Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
Пилипчук С.И. ___________________
от « 27 »августа 2021 г.
«РАССМОТРЕНО»
На заседании методического совета школы
Протокол № 1
от «27 »августа 2021 г.
Савицкая А.В./________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Преображенская СШ»
Калмыкова Н.П. __________________
Приказ № 076
от « 01 » сентября 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Основы финансовой грамотности
Уровень общего образования:
основное общее образование, 8-9 классы
Количество часов – 64 ч.
Составитель: Стукалова Виктория Андреевна, учитель первой квалификационной категории
2021 год
с. Преображенка Ачинского района Красноярского края
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 - 9 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. No273-ФЗ);
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. No 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 No 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»; - ООП
Методическое пособие: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2019;
Учебник: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2019 г
Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения основ финансовой грамотности в 8, 9 классах по 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Цель:
научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях.
Задачи:
формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников;
формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана.
освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
Планируемые результаты
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, в результате обучения по данному предмету ученик научится:
принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
основам взаимодействия с кредитными организациями;
основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
выбирать страховые продукты и страховые компании;
принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
составлять личный финансовый план.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
понимать права и обязанности в сфере финансов;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
определять задачи в области управления личными финансами;
находить источники информации для решения финансовых задач; решать финансовые задачи;
Содержание учебного предмета
Личное финансовое планирование
Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.
Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.
Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека. Составление текущего личного финансового плана.
Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.
Депозит
Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.
Кредит
Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.
Расчетно-кассовые операции
Банковская система Банковская ячейка. Онлайн-банк. Дорожные чеки. Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.
Страхование
Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату.
Инвестиции
Что такое инвестиции и как они работают. Инвестиции в человека и бизнес. Виды доходов по инвестированию. Финансовые посредники и инвестиционный портфель. Типичные ошибки при инвестировании.
Пенсии.
Понятие «пенсия», виды пенсий. Пенсионная система в РФ. Корпоративные пенсионные программы. Как приумножить пенсию.
Налоги
Необходимость уплаты налогов. Виды налогов в РФ. НДФЛ. Налоговые вычеты. Федеральные, региональные и местные налоги.
Финансовые махинации.
Как защитить банковские карты. Махинации с кредитами. Как защитить себя от мошенников. Финансовые пирамиды.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | В том числе практические и контрольные работ |
8 класс | 9 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | Введение | 1 | | 1 | |
2 | Личное финансовое планирование | 10 | | 1 | |
3 | Депозит | 8 | | 1 | |
4 | Кредит | 7 | | 1 | |
5 | Расчетно-кассовые операции | 8 | | 1 | |
6 | Страхование | | 6 | | 1 |
7 | Инвестиции | | 7 | | 1 |
8 | Пенсии | | 5 | | 1 |
9 | Налоги | | 6 | | 1 |
10 | Финансовые махинации | | 6 | | 1 |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
Пилипчук С.И. ___________________
от «27»августа 2021 г.
«РАССМОТРЕНО»
На заседании методического совета школы
Протокол № 1
от« 27 »августа 2021 г.
Савицкая А.В. /_________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Преображенская СШ»
Калмыкова Н.П. __________________
Приказ № 076
от «01»сентября 2021 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Предмет: Основы финансовой грамотности
Уровень общего образования:
основное общее образование, 8 класс
Количество часов - 34
Составитель: Стукалова Виктория Андреевна
2021 год
с. Преображенка Ачинского района Красноярского края
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | Примечания |
1 | Введение в предмет | 1 | | |
Тема 1. Личное финансовое планирование (10 часов) |
2 | Человеческий капитал. | 1 | | |
3 | Человеческий капитал. | 1 | | |
4 | Принятие решений. | 1 | | |
5 | Принятие решений. | 1 | | |
6 | Кейс. Использование SWOT – анализа для выбора карьеры. | 1 | | |
7 | Домашняя бухгалтерия. | 1 | | |
8 | Домашняя бухгалтерия. | 1 | | |
9 | Практикум. Составление бюджета. | 1 | | |
10 | Составление личного финансового плана | 1 | | |
11 | Составление личного финансового плана | 1 | | |
Тема 2. Депозит (8 часов) |
12 | Накопления. | 1 | | |
13 | Инфляция и ее причины. | 1 | | |
14 | Что такое банк. | 1 | | |
15 | Что такое депозит. | 1 | | |
16 | Условия депозита. | 1 | | |
17 | Преимущества и недостатки депозита. | 1 | | |
18 | Управление рисками по депозиту. | 1 | | |
19 | Особенности депозита в России. | 1 | | |
Тема 3. Кредит (7 часов) |
20 | Что такое кредит и его виды. | 1 | | |
21 | Основные характеристики кредита. | 1 | | |
22 | Основные характеристики кредита. | 1 | | |
23 | Как выбрать наиболее выгодный кредит. | 1 | | |
24 | Как сэкономить при использовании кредита. | 1 | | |
25 | Типичные ошибки при использовании кредита. | 1 | | |
26 | Кейс. Принятие решения о взятии кредита. | 1 | | |
Тема 4. Расчетно-кассовые операции (8 часов) |
27 | Хранение, обмен и перевод денег. | 1 | | |
28 | Хранение, обмен и перевод денег | 1 | | |
29 | Различные виды платежных средств. | 1 | | |
30 | Различные виды платежных средств. | 1 | | |
31 | Формы дистанционного банковского обслуживания. | 1 | | |
32 | Формы дистанционного банковского обслуживания. | 1 | | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
34 | Итоговое повторение по курсу. | 1 | | |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
Пилипчук С.И. ___________________
От «27»августа 2021 г.
