СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основы организации внеурочной деятельности» Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников посредством внеурочной деятельности.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель внеурочной деятельности — это создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие здоровой, творчески растущей личности.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Просмотр содержимого документа
««Основы организации внеурочной деятельности» Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников посредством внеурочной деятельности.»»

Министерство просвещения РФ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Старицкий колледж»




Контрольная работа

по дисциплине: «Основы организации внеурочной деятельности»

Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников посредством внеурочной деятельности.»




студентки 3БНК ГРУППЫ 3курса

заочного обучения

Калиниченко Алёна Валерьевна



Проверил преподаватель:

Руднева Наталья Евгеньевна

Оценка_________

Дата________







г. Старица, 2020 г.

Содержание

  1. Теоретическая часть вопроса.

  1. Введение

  2. 1. Психолого-педагогические предпосылки развития творческих способностей младших школьников посредством внеурочной деятельности

  3. 1.1 Сущностная характеристика психолого-педагогической категории «творческие способности».

  4. 1.2 Компоненты творческих способностей. Уровни развития творческих способностей.

  5. 1.3 Организация внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями нового стандарта как одно из условий развития творческих способностей.

  6. 2. Характеристика различных приемов развития творческих способностей младших школьников.

  7. 3. Модели внеурочной деятельности.

  8. Заключение.

  1. Практическая часть зачета.

  1. План конспект театрального кружка «Детские фантазии» по художественно – эстетической направленности.












Введение


Стандарт второго поколения определяет внеурочной деятельности новый, достаточно высокий статус.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. 

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность – это равноправный компонент учебного плана школы.

Стандарт определяет не только сущность внеурочной деятельности, но и ее цель: создание условий для развития личности.

Содержательным ориентиром внеурочной деятельности являются ее направления, которые и лежат в основе развития личности обучающегося. В свою очередь направления внеурочной деятельности реализуются через разнообразие форм: кружки, студии, секции и др. Обращаясь к проблеме развития творческих способностей, мы пытаемся приобщиться к решению одной из задач, сформулированных в Стандарте.

Цель внеурочной деятельности — это создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие здоровой, творчески растущей личности.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Проблема развития творческих способностей была предметом исследования Л. С. Выготского.

Л. С. Выготский считал, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.1


1. Психолого-педагогические предпосылки развития творческих способностей младших школьников посредством внеурочной деятельности

1.1 Сущностная характеристика психолого-педагогической категории «творческие способности»


В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека.

Существенных положительных результатов в развитии творческого потенциала личности можно достичь на начальном этапе обучения, т. к., во-первых, период детства характеризуется общей сензитивностью, во-вторых, в младшем школьном возрасте совершенствуются воображение, отвлеченное мышление, познавательный интерес, активность, самостоятельность, играющие важную роль в процессе творчества.

Творческие способности — это способности к созданию нового. Выявление личностных особенностей, актуализируемых на разных этапах творчества (возникновение творческой ситуации; генерирование идеи; проверка и воплощение нового), позволяет определить структуру творческих способностей и уточнить сущность данного явления. Творческие способности детей - это интегративное личностное образование, которое проявляется в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области.

Таким образом, творческие способности объединяют мотивацию творчества, качественные знания и способы создания нового.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

-творческое мышление;

-творческое воображение;

-применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

-классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

-рассматривать систему в развитии;

-делать предположения прогнозного характера;

-выделять противоположные признаки объекта;

-выявлять и формулировать противоречия;

-разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

-представлять пространственные объекты;

-использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

Объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

-преодоление психологической инерции мышления;

-оценивание оригинальности решения;

-сужение поля поиска решения;

-фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

-мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.



1.2 Компоненты творческих способностей. Уровни развития творческих способностей.


Рассмотрим компоненты творческих способностей. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление.

Дивергентное мышление — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.2

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственного правильного решения, а начинают искать решение по всем возможным направлением с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющие на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими особенностями:

Быстрота-способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость - высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Соотнесение возрастных характеристик младших школьников с требованиями к творческой деятельности позволяет определить особенности творческих способностей учащихся данного возраста. Повышению эффективности творческой деятельности способствуют присущие младшим школьникам открытость для всего нового, любознательность, эмоциональность, цельность восприятия, яркость воображения, рост самостоятельности и критичности мышления, высокая самооценка.3

Ограничивают эту эффективность такие характеристики творческих способностей младших школьников, как доминирование мотивации подражания и недостаточная действенность интереса к творческой деятельности, ограниченный опыт и склонность к сохранению учебного материала в первоначально воспринятом виде, недостаточная развитость настойчивости, логического и творческого мышления.

Наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников создает учебная деятельность - ведущий вид деятельности для детей данного возраста. Отбор содержания, методов, форм организации творческой деятельности младших школьников осуществляется на основе определенных принципов.

Принцип развивающего дискомфорта, или принцип преодолимых препятствий, определяет целесообразность знакомства учащихся с результатами творчества ученых, писателей и др. после собственной творческой деятельности, организованной в зоне их ближайшего развития [12, с.307].

Именно сложные, но посильные для детей творческие задания стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения. Л. С. Выготский отмечал: “Если хотите что-либо прочно воспитать в ребенке, позаботьтесь о препятствиях”. Реализуется данный принцип через дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем развития способностей.

Обучение младших школьников необходимо строить с учетом четырех уровней развития творческих способностей: высокого, средневысокого, средне- низкого и низкого.

Высокий уровень определяется развитыми мотивами творчества, учебными умениями, логическим и творческим мышлением, качественными знаниями по предмету, настойчивостью и самостоятельностью в решении творческих задач, положительным эмоциональным фоном творческой деятельности.

Для творческих способностей средне - высокого уровня характерно сочетание высокого уровня развития мотивационного компонента и высокого или среднего уровня развития остальных составляющих творческих способностей

Средне - низкому уровню свойственны ситуативное проявление интереса к творчеству, недостаточная развитость творческого мышления, воображения, навыков самоорганизации в творческой деятельности

Низкий уровень развития творческих способностей характеризуется слабым проявлением большинства предпосылок творчества, неготовностью к самостоятельному осуществлению творческой деятельности.

Таким образом, с учетом описанных особенностей учащихся определяется содержание их творческой деятельности (тип творческого задания), методы и формы ее организации.


1.3 Организация внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями нового стандарта как одно из условий развития творческих способностей.


Несмотря на то, что наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников создает учебная деятельность, нельзя недооценивать роль внеурочной деятельности. Переход школ на работу по новому стандарту лишь усиливает значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей. Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во вне учебное время. Так определена роль внеурочной деятельности в стандарте второго поколения. Стандарт определяет и цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие здоровой, творчески растущей личности.4

Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д. В. Григорьев и П. В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:

-игровую деятельность;

-познавательную деятельность;

-проблемно-ценностное общение;

-досугово - развлекательную деятельность (досуговое общение);

-художественное творчество;

-социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);

-трудовую (производственную) деятельность;

-спортивно-оздоровительную деятельность;

-туристско-краеведческую деятельность.

Среди заявленных видов деятельности два имеют отношение к творчеству: художественное творчество и социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

В стандарте сформулированы результаты воспитания и определен «портрет» выпускника начальной школы. Важно отметить, что в этих структурных компонентах стандарта сделан акцент на развитие творческой личности.

Обобщая новое знание о внеурочной деятельности на основе Стандарта, можно сделать следующие выводы (резюме):

  • внеурочная деятельность младших школьников — это одно из условий развития личности и составляющая основной образовательной программы (учебного плана);

  • во внеурочной   деятельности родители и дети получают возможность реализовать свой индивидуальный запрос: заниматься спортом, музыкой, искусством, изучать второй иностранный язык и так далее;

  • единство урочной и внеурочной деятельности школьников;

  • в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России;

  • в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития;

  • методологией ФГОС является системно - деятельностный подход, следовательно, он распространяется и на внеурочную деятельность;

  • часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;

  • на внеурочную деятельность отводится 10 часов в неделю;

  • внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность;

  • все кружки имеют коррекционную составляющую, так как создают условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств;

  • школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих способностей.

Таким образом, дополнительное (внеурочное) образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию жизни школы:

- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

- обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”.

Сегодня совершенно очевидно, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного (внеурочного) образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание, развитие.


2. Характеристика различных приемов развития творческих способностей младших школьников.


Педагог обычной школы, зажатый тисками воспитательного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучении, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных.

Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования. В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - что важным и достойный процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;

2. Не помешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по- своему;

3. Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;

4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных, и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами;

6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать;

7. Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

8. Не навязывать свою программу образов и действии, манеру изображения и мышления, свою веру, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка;

9. Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддерживанию этого процесса, а не результатам;

10. Развивать чувство меры в отношении детей, к какому - либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, психологические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление;

11. Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

12. Для внесения большего разнообразия в занятия и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развитии психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов Мира.

