СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы композиции при создании предметов декоративно - прикладного искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по технологии для девочек 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Основы композиции при создании предметов декоративно - прикладного искусства.»


План-конспект урока по технологии 5 класс


Составила учитель изобразительного искусства и технологии:

Строкова Татьяна Павловна

Предмет: Технология.

Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Класс: 5

Раздел: Художественные ремесла

Тема: Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства (2 ч).

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средствами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства.

Предметные: умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.

Метапредметные: регулятивные - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер формы, декор, цветовое решение); под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

Личностные: воспитывать эстетические чувства, любовь к своей Родине, традициям и обычаям родного края.

Профориентационные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Задачи урока:

1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.

2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.

3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.

4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку.

Оборудование: ПК, проектор, примеры гармоничных цветовых композиций.

Дидактическое обеспечение: 

- Учебник «Технология» Технологии ведения дома 5 класс / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко -2е изд.; дораб.-М : «Вентана –Граф», 2016-192с.

- Презентация к уроку (приложение А).

Ход урока

1. Организационный момент.

- проверка готовности учащихся к уроку;

- контроль посещаемости.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Изложение нового материала (слайд №1)

Вопрос к обучающимся:

Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция. (слайд №2)

В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.

композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной, которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3)

Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение. (слайд № 4,5)

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

  • ленточным

  • сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

  • центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия

Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд № 6)

  • геометрический, состоящий из различных элементов;

  • меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;

  • растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

  • животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

  • птичий;

  • с изображением человеческих фигур и полуфигур;

  • шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.

В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску. (слайд № 7)

Примеры

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,

горизонтальной волнистой – воду,

вертикальной волнистой – дождь,

треугольником – горы,

скрещивающимися линиями – огонь и молнию.

Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга, квадрата и ромба.

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.

Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.

Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.

В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу - это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве - женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Выполнить задание в рабочей тетради, предложенное учителем

Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8, 9)

Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.

Средства композиции (слайды № 10-13)

Фактура - внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.

Текстура - рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.

Колорит - одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть стилизовать их.

Стилизация - изменение реальной формы (фигуры, предмета), её объемных и цветовых отношений.

4. Самостоятельная работа

Выполнение задания предложенного учителем, по карточкам.

5. Продолжение изложения нового материала

Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.

1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим? (слайд № 14)

2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)

3. Как получаются дополнительные цвета?

4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета? (слайды № 15)

Обобщение ответов обучающихся.

Цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, являются контрастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармония, если квадрат, — четырёхцветная.

Работа по рис. «Гармоничные цветовые композиции». (слайды № 16)

Виды цветовых композиций

1. ахроматическая (бесцветная)

2. монохромная (одноцветная)

3. из двух контрастных цветов

4. из трёх цветов

Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых

композиций?

  1. Самостоятельная работа

Выполнение задания предложенного учителем

  1. Практическая работа (слайды № 17)

Создание композиции на бумаге в клетку.

1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора Point.

2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради, предложенного учителем.

Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.

Критерии оценки практической работы.

  1. в ахроматической (бесцветной) композиции элементы

белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого

цвета;

  1. для двухцветной композиции выбраны контрастные цвета;

  2. для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящиеся возле углов вписанного треугольника.

Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.

8. Домашнее задание

1. Прочитать § 25-27. Ответить на вопросы параграфов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!