения воспитанников ДДТ:
- общественный престиж дополнительного образования;
- высокий социальный статус учащегося;
- семейную и общественную потребность в зрелости личности;
- создание системы формирования высокого уровня профессиональной мотивации и профессионального самосознания личности учащегося как системы подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- потребность в достижениях, престиж знаний и умений;
- личностно-деловые, профессионально важные качества;
- потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям.
Психолого-акмеологический подход позволяет рассматривать вопросы сознания личности в профессиональной деятельности на разных возрастных этапах развития личностной зрелости специалиста:
- формирования профессионально-значимых личностных качеств ребенка;
- профориентации;
- получения профессионального образования;
- самовыражения в профессиональной деятельности;
- развития творческой индивидуальности специалиста, обладающего оптимальным уровнем развития профессионального самосознания.
Психолого-акмеологическая стратегия современной системы дополнительного образования состоит в том, чтобы обеспечить:
- усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста,
- стимулирование творческого потенциала,
- развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств,
- дифференциацию "Я - концепции",
- углубленное осмысление и переосмысление им отечественного и зарубежного опыта, его творческое преобразование и адаптацию к новым условиям.
Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня возможно эффективное развитие процессов зрелости.
Именно для развития внутренней мотивации учащихся мы будем использовать материалы программы «Восхождение»
Прежде, чем мы к ней приступим, давайте посмотрим на то, что мы бегло начертали шаловливыми перстами. У нас тайм-аут на осмысление. Будут вопросы по этому материалу? Сейчас мы начнем знакомиться с изюминкой нашего занятия, с программой «Восхождение», подготовленной учебно-инструктивным отделом. Особое спасибо Лидии Петровне Козловой и Лидии Романовне Суриновой, ну и мне тоже, вашему покорному слуге по вторникам.
Программа «Восхождение» предполагает уделять особое внимания трем аспектам:
- Развитие оптимальных процедур самоанализа поведения,
- Развитие психологических свойств личности,
- Сознательная постановка вопросов профессионального развития.
Три направления деятельности по развитию АКМЕ в программе «Восхождение» называются:
1. РАЗУМ
Направление ориентировано на интенсификацию мыслительных способностей учащихся, обучение их мыслить конструктивно и продуктивно, функционально и предусмотрительно, нестандартно и многовариантно.
2. ВНУТРЕННЯЯ СИЛА
Направление деятельности предполагает тренировку и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. Здесь предусмотрены способы работы с привычными, неосознаваемыми реакциями на события с помощью переформулирования пользы и приемы погружения в ресурсные (творческие и рабочие) состояния по желанию учащегося.
Основная задача деятельности в этом направлении – гармонизировать Я- концепцию учащихся. Это значит: изменить представления о самом себе, научиться позитивно относиться к себе и другим, повысить стрессоустойчивость и уверенность в своих возможностях, гармонизировать внутренние состояния.
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ МАСТЕРСТВА
Деятельность в этом направлении предполагает фокусировку на признаках мастерства в профессии и жизни, изучение этих признаков и моделирование их в своей повседневной деятельности.
Основной задачей направления мы считаем повышение интенсивности в учебной и досуговой деятельности подростков, усиление таких качеств, как: целеустремленность, организованность, ответственность, самостоятельность и общительность.
Каждое последующее направление работы предполагает наличие навыков, полученных на предыдущем этапе. Поэтому предпочтительным вариантом реализации программы будет последовательное добавление новых вариантов задач и упражнений к задачам имеющегося уровня сложности.
Графически это можно представить так:
Вот сколько полезной информации мы сегодня получили.
А теперь мы сделаем еще одну зарубку в памяти – одним из значимых факторов обучения с давних пор является личный пример педагога. Если мы учим одному, и тут же поступаем по-другому, то что бы мы не говорили в свое оправдание, учащиеся будут делать так же.
Нас должно утешить то обстоятельство, что развивается то, что тренируется. Мы с вами потренируемся на наших занятиях, вы примените это в своей жизни и работе и результаты вас вдохновят. Мы надеемся, что вы (также как и наш учебно-инструктивный отдел при подготовке материалов) совершите неожиданные открытия, увидите себя и своих учеников новыми глазами, испытаете прилив сил и вас позовет путеводная звезда Мастера.
Просмотр содержимого документа
«Основы психолого – акмеологического подхода к обучению. Введение в спецкурс.»
Основы психолого – акмеологического подхода к обучению.
Введение в спецкурс.
Мама – Ворона учила своих воронят:
--Бойтесь человека, который держит в руках камень, и не бойтесь человека, если его руки спрятаны в карманах.
--А если у человека в кармане камень? – спросил Вороненок, - Наверное, лучше будет отлететь на дерево и осмотреться. Или залететь со стороны солнца, чтобы человеку глаза слепило, или вот еще способ….