Виды внеучебной деятельности для развития творческих способностей:

  • игровая деятельность;

  • художественное творчество.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

 В последнее время много говорится о креативности мышления. Креативность – личностное качество, представляющее собой способность к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также способность оказать поддержку в творческой самореализации другим людям.5

Цели и задачи, которые может поставить педагог в развитии творческих способностей:

  • развивать детскую фантазию, причинно–следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;

  • развивать умение сочинять рассказы и сказки;

  • решать сложные проблемные задания;

  • формировать любознательность;

  • стремление к познанию нового, неизведанного;

  • формировать умение мыслить логически, нестандартно;

  • развивать речь, логику мышление;

  • повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Основные принципы творческого воспитания:

-индивидуальный подход;

-личный пример («делай, как я!»);

-формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому, к знаниям);

-не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было;

Методы воспитания и обучения:

  • Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин, способствующие активизации познавательной и творческой активности).

  • Пассивные (собственный пример, беседы).

Важно учитывать, что необходимо создавать условия успешного развития творческих способностей. К ним относятся:

  • раннее начало;

  • создание обстановки, опережающей развитие детей;

  • предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;

  • помощь со стороны взрослых (предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку).

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т. д.

Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,

  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;

  • дидактические и сюжетно – ролевые игры во внеурочно время;

  • экскурсии, наблюдения;

  • творческие мастерские.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность, которой отлично можно заниматься во внеурочной деятельности.


 3. Модели внеурочной деятельности.


Рассмотрение моделей внеурочной деятельности считается необходимым начать с уточнения понятия «модель».

Классик Е. Б. Евладова подчеркивает: «В образовании модель рассматривается, прежде всего, как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями».6

Предлагаемые модели внеурочной деятельности с точки зрения соответствия условий организации образовательного процесса в образовательном учреждении поставленным целям, отражены в программе.

Общеобразовательным учреждениям для ознакомления и первичного анализа предлагаются модели внеурочной деятельности, основание выбора и примерные названия которых представлены в таблице 1.



Таблица 1

Моделирование внеурочной деятельности

Основание выбора моделей

Модели внеурочной деятельности

Условия организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, соответствующие целями внеурочной деятельности

Модель организации общеобразовательным учреждением внеурочной деятельности самостоятельно на базе самого образовательного учреждения (внутри школьная)

Модель организации общеобразовательным учреждением внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (учреждения дополнительного образования, культуры и спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя)

Модель организации внеурочной деятельности на базе общеобразовательного учреждения (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная)


Внутришкольная модель организации внеурочной деятельности реализует в общеобразовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов, разрабатывает и осуществляет механизм координации, определяет из числа их работников организации и проведения внеурочной деятельности, находит оптимальные формы её реализации, рассчитывает источник финансирования внутри фонда оплаты труда.

Внешняя модель организация внеурочной деятельности реализуется в общеобразовательном учреждении при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров. Механизмами координации внеурочной деятельности в этом случае могут быть договоры о совместной деятельности, в которых согласуются кадровые, финансовые, организационные, методические и иные условия взаимодействия. При этом общеобразовательное учреждение является для своих партнёров основным заказчиком услуг, поскольку реализуемые за его пределами программы внеурочной деятельности должны обеспечивать выполнение Программы данного учреждения.

Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие общеобразовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации  внеурочной деятельности, а с другой – заинтересованы в сохранении и развитии традиционных  связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС НОО. В условиях смешанной модели общеобразовательное учреждение организует внеурочную деятельность с опорой на точный анализ собственных ресурсов, возможностей их восполнения за счёт других учреждений, на основе чего и разрабатывается механизм взаимодействия, отвечающий потребностям реализации программ внеурочной деятельности.









Заключение


В последнее время многие взрослые (педагоги и родители) проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Однако мне думается, что смысл этих двух терминов несколько различен. Как сказал один из блоггеров, «креативность – это способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Отсюда ясно, что креативность будет котироваться всегда и это качество отнюдь не лишнее. Это возможность найти сто баксов там, где обычно находят копейку». Я считаю, что оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества.

Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы — это специальная подготовка педагогов.


Практическая часть зачета.

Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.


Внеурочная   деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

  В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.

Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.





План конспект театрального кружка «Детские фантазии» по художественно – эстетической направленности.



Тема занятия: Знакомство с театром пантомимы.

Цели- создать условия для формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности.дать понятие пантомимы, мима в театре; определить роль и место пантомимы в театральном искусстве; познакомить с исполнителями пантомимы (мимами); раскрыть особенности исполнения пантомимы.

