СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные свойства живого

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока. 

Цель: Сформировать у учащихся понятие организм, познакомить с основными признаками и свойствами живого.

 

Задачи:

Образовательные: расширить знания о признаках – свойствах живых организмов, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятие «организм».

Развивающие: научить гимназистов выявлять характерные свойства живых организмов, развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

 

Оборудование: Персональный компьютер, электронная презентация «Основные свойства живых организмов», костюм Незнайки.

 

Тип урока:  Урок изучения нового материала (открытия нового знания).

 

Форма проведения урока: Лекция с элементами беседы, ролевые игры, работа в парах.

Просмотр содержимого документа
«Основные свойства живого»

Класс – 2(6)А


Дата – ____________


Урок № 1


Тема: Основные свойства живого.


Цель: Сформировать у учащихся понятие организм, познакомить с основными признаками и свойствами живого.


Задачи:

Образовательные: расширить знания о признаках – свойствах живых организмов, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятие «организм».

Развивающие: научить гимназистов выявлять характерные свойства живых организмов, развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.


Оборудование: Персональный компьютер, электронная презентация «Основные свойства живых организмов», костюм Незнайки.


Тип урока: Урок изучения нового материала (открытия нового знания).


Форма проведения урока: Лекция с элементами беседы, ролевые игры, работа в парах.


Ход урока


I. Организационная и духовно-психологическая подготовка учащихся.

1. Вступительное слово учителя.

2. Отметка присутствия учащихся на уроке.

3. Требования к учебным материалам.

Для изучения предмета «Биология» вам необхо­димы:

— учебник;

— ученическая тетрадь (так как в ходе учебной работы вы будете составлять схемы и заполнять таблицы, то удобнее пользо­ваться тетрадью в клетку).

4. Требования к канцелярским принадлежностям.

Для работы на уроках вам необходимы:

— простой карандаш;

— линейка;

— резинка;

— цветные карандаши.


II. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, какие живые существа, обитающие на нашей планете, вам известны? (учащиеся перечисляют живые организмы, населяющие нашу планету).

Действительно, чтобы увидеть живые существа, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки. Достаточно просто выглянуть в окно, или сходить в парк, в лес. Растения, насекомые, звери и другие живые существа распространены по всему земному шару, даже в капле воды из лужи можно найти живые организмы. Все они очень разные и отличаются между собой размерами, формой, окраской и другими признаками. Однако у них есть одно общее и самое главное свойство.

Как вы думаете, что это за свойство? (Ответ учащихся: Все они живые).

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – биология).

Что такое биология?

Что вы изучали в курсе природоведения?

Знакомились ли вы с особенностями живых организмов?

Какие живые организмы вам известны?

Где живут живые организмы?

Что изучает биология? (слайд 1).


III. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся, сообщение темы, цели и задач урока.

Создание проблемной ситуации

Диалог Незнайки и Биолога:

Незнайка биологу: Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?

Биолог: Я изучаю живые организмы.

Незнайка: Это разные жуки, ящерицы, птицы…

Биолог: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы.

Незнайка: Так что же у них общего?

Биолог: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить.

Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Предположите тему урока. (Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске, слайд 2).


Предлагаю вам заполнить первую и вторую графу таблицы.

ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ





IV. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы

Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело живой природы, часть её. Тела живой природы называют организмами (слайд 3). Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет.


Задание 1. По рисунку определите, что является телом живой природы, а что нет (слайд 4).

Приведите ещё примеры живых организмов (петух, кошка, белка, заяц, корова и т.д.).

Как вы думаете, почему это - организмы?

По каким признакам-свойствам можно определить, что тело природы – организм?


Задание 2. Оформите свои предположения с помощью кластера.






СВОЙСТВА ЖИВОГО












Чем отличаются живые организмы от неживых? Давайте разберёмся.

Сначала выполним небольшое задание. Вам необходимо из предложенных слов, выбрать только объекты живой природы (слайд 5).

Почему, муха, заяц (например) – это живые организмы, а гора, луна – это объекты не живой природы (учащиеся высказывают свои предположения).


Рассказ учителя с элементами беседы

Свойства живых организмов.

Оказывается, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение. Так, например, заяц и надоедливая муха состоят из клеток.

Клетка – эта мельчайшая единица организма, которая выполняет все необходимые функции, чтобы жить (слайды 6-8). Организмы могут состоять как из одной клетки – это одноклеточные (амёба обыкновенная), так из множества клеток – многоклеточные (растения, животные) (слайды 9-10).

Питание.

Зачем живым организмам необходимо питание? (Ответ учащихся: Вместе с пищей организм получает необходимые ему питательные вещества, а удаляет из организма вредные, ненужные (слайд 11).

Для поддержания жизни все живые организмы нуждаются в наличии кислорода.

Для какого процесса жизнедеятельности нам нужен кислород? (Ответ учащихся: Дыхание). Правильно, все живые организмы дышат.

Все живые организмы растут и развиваются, следовательно, следующие свойства живых организмов – это рост и развитие.

Что такое рост? (Ответ учащихся).

Например, некоторые деревья, живущие 1000 и более лет, вырастают в высоту 150 м.

Что такое развитие? (Ответ учащихся).

В процессе развития у организмов происходит изменение в строении органов или отдельных частей. Например, у оленей с возрастом появляются рога, личинка лягушки – головастик постепенно развивается во взрослую лягушку и.т.д.

Живые организмы обладают раздражимостью (слайды 12-15).

Что такое раздражимость? (Ответ учащихся).

Раздражимость – это способность организмов реагировать на изменения, происходящие в окружающей среде.

Раздражимость обеспечивает защиту от воздействий условий среды.

Простейшим проявлением раздражимости является движение. Цветки многих растений реагируют на свет и влажность. Например, у тюльпана на свету цветки раскрываются, а в темноте закрываются. У одуванчика соцветие закрывается в пасмурную погоду и открывается в ясную.

Если прикоснуться к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.


Ещё одно важное свойство всех живых организмов – это размножение (слайды 16-20).

Что такое размножение? (Ответ учащихся: Воспроизведение себе подобных).

Правильно! Благодаря размножