Технологическая карта урока
Предмет: ОБЖ
Класс: 9 «Б»
Время: 40 минут
Тема урока: Основы оказания первой доврачебной помощи.
Тип урока: Открытия нового знания
Цель: Изучить правила первой доврачебной помощи при переломах, кровотечении, отсутствия дыхания и пульса. Получить первичные навыки оказания первой доврачебной помощи при переломах, кровотечении, отсутствия дыхания и пульса.
Задачи:
Образовательная: Научить применять знания на практике. Научить оказанию первой помощи при травмах. Изучить алгоритм действий при различных видах травм.
Развивающая: Развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни;
-понимание значения умения оказывать первую помощь при травмах.
Предметные:
- изучить виды травм, изучить симптомы различных травм;
- уметь своевременно оказывать первую доврачебную помощь в экстремальных ситуациях.
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- выдвигать предположение и доказывать их;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, проектор, тренажер Петя, бинты, жгуты, шины, вата.
Этапы урока (время) | Деятельность | Формируемые УУД | Методы и приемы |
Учителя | Учащихся |
Организационно- мотивационный момент (1мин) | Здравствуйте, ребята, Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Л: мобилизация внимания, уважение к окружающим. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Мотивационный путем «Приветствие» |
Актуализация ранее полученных знаний (3 мин) Постановка целей и задач урока (2 мин) | - Ребята! Мы живём в мире, полном неожиданностей. И не всегда эти неожиданные события бывают приятными. Иногда люди могут оказаться в условиях чрезвычайной ситуации. - Приведите, пожалуйста, примеры ЧС. - Чем они могут быть вызваны? - К каким последствиям могут привести? - Жизнь и здоровье человека часто зависит от умений быстрого и качественного оказания первой (доврачебной) медицинской помощи, поэтому важно уметь оказывать эту помощь. Умеете ли вы это делать грамотно? | Слушают учителя. Формулируют тему и цель урока. | Р: целеполагание, планирование К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Фронтальный опрос Создание проблемной ситуации. |
Открытие новых знаний (25 минут) | Давайте с вами поработаем в группах. – Теперь, работая с инструктивным материалом вы будете применять новое умение. Класс делится на группы, и каждая группа выполняет задание: вам нужно составить правильный алгоритм своих действий. 1) ПМП при артериальном кровотечении; 2) ПМП при венозном кровотечении; 3) ПМП при капиллярном кровотечении; 4) ПМП при переломе руки; 5) ПМП при переломе ноги; 6) ПМП при переломе кисти. - Какие вы предпримите действия, если у пострадавшего отсутствует дыхание и пульс? Практическая работа с тренажером «Петя» Объяснение и показ на примере тренажера искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. | Класс делится на группы. Выполняется алгоритм ПМП, объяснение. Обсуждается результат работы противоположными группами. Взаимооценивание. Отвечают на вопрос Смотрят и слушают Работа в паре Обучающиеся отрабатывают навык оказания ПМП (искусственного дыхания и непрямого массажа сердца) | Р: умение добывать и критически оценивать информацию. Л:самооценка; взаимооценка. П: умение обобщать информацию и выделять главное. К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Групповая работа Объяснение; Наглядный показ Работа в паре |
Первичная проверка понимания и первичное закрепление знаний (5мин) | - Чем отличается венозное кровотечение от артериального? - Что такое перелом? - Чем отличается закрытый перелом от открытого? | Отвечают на вопросы учителя. | П: применять полученные знания. | Фронтальный опрос. |
Рефлексия деятельности (4 мин) | Продолжите высказывание «Я сегодня узнал…» «Я сегодня научился…» «Мне понравилось…» - Любой из нас может оказаться в ситуации, когда потребуется оказать первую доврачебную помощь рядом находящемуся человеку или самому себе. От наших грамотных действий может зависеть чья-то жизнь. И для этого каждый из нас должен много знать и уметь. | Анализируют свою деятельность на уроке. | Р: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Л: осознавать успешность своей деятельности | Анализ деятельности на уроке |
Первая помощь при артериальном кровотечении
Первая помощь при артериальном кровотечении по пунктам
Оказывая помощь пострадавшему с фонтанирующим кровотечением, нужно действовать в первые минуты по четкому плану:
Положить пострадавшего таким образом, чтобы рана находилась выше уровня сердца.
Наложить резиновый жгут на несколько сантиметров выше разрыва. Если его нет под рукой, то можно сделать самодельный из ремня, шнура, веревки или закрученной натуральной ткани.
Зажать артерию выше места разрыва сосуда. Это должно остановить или ослабить кровопотерю.
Обязательно нужно написать время наложения тугой повязки, чтобы врачи знали продолжительность сдавливания сосудов.
Обязательно транспортируйте больного в ближайшую больницу, чтобы ему оказали профессиональную помощь, или вызовите скорую помощь.
На открытую рану нужно наложить стерильную марлевую повязку, чтобы не попала инфекция.
Первая помощь при венозном кровотечении включает в себя следующие действия:
- Затем конечность обматывают бинтом, а сверху накрывают платком. Тугую повязку нужно накладывать ниже места повреждения;
- Приподнять конечность для того чтобы уменьшить приток крови к поврежденному участку;
- На рану наложить салфетку, пропитанную этим раствором, сверху прикрыть тугим комком ваты. Также для этой цели можно использовать перевязочный пакет;
- Промыть рану раствором перекиси водорода;
Первая помощь при капиллярном кровотечении
Не представляет опасности для жизни.
- Наложить давящую повязку
- Обработать кожу вокруг раны йодом, перекисью водорода.
- Закрыть рану несколькими слоями стерильной марли или бинта, чистым носовым платком.
Первая помощь при переломе руки
- Шина должна обязательно захватывать два соседних сустава (по обе стороны повреждения).
- Если повреждена кость руки, после наложения шины руку нужно подвесить на косынке или на поле одежды и пострадавшего направить в медицинское учреждение.
Первая помощь при переломе ноги
- Если под рукой совсем ничего не оказалось, то поврежденную конечность следует прибинтовать к здоровой (руку - к туловищу, ногу – ко второй ноге).
- Любые два твердых предмета прикладывают к конечности с противоположных сторон поверх одежды и надежно, но не туго (чтобы не нарушать кровообращение) фиксируются бинтом или другими подходящими подручными материалами (кушак, ремень, лента, веревка).
- Фиксировать надо два сустава - выше и ниже места перелома. Например, при переломе голени фиксируются голеностопный и коленный суставы, а при переломе бедра – все суставы ноги.
- Если транспортировать пострадавшего вам придется самостоятельно, то предварительно необходимо наложить шину из любых подручных материалов (доски, лыжи, палки, прутья, зонты).
Первая помощь при переломе кисти
- Вызовите скорую или самостоятельно доставьте больного в больниц. Сделать это надо максимально быстро.
- Если перелом со смещением, надо сделать шину из подручных средств и наложить ее на травмированную кисть. Найдите две небольшие дощечки и при помощи бинта или обычной ткани примотайте их к руке. Это поможет иммобилизировать кисть.
- Если пострадавший жалуется на сильную боль, дайте ему обезболивающий препарат.