Задачи:

  • развития творческого потенциала каждого участника кружка;

  • развития умения изображать эмоции, используя голос, мимику; жесты;

  • формирования коммуникативных компетенций личности, умения взаимодействовать с партнёром, с группой через групповые формы работы;

 научить владеть своим телом;

развивать умение использовать мимику и жесты в жизни;

воспитывать любовь и интерес к театральной деятельности,

воспитывать культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.

Предметные УУД: видеть и называть используемые жесты, понимать и давать характеристику увиденной мимике.

Метапредметные УУД:

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую, ориентироваться в толковом словаре.

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе увиденного, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре и в группах, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: осознавать в выражении мыслей и чувств роль мимики и жестов, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент пантомимы, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.

Ход занятия.

Орг. момент.

Учитель:

Дорогие мои ученики, я рада видеть вас снова на занятии нашей «Театральной мастерской»! У нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь им, помашите им рукой. И пусть наше занятие пройдёт в хорошем настроении.

мотивационный момент.

а) Артистическая разминка.

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Какими бы словами вы их поприветствовали? (Здравствуйте, добрый день, мы рады видеть вас)

произнесите это с удивлением;

с восхищением;

с неуверенностью;

как маленький ребенок;

как президент страны.

б) Мотивация.

Какое у нас сейчас занятие? (занятие театрального кружка)

Что мы делаем на этих занятиях? (учимся правильно говорить, выражать эмоции, изображать разных животных, предметы, разыгрываем сценки)

Как вы думаете, для чего это надо уметь делать?

2. Актуализация знаний о театральной деятельности.

От какого слова образовано название нашего кружка? (От слова – театр)

Что такое театр? (Это изображение на сцене какого-либо произведения)

Какие бывают театры? (драматические, музыкальные, кукольные, пантомимы)

Люди каких профессий работают в театре? (Режиссёр, актеры, костюмеры, гримеры, декораторы, осветители, звукооператоры)

Как вы считаете, без кого из этих профессий театра не может быть? (без актера)

Что должен уметь делать актер? (уметь выражать эмоции, правильно и выразительно говорить, импровизировать)

3. Практический этап. Тренинги.

а) Работа над речью.

Что помогает делать речь правильной? (скороговорки)

Предложите свою скороговорку. (Например: из-под топота копыт, пыль по полю летит)

Проговорите ее медленно;

Проговорите шепотом;

Проговорите с ускорением темпа;

Проговорите с замедлением темпа;

Проговорите в быстром темпе;

б) Работа над выражением эмоций.

Ребята, какое сейчас время года? (весна)

Сколько всего времен года? (четыре),

Перечислите их. (осень, зима, весна, лето).

Попробуйте мимикой (жестами) отразить все времена года. Например: осень — пора унылая, дождливая, холодная и вместе с тем прекрасная» (хмурые брови, печальный взгляд, вздох...).

в) Работа над развитием фантазии.

Упражнение «Дерево»:

Исходное положение: свободная стойка, руки опущены. Вообразите себя каким-то деревом: дубом, ивой, березой и др.

Задание: представьте, что ваше тело – это окаменевший, замерзший ствол дерева. Весна… Согрелась почва. Дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), теплый сок пошел по стволу вверх, оживляя ветки. Руки поднимаются, словно распускаются листья и дерево расцветает. (Дети показывают действия)

4. Инсценирование.

Итак, вы подготовились к театральной деятельности. Посмотрите и скажите атрибуты какого театра вы видите? (кукольного)

Что главное для актера кукольного театра? (говорить громко и выразительно, правильно уметь управлять куклой)

Предлагаю вам инсценировать сказку «Колобок».

(Дети выходят, берут куклы)

За ступенькою ступенька, будет лесенка;

Слово, к слову, потянулось, будет песенка;

А колечко на колечко, станет вазочка;

Поудобней сядь и слушай нашу сказочку:

Уважаемые гости, мы приглашаем вас на очередное занятие «Театральной мастерской», участниками которой являются ученики 2 класса. Мы постарались нашу классную комнату превратить в театр. У нас есть сцена, партер, галёрка, балконы. Мы приготовили для вас билеты. Но билеты вы получите после того, как отгадаете загадки о театре.

Вы загадки отгадайте И билеты – получайте!


