СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основы безопасности жизнедеятельности"!

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Основы безопасности жизнедеятельности"!»

Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия»


Предмет: ОБЖ

Класс: 9

Дата проведения: 6 октября 2020 г.

Урок № 6

Составитель: учитель ОБЖ Сулаев И.А.


Цель: рассмотреть основные причины и последствия ЧС природного характера.


Ход урока


  1. Повторение пройденного материала.


    1. В чём заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их масштабов и отрицательных последствий на жизнедеятельность человека?

    2. Какие ситуации относят к опасным и какие – к экстремальным?

    3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера? Назовите основные причины их возникновения.

    4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести их последствий?

    5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?


  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия».

Цель урока: рассмотреть основные причины и последствия ЧС природного характера.


  1. Изложение программного материала.

Возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера связано с различными природными явлениями, происходящими в оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере).

На поверхности Земли и в её глубине, а также в прилегающей к ней атмосфере постоянно происходит множество сложных физических, физико-химических, биологических, геологических, гидрологических процессов, которые сопровождаются обменом веществ и энергии.

Все эти процессы характеризуют эволюционные процессы нашей планеты и являются не только источником постоянных изменений, происходящих на планете Земля и внутри её, но и источником различных геологических, атмосферных, гидрологических и биосферных процессов и явлений, которые при определённых условиях создают опасные и чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия.


Статистика

Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые десять лет. В период с 1950 по 2000 гг. количество катастрофических стихийных бедствий в мире возросло в 6 раз.

Стихийные бедствия унесли в XX столетии 11 млн человеческих жизней.

Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий увеличивается в среднем на 6%.

Число пострадавших от природных и техногенных катастроф за последнее десятилетие превышает 2,5 млрд человек.

По данным Международного комитета Красного Креста


В январе 2005 г. под эгидой ООН состоялась Всемирная конференция по предотвращению природных катастроф. На конференции было засвидетельствовано, что за прошедшее десятилетие природные катастрофы унесли жизни 478 100 человек. Общий экономический ущерб от стихийных бедствий насчитывает более 690 млрд долларов. Было отмечено и то, что за истекшие десять лет число погибших в результате природных катастроф возросло на 50% по сравнению с предыдущим десятилетием.

Статистика

Не обходят стороной чрезвычайные ситуации природного характера и Российскую Федерацию. В 2001-2004 гг. на территории России произошло более 1000 чрезвычайных ситуаций природного характера. При этом погибло более 860 чел., пострадало 369,5 тыс. чел.

По данным МЧС России


На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления.


Землетрясения

Природные явления геологического характера порождают землетрясения. Только за десять лет (1994-2004 гг.) на территории Российской Федерации их произошло более 120, причём два были сильнейшими, вызвали чрезвычайные ситуации 4 октября 1994 г. на Курилах и 27 мая 1995 г. в посёлке Нефтегорск (Сахалин). Оба землетрясения привели к человеческим жертвам, сильным разрушениям объектов социальной и промышленной инфраструктуры.


Цунами

В России наиболее подвержены воздействию цунами восточное побережье Камчатки и Курильских островов, остров Сахалин и побережье Тихого океана. Имея большую скорость перемещения и огромную массу воды, цунами обладает колоссальной разрушительной силой. Набегая на встречные береговые препятствия, волна обрушивает на них всю свою энергию, поднимаясь над ними громадной водяной стеной, давит, разрушает и уничтожает всё, что попадается на пути.


Наводнения

Угроза наводнений в России существует более чем для 500 городов, десятков тысяч других населённых пунктов. Периодическому затоплению подвергается территория площадью около 500 тыс. кв. км. Среднестатистическая величина ущерба от наводнений по стране оценивается суммой около 100 млрд рублей в год. В последнее время, по данным МЧС России, с точки зрения масштабности последствий наводнений и паводков чаще стали выделяться такие регионы страны, как Северный Кавказ, бассейн реки Лены и юг Дальнего Востока, особенно Приморский край.


Лесные пожары

Анализ чрезвычайных ситуаций на территории России за последний период показывает, что при сохраняющихся в целом показателях по времени и характерным районам возникновения лесных пожаров просматривается тенденция возрастания их масштабов, что выражается в постепенном росте количества чрезвычайных ситуаций территориального уровня и снижении количества чрезвычайных ситуаций локального уровня.

При этом одной из основных причин лесных пожаров по-прежнему остаётся человеческий фактор (не менее 80% лесных пожаров как ранее, так и в настоящее время возникает по причине неосторожного обращения населения с огнём).


Внимание!

По прогнозам учёных, в ближайшие годы количество стихийных бедствий будет расти.

На территории России в начале XXI в. в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей её территории. Наиболее чётко этот процесс прослеживается в азиатском секторе России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах. Увеличивается опасность учащения в зимнее время периодов с особо опасной температурой (ниже -30 0С).

Кроме того, необходимо отметить, что с точки зрения проведения профилактических мероприятий опасные природные процессы как источники чрезвычайных ситуаций трудно прогнозируются и человек не в состоянии приостановить или изменить ход природных процессов, а также не всегда может своевременно определить возникновение опасного природного явления. В этой связи многократно возрастает роль самого человека, его культура в области безопасности. Человек в местах проживания лучше знает местные признаки приближения опасного природного явления. Он лучше знает, что и когда делать, чтобы снизить фактор риска, так как эти явления в большинстве случаев характерны для мест проживания и периодически повторяются.


Запомните!

Внимательно относитесь к информации местных органов ГОЧС, предупреждающих о возможном стихийном бедствии.

Следите за изменениями местных признаков, которые говорят о приближении опасного природного явления.

Будьте в постоянной готовности принять экстренные меры по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих.


Чтобы мероприятия, проводимые государством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, были эффективны, каждый человек должен сам владеть определённым комплексом личных мероприятий по обеспечению личной безопасности в чрезвычайной ситуации.


  1. Итог урока.


  1. Вопросы самоконтроля.

    1. С чем связно возникновение различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера?

    2. Можно ли с высокой точностью предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера?

    3. Каким комплексом личных мероприятий для обеспечения безопасности необходимо владеть человеку, проживающему в местах, наиболее подверженных различным опасным природным явлениям?

    4. В каком регионе Российской Федерации произошли в 90-е годы два самых крупных землетрясения?

    5. В каких регионах нашей страны чаще всего происходят наводнения?


  1. Домашнее задание.

§ 2.2; стр. 40-43, повт. стр. 8-43.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!