--С тобой все ясно, - сказала Мама – Ворона, - тебя больше не надо учить.
Притча
В этой притче говорится о воронятах, и если мы беспристрастно взглянем на наших воспитанников/учеников, то заметим у них много общего с этими воронятами. К примеру, довольно типичная ситуация: вы объясняете своей группе новый материал, показываете, что и как делать. Часть ваших слушателей тут же пробует на практике, применяет, задает вопросы, делает как-то по-своему и у них неплохо получается. Другая часть попробовала 1 раз и сникла, а третья часть и вовсе стремится поболтать с друзьями и приветливо улыбается вам, когда вы призываете их к порядку. В чем тут дело? Почему одни быстро схватывают, другие - понимают, о чем идет речь, но не умеют применить, а третьим – как это в песне поется – «нет, все понятно, но что конкретно?!»
Вы, конечно, скажете, что дело в индивидуальных способностях детей. Очень хорошо, отвечу я вам и тут же спрошу: «Какие вы видите пути развития способностей в своей группе? В каких направлениях вы действуете, чтобы эти самые способности развить, да еще новую тему отработать?» Какие будут варианты? (Помощник записывает на доске варианты). Прекрасно!
На наше с вами счастье в последние годы большими скачками развивается наука акмеология. С ее то помощью мы и разрешим этот трудный вопрос.
Хотя перед нами и не стоит задача получить академическую подготовку по этой дисциплине, но с некоторыми значимыми акмеологическими находками мы с вами с удовольствием познакомимся. А теперь давайте запишем:
Акмеология – это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости вне зависимости от возраста и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Потребность в его достижении, деятельность, связанная с его достижением, анализ меры его продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению, формируют профессионализм личности.
Понятие "акмеология" ("акме" в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) в научную терминологию ввел профессор Н.А. Рыбников в 1928 году, обозначая им возрастную психологию личностной зрелости.
Тут мы с вами сделаем себе первую зарубку на память: есть взрослые люди (которым по паспорту 18 лет и больше) и есть зрелые люди. У зрелых людей возраст не ограничен так жестко. Зрелость может социальная наступить и в 10 лет.
Вопрос к вам, уважаемые зрелые личности. По каким признакам лично вы отличите зрелого человека от незрелого? (помощник записывает ответы на доске).
Итак, зрелым мы назовем такого человека, который:
Умеет быстро адаптироваться к новой среде, не теряя своего достоинства;
Для решения повседневных задач использует нравственный общечеловеческий опыт, а не свои сиюминутные представления о комфорте;
Интересуется не только своими личными проблемами и достижениями, но и тем, как живут окружающие люди, что происходит в обществе, может принимать активное участие в общественной жизни;
Управляет конфликтами. Умеет разрешать возникающие конфликты таким образом, что в выигрыше остаются все вовлеченные стороны;
Продолжает «образовывать себя» в любых обстоятельствах;
Зачастую содержит себя в материально-финансовом смысле (вы ведь в курсе, что с 1 января вступит в силу закон, разрешающий подросткам с14 лет регистрировать свою фирмы?);
Стремится к разносторонним увлечениям, специальностям, везде добивается результатов;
Не боится устанавливать долгосрочные отношения с людьми;
Принимает на себя ответственность за результаты своей жизни.
Именно акмеологи задумались над вопросом о том, какие внешние факторы по отношению к человеку влияют на процесс достижения зрелости? Почему при одних и тех же обстоятельствах одни люди берут и делают, а другие жалуются и обвиняют кого-нибудь, что им недодали, помешали, не подсказали, не сделали за них?
Как и акмеологов, нас тоже интересует этот вопрос, поскольку от того, как педагог организует учебный процесс, зависит преобладание одних или других факторов. А значит, наши воспитанники будут более или, что печально, менее зрелыми личностями по окончании обучения.
Мы с вами пришли к пониманию того, что существуют группы факторов, усиливающих или ослабляющих потенциал человека.
Среди глобальных факторов ослабления потенциала россиян ученые называют:
традиционная дидактическая парадигма образования, ориентированная на усвоение готовых образцов действий, выводов, объема знаний и умений в ущерб развитию мыслительных и эмоционально-волевых способностей учащихся;
слабость развития критического, логического и конструктивно-творческого мышления, ориентация мысли на избегание проблем, а не на достижение целей;
недостаточная социальная мотивация мышления (мы привыкаем думать только о проблемах и только о своей семье и себе);
низкий уровень духовности (кто из вас помогает беспризорным детям, каких становится все больше?);
Выявилось также и то обстоятельство, что большинство опрошенных хотели бы измениться и реализовать свой природный потенциал, независимо от возраста, вот только не знают, как?