Он по сцене ходит, скачет, То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, — Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор Вид профессии — ...(актёр)

Всеми он руководит, Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет, Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер, Но зовётся — ...(режиссёр)

Спектакль на славу удался И публика довольна вся!
Художнику особые овации За красочные ...(декорации)

Дорогие гости, пересядьте согласно вашим билетам. Вы тоже будете участниками действия.

Ребята, а вам, чтобы получить билеты тоже надо выполнить задание. Вам даны слова с пропущенными буквами. Пропущенные буквы мы выпишем, и получим крылатое выражение, сказанное знаменитым режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским.

1. АК__Р (АКТЕР) 2. _ Н _ АКТ (АНТРАКТ)

З. СЦЕ __ (СЦЕНА) 4. _ ТАТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ)
5. СЦЕ РИЙ (СЦЕНАРИЙ) 6. АПЛОДИСМ_Н_Ы (АПЛОДИСМЕНТЫ)

7. _АКВО_Ж (САКВОЯЖ) 8. _ВЕТ (СВЕТ)

9. ЗАНА__С (ЗАНАВЕС) 10. __УМ (ШУМ)
11. Б__ЕТ (БАЛЕТ) 12. МАС__ (МАСКИ)


«Театр начинается с вешалки»

В коробке лежат необычные билеты, на которых отличительным знаком является геометрическая фигура. Выберите любой понравившийся билет.

Давайте рассядемся по местам.

Русская народная сказка «Колобок»

Из-за деревьев справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку на край ширмы.

Дед

Ох, умаялся! Устал! Я сегодня рано встал,

Десять грядок посадил, В лес за хворостом сходил.

Много переделал дел, А покушать не успел.

Бабка, скоро ли обед?

Из окна выглядывает Бабка.

Бабка (весело)

А его, дедочек, нет! Ели хлеб и пили квас

Вот и вышел весь запас! Будет новый урожай,

Так обедать приезжай!

Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.

Дед

Погоди-ка, бабка, слышишь, В кладовой скребутся мыши.

Ты скорей туда пойди, По сусекам помети.

Собери муку в совок, Испечем мы колобок.

В общем, бабка, покумекай.

Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.

Бабка

Ты ж пока сходи на реку И водицы принеси,

Чтобы тесто замесить! Ну а лучше ключевой

Да не мертвой, а живой!

Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.

Бабка

Как пойду я, как пойду По сусекам помету!

Соберу муку в совок, Испеку нам колобок!

Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.

Дед

Вот студеная вода!

Бабка

Наливай ее сюда!

Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.

Бабка (поет)

Тили-тили-тили-тесто – Дед жених, а я невеста,

Коли доживем до мая, Будет свадьба золотая!

Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.

Дед

Ставь его скорее в печку!


Бабка

Обожди, мое сердечко! Коли тесто подойдет,

Легче в рот потом войдет! Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас

Ставить в печку в самый раз!

Бабка уносит комок теста в дом.

Дед

Вот премудрое занятье! Никогда не мог понять я,

Почему бы хлеб нам печь Не могла сама испечь?

Бабка выглядывает в окно.

Бабка

Что стремиться к чудесам, Если можешь сделать сам?

Бабка выносит Колобка на крыльцо.

Бабка

Вот смотри-ка с пылу с жару. Скоро сядем к самовару

И, как водится, вдвоем С колобком чайку попьем.

Дед хочет его взять, но обжигается.

Дед

Ай!

Бабка

Ты руки не тяни, Пригодятся нам они.

Подожди еще малечко, Пусть постынет на крылечке.

Мы ж, пока он спустит жар, Подогреем самовар.

Дед с Бабкой скрываются в доме.

Колобок (испуганно)

В печке чуть не засушили, А теперь и съесть решили.

Ждать я смерти не могу, Я из дома убегу!

Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.

Бабка (изумленно)

Дед, смотри, он укатился, С нами даже не простился!

Дед (сокрушенно)

А все ты! Мол, посиди, Подожди да подожди.

Вот, остались без обеда!

Бабка

Может быть, пойдем по следу?

Дед

Полно, бабка, не шути, Колобка нам не найти!

Действие второе

На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес.

Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.

Колобок

Я по коробу скребен, По сусеку я метен,

У меня румяный бок. Я – веселый Колобок!

Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.

Заяц

Любит серенький зайчишка Бегать по лесу вприпрыжку!

Ушками все слушать, Зубками все кушать!

Ты же свеженький совсем, Погоди, тебя я съем!

Колобок отпрыгивает в сторону.

Колобок

Не хочу я быть обедом, Я ушел от бабки с дедом!

Я не попаду в беду, От тебя, Косой, уйду!

Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним.

Заяц

Стой!