«РАССМОТРЕНО»
На заседании методического совета школы
Протокол № 1
От« 27»августа 2021 г.
Савицкая А.В. /_________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Преображенская СШ»
Калмыкова Н.П. __________________
Приказ № 076
От « 01 »сентября 2021 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Предмет: Основы финансовой грамотности
Уровень общего образования:
основное общее образование, 9 класс
Количество часов - 34
Составитель: Стукалова Виктория Андреевна
2021 год
с. Преображенка Ачинского района Красноярского края
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | Примечания |
1 | Вводный урок | 1 | | |
Тема 5. Страхование (6 часов) |
2 | Способы защиты от рисков. Страхование. | 1 | | |
3 | Страховые компании. Участники страхования. | 1 | | |
4 | Виды страхования. | 1 | | |
5 | Как использовать страхование в повседневной жизни. | 1 | | |
6 | Типичные ошибки при страховании. | 1 | | |
7 | Кейс. Страхование жизни. | 1 | | |
Тема 6. Инвестиции (7 часов) |
8 | Что такое инвестиции. | 1 | | |
9 | Основы инвестирования. | 1 | | |
10 | Основы инвестирования. | 1 | | |
11 | Основы инвестирования. | 1 | | |
12 | Процесс инвестирования. | 1 | | |
13 | Процесс инвестирования. | 1 | | |
14 | Кейс. Куда вложить деньги. | 1 | | |
Тема 7. Пенсии (5 часов) |
15 | Что такое пенсия, и какой она бывает. | 1 | | |
16 | Что такое пенсия, и какой она бывает. | 1 | | |
17 | Пенсионная система в РФ. | 1 | | |
18 | Пенсионные программы. | 1 | | |
19 | Частная пенсия. | 1 | | |
Тема 8. Налоги (6 часов) |
20 | Что такое налоги и их виды. | 1 | | |
21 | Что такое налоги и их виды. | 1 | | |
22 | Как работает налоговая система. | 1 | | |
23 | Как работает налоговая система. | 1 | | |
24 | Правила расчетов налогов на физлиц в России. | 1 | | |
25 | Правила расчетов налогов на физлиц в России. | 1 | | |
Тема 9. Финансовые махинации (6 часов) |
26 | Махинации с банковскими картами. | 1 | | |
27 | Махинации с кредитами. | 1 | | |
28 | Махинации с кредитами. | 1 | | |
29 | Финансовые пирамиды. | 1 | | |
30 | Финансовые пирамиды. | 1 | | |
31 | Кейс. Заманчивое предложение. | 1 | | |
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
33 | Обобщающие повторение | 1 | | |
34 | Деловая игра | 1 | | |
Используемый учебно-методический комплекс:
В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;
В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;
В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016.
Список литературы:
Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009
Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2009.
Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо- зяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.
Электронные ресурсы:
www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
www.gov.ru – сайт Правительства РФ
www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
Раздел «Финансовая грамотность» на сайте Центрального банка РФ:http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=protection_literacy
Образовательный портал «Финансовая грамота»:http://www.fgramota.org
Образовательный портал «Финансы просто»:http://www.finprosto.ru/
Словарь банковских терминов: http://www.banki.ru/wikibank/