Общими для всех профессий и сфер деятельности психолого-акмеологическими факторами, усивающими потенциал личности являются:
высокий уровень профессионального восприятия и мышления,
высокий уровень мотивации,
высокий уровень саморегуляции,
развитая способность представлять результаты деятельности еще до ее начала, развитая образная сфера,
умения принимать решения,
коммуникативные умения.
В перечень значимых психолого-акмеологических факторов профессионального развития личности, на наш взгляд, также можно включить те, которые реально влияют на учебные достижения воспитанников ДДТ:
общественный престиж дополнительного образования;
высокий социальный статус учащегося;
семейную и общественную потребность в зрелости личности;
создание системы формирования высокого уровня профессиональной мотивации и профессионального самосознания личности учащегося как системы подготовки к будущей профессиональной деятельности;
потребность в достижениях, престиж знаний и умений;
личностно-деловые, профессионально важные качества;
потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям.
Психолого-акмеологический подход позволяет рассматривать вопросы сознания личности в профессиональной деятельности на разных возрастных этапах развития личностной зрелости специалиста:
формирования профессионально-значимых личностных качеств ребенка;
профориентации;
получения профессионального образования;
самовыражения в профессиональной деятельности;
развития творческой индивидуальности специалиста, обладающего оптимальным уровнем развития профессионального самосознания.
Психолого-акмеологическая стратегия современной системы дополнительного образования состоит в том, чтобы обеспечить:
усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста,
стимулирование творческого потенциала,
развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств,
дифференциацию "Я - концепции",
углубленное осмысление и переосмысление им отечественного и зарубежного опыта, его творческое преобразование и адаптацию к новым условиям.
Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня возможно эффективное развитие процессов зрелости.
Именно для развития внутренней мотивации учащихся мы будем использовать материалы программы «Восхождение»
Прежде, чем мы к ней приступим, давайте посмотрим на то, что мы бегло начертали шаловливыми перстами. У нас тайм-аут на осмысление. Будут вопросы по этому материалу? Сейчас мы начнем знакомиться с изюминкой нашего занятия, с программой «Восхождение», подготовленной учебно-инструктивным отделом. Особое спасибо Лидии Петровне Козловой и Лидии Романовне Суриновой, ну и мне тоже, вашему покорному слуге по вторникам.
Программа «Восхождение» предполагает уделять особое внимания трем аспектам:
Развитие оптимальных процедур самоанализа поведения,
Развитие психологических свойств личности,
Сознательная постановка вопросов профессионального развития.
Три направления деятельности по развитию АКМЕ в программе «Восхождение» называются:
1. РАЗУМ
Направление ориентировано на интенсификацию мыслительных способностей учащихся, обучение их мыслить конструктивно и продуктивно, функционально и предусмотрительно, нестандартно и многовариантно.
2. ВНУТРЕННЯЯ СИЛА
Направление деятельности предполагает тренировку и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. Здесь предусмотрены способы работы с привычными, неосознаваемыми реакциями на события с помощью переформулирования пользы и приемы погружения в ресурсные (творческие и рабочие) состояния по желанию учащегося.
Основная задача деятельности в этом направлении – гармонизировать Я- концепцию учащихся. Это значит: изменить представления о самом себе, научиться позитивно относиться к себе и другим, повысить стрессоустойчивость и уверенность в своих возможностях, гармонизировать внутренние состояния.
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ МАСТЕРСТВА
Деятельность в этом направлении предполагает фокусировку на признаках мастерства в профессии и жизни, изучение этих признаков и моделирование их в своей повседневной деятельности.
Основной задачей направления мы считаем повышение интенсивности в учебной и досуговой деятельности подростков, усиление таких качеств, как: целеустремленность, организованность, ответственность, самостоятельность и общительность.
Каждое последующее направление работы предполагает наличие навыков, полученных на предыдущем этапе. Поэтому предпочтительным вариантом реализации программы будет последовательное добавление новых вариантов задач и упражнений к задачам имеющегося уровня сложности.
Графически это можно представить так:
Вот сколько полезной информации мы сегодня получили.
А теперь мы сделаем еще одну зарубку в памяти – одним из значимых факторов обучения с давних пор является личный пример педагога. Если мы учим одному, и тут же поступаем по-другому, то что бы мы не говорили в свое оправдание, учащиеся будут делать так же.
Нас должно утешить то обстоятельство, что развивается то, что тренируется. Мы с вами потренируемся на наших занятиях, вы примените это в своей жизни и работе и результаты вас вдохновят. Мы надеемся, что вы (также как и наш учебно-инструктивный отдел при подготовке материалов) совершите неожиданные открытия, увидите себя и своих учеников новыми глазами, испытаете прилив сил и вас позовет путеводная звезда Мастера.