СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основы финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности". Рассчитана на 16 часов, 3-4 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Основы финансовой грамотности"»

Приложение 3

к основной общеобразовательной программе

образовательной программе

начального общего образования







УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ СОШ №

__________________/

Приказ





Рабочая программа курса внеурочной деятельности


Основы финансовой грамотности


Уровень – начальное общее образование (3-4 классы)


















Структура рабочей программы:

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

  2. Содержание учебного предмета, курса.

  3. Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.


1. Планируемые результаты к освоению курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

Личностные результаты изучения курса

«Основы финансовой грамотности»:

осознание себя как члена семьи и общества;

овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные ну-

жды и «лишними» расходами;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Ученик младших классов также получит возможность для формирования:

понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса

«Основы финансовой грамотности»

Познавательные:

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

определение личных целей по изучению финансовой грамотности;

постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;







проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;

оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;

использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.


Предметные результаты изучения курса

«Основы финансовая грамотности»:

правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);

понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;

понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;

умение приводить примеры товарных денег;

умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;

понимание того, что деньги зарабатываются трудом;

умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;

умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;

умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;




понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;

знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;

умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

Планируемые результаты обучения 3-4 класс

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Основы финансовой грамотности»

У выпускника будут сформированы:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса

и способам решения элементарных финансовых задач;

• самостоятельность и осознание личной ответственности за

свои поступки в области финансов;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги

первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»

Познавательные:

Выпускник научится:

• использовать различные способы поиска, сбора, обработки,

анализа и представления информации в области финансов;

• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

• использовать знаково-символические средства, в том числе

модели, схемы для решения финансовых задач;




• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.


Выпускник получит возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов реше- ния финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

Выпускник научится:

• определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с

финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в при- менении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий

и итоговый контроль результата;

• оценивать правильность выполнения финансовых действий

и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на

основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые

темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек







зрения и право на своё мнение для каждого;

• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения

и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-иссле- дования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь

партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»

Выпускник научится:

• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

• объяснять причины и приводить примеры обмена това-

рами;

• объяснять проблемы, возникающие при обмене;

• приводить примеры товарных денег;

• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

• понимать, что деньги зарабатываются трудом;

• описывать виды и функции денег;

• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая

карта;

• производить безналичный платёж с помощью платёжного

терминала;

• называть основные источники доходов;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов

семьи;

• называть основные направления расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов

семьи;

• различать планируемые и непредвиденные расходы;

• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на

условных примерах;




• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;

• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические

связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

• понимать особенности выполнения учебных проектов и

мини-исследований в области финансов;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

• распознавать финансовую информацию, представленную в

разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных ис- следований, делать выводы.

2. Содержание учебного предмета

Содержание программы для 3 класса.

Тема 1-2. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

Объяснять причины и приводить примеры обмена.

Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

Описывать свойства товарных денег.

Приводить примеры товарных денег.

Приводить примеры первых монет.

Тема 3-4 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.




Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.

Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

Объяснять, почему появились монеты.

Описывать купюры и монеты.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 5-6. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

Описывать старинные российские деньги.

Объяснять происхождение названий денег.

Тема 7-8. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

Описывать современные российские деньги.

Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

Приводить примеры иностранных валют.

Тема 9-10 Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, кому и почему платят пособия.

Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.




Тема 11-12. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

Сравнивать покупки по степени необходимости.

Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 13-14. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

Объяснять, как управлять деньгами.

Сравнивать доходы и расходы.

Объяснять, как можно экономить.

Составлять бюджет на простом примере.

Тема 15-16. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

Содержание программы для 4 класса

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ

Тема 1-2. Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты.Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.





Компетенции

Объяснять выгоды обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

Описывать ситуации, в которых используются деньги.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 3-4. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

Объяснять, почему появились монеты.

Описывать устройство монеты.

Приводить примеры первых монет.

Описывать старинные российские деньги.

Объяснять происхождение названий денег.

Тема 5-6. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

Приводить примеры первых бумажных денег.

Описывать первые российские бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 7-8. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик.Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.





Компетенции

Сравнивать виды денег.

Объяснять роль банков.

Объяснять условия вкладов и кредитов.

Рассчитывать проценты на простых примерах.

Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Тема 9-10. Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

Приводить примеры валют.

Объяснять, что такое резервная валюта.

Объяснять понятие валютного курса.

Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ

Тема 11-12. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, как связаны профессии и образование. 9

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

ПОЧЕМУ СЕМЬЯМ ЧАСТО НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ НА ЖИЗНЬ И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ

Тема 13-14. На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.






Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Сравнивать и оценивать виды рекламы.

Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

Составлять собственный план расходов.

ДЕНЬГИ СЧЕТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ

Тема 15-16. Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

Объяснять последствия образования долгов.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.



Тематический план


Содержание программного

материала

Количество

часов

3 класс

Количество

часов

4 класс


Что мы знаем о деньгах?

8

-


Расходы и доходы семьи.

8

-


Как появились деньги и какими они бывают?

-

8


Из чего складываются доходы в семье?

-

2


Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать?

-

2


Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

-

4


Итого:

16

16





Календарно-тематическое планирование

3 класс


Тема урока

Кол-во часов


Модуль 1. Что мы знаем о деньгах?


1

Что такое деньги?

1

2

Откуда взялись деньги?

1

3

Рассмотрим деньги поближе.

1

4

Защита денег от подделок.

1

5

Какие деньги были раньше в России?

1

6

Современные деньги России и других стран.

1

7

Учимся обращаться с деньгами.

1

8

Что мы узнали о деньгах?

1


Модуль 2. Расходы и доходы семьи.


9

Откуда в семье берутся деньги?

1

10

На что тратятся деньги?

1

11

Как с умом управлять своими деньгами?

1

12

Как считать доходы и расходы семьи?

1

13

Как делать сбережения?

1

14 

Учимся делать сбережения.

1

15 

Учимся считать доходы и расходы семьи.

1

16

Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

1


Итого: 16 часов.














Календарно-тематическое планирование

4 класс


Тема урока

Кол-во часов


Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают?


1

Как появились деньги?

1

2

История российских денег.

1

3

Какие бывают деньги?

1

4

Банки, банкоматы и банковские карты.

1

5

Безналичные деньги и платежи.

1

6

Как я умею пользоваться деньгами.

1

7

Что такое валюта?

1

8

Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.

1


Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье?


9

Откуда в семье берутся деньги?

1

10

Подсчитаем все доходы семьи.

1


Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать?


11

На что семья тратит деньги?

1

12

Подсчитаем все расходы семьи.

1


Модуль 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.


13

Как планировать семейный бюджет?

1

14

Правила составления семейного бюджета.

1

15

Учимся составлять семейный бюджет.

1

16

Итоговая проверочная работа.

1


Итого: 16 часов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!