«Правовые аспекты образования»
Основы практического права в рамках предпрофильной подготовки
Глинский Д.О., учитель истории и обществознания МБОУ «ООШ №269»
Курс дает сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства.
Программа касается житейских, повседневных проблем, с которыми человек сталкивается в жизни. Рассмотрение этих проблем помогает понять учащимся, что правовые отношения касаются каждого человека, а также увидеть личностную значимость правовых знаний.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- освоение учащимися социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав;
- знакомство с деятельностью органов власти и структур нормативно-правового регулирования (МВД, ФСБ, Прокуратура, Суды)
Решение задач включает в себя:
- определение отрасли права
- поиск необходимых глав, статей в Кодексах РФ
- указание конкретного фрагмента источника права, на который опирается решение
- демонстрация учащимся всей логики своего решения (последовательность действий).
- рассмотрение всех возможных вариантов решения задач.
Из истории права. Римское право.
Виниций проходил мимо дома богатого соседа Марка и увидел, что рядом с его домом лежат бревна. Он забрал эти бревна и использовал их при строительстве своего сарая. Узнав об этом, Марк потребовал вернуть ему бревна.
Какое решение должен вынести суд по данному делу?
В каком случае Марк сможет истребовать свои брёвна обратно?
Закон XII таблиц
7. Пусть [собственник] не трогает и не отнимает [принадлежащего ему] бревна или жердей, использованных [другим человеком] на постройку здания или для посадки виноградника.
8. (Ульпиан, I, 1, pr. D., XLVII, 3: Закон XII таблиц не позволял ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку или для посадки виноградника, но предоставлял при этом иск в двойном размере [стоимости этих материалов] против того, кто обвинялся в использовании их).
Гражданское право
Морева пришла в выходной день в кафе вместе с друзьями. Верхнюю одежду они повесили в специально отведенном в кафе для этой цели месте.
Через три часа, когда друзья собирались покидать кафе, выяснилось, что шубы Моревой ни в оставленном ею месте, ни в других помещениях кафе нет. Она сообщила о своей пропаже администратору. Администратор, в свою очередь, заявил, что работники кафе не обязаны следить за сохранностью верхней одежды посетителей. Поскольку кафе является публичным местом, т. е. любой желающий может его посетить, то и ответственность за свои вещи они несут самостоятельно.
Морева обратилась к юристу в Общество по защите прав потребителей за советом.
Возникло ли по поводу пропавшей шубы гражданское правоотношение?
Назовите принципы гражданского права. Какой принцип в данном случае нарушен?
Какое разъяснение должен дать ей юрист?
В рамках курса у учащихся вырабатывается умение понимать законы и другие нормативные правовые акты; соблюдать законодательство; принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с правовыми предписаниями; защищать свои права и интересы законными способами; анализировать законодательство и практику его применения; ориентироваться в специальной литературе