Колобок

Гоняйся хоть полдня, Не догонишь ты меня!

Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.


Колобок

Я по коробу скребен, По сусеку я метен,

У меня румяный бок. Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Волк.

Волк

Хочет ухватить волчок Всех зубами за бочок

Положить в свой ротик, А потом в животик.

Ты вот свеженький совсем! Погоди, тебя я съем!

Колобок

Не хочу я быть обедом! Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал, Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку, Убегу я и от волка!

Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок

Я по коробу скребен, По сусеку я метен,

У меня румяный бок. Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Медведь.

Медведь

Обожает с медом пышки Кушать косолапый мишка.

Ты же свеженький совсем! Погоди, тебя я съем!

Колобок

Не хочу я быть обедом! Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал, Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку, Убежал я и от Волка.

Я не попаду в беду, От тебя, Медведь, уйду!

Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Медведь убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.



Колобок

Я по коробу скребен, По сусеку я метен,

У меня румяный бок. Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Лиса.

Лиса

Вы слыхали про лису? Нет хитрей меня в лесу.

В назиданье детям всем Колобка сейчас я съем!

Колобок

Не хочу я быть обедом! Я ушел от бабки с дедом,

И от Зайца убежал. Волк мне тоже угрожал.

Я его не испугался, И Медведю я не дался!

Я не попаду в беду, От тебя, Лиса, уйду!

Лиса (вкрадчиво)

Славно, милый, ты поешь, Жаль, что слов не разберешь.

Сядь ко мне на язычок, Про румяный спой бочок.

Колобок

Ах, ты хитрая лиса! Ты не проведёшь меня.

Я не попаду в беду, От тебя, Лиса, уйду!

К деду с бабкой я пойду, С ними дружно заживу!

Колобок убегает и появляется снова у дома Бабки и Деда.

Бабка

Как признался колобок В этой сказке есть урок:

Будешь с дома убегать, Будут тебя беды ждать!

Дед

Колобок теперь на месте, Живем дружно все мы вместе.

Веселимся и поем Очень радостно живем!

Колобок

Вот и сказочке конец, А кто слушал молодец!



Рассказчик:

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Беседа по вопросам.

Вам было понятно происходящее? (Да)

Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)

Что помогло вам понять происходящее? (жесты) (мимика)

Какой вид театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Это балет)

Но, ещё существует пантомима.

Где нам посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)

Найдите в своих толковых словарях это слово.

Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)

Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.

Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя мини пьесу.

Сформулируйте тему нашего занятия. (Театр пантомимы)

Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное)

Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)

Индивидуальная работа.

Дорогие, мои ребята, я приглашаю вас на сцену. Вам надо показать с помощью жестов, что делает ваша мама.

Задание 1. Показать, как мама:
Укачивает ребенка; Подметает пол;
Вытирает пыль с мебели; Моет посуду;
Пользуется пылесосом; Накрывает на стол;
Развешивает белье; Примеряет новую шапку;
Читает газету; Набирает телефонный номер;
Прогуливает собаку.

Задание 2. Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции:
• когда ты ложишься спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень холодно; 
• когда у тебя болит живот;
• когда на тебя прыгнул крупная собака; 
• если кто отнимает у тебя мороженое;
• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
• когда попал на день рождения;
• когда светит солнце.
• навстречу бежит большой пес;
• если в жаркий день искупаться в реке;


Молодцы, вы доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые умения и навыки у вас уже есть.

Рефлексия.

Как в театре зритель благодарит артистов за выступление? (аплодисментами)

Предлагаю вам самим оценить свою игру: если вы справились с ролью – похлопайте себе, если нет – потопайте.

Теперь предлагаю оценить все занятие: если вам было интересно, возьмите красные цветы и наклейте их на полянку, если вы считаете, что вам было непонятно- наклейте желтые цветы.

Билеты вы оставите себе на память об этом занятии.

Подведение итогов.

Давайте поаплодируем друг другу.

 


















Список литературы

    1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2009.

    2. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления / под ред. A.M. Maтюшкина. - М.: Прогресс, 1965.

    3. Григорьев, Д.В.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013.

    4. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3.

    5. Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010.

    6. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007.

    7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/05/11/kursovaya-rabota-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih

    8. https://infourok.ru/diplom-na-temu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-3854533.html


1 Выготский, Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2009. – 672 с.

2 Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления / под ред. A.M. Maтюшкина. - М.: Прогресс, 1965. – 456 с.

3 Григорьев, Д.В.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 223с.

4 Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.

5 Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.

6 Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с. 15-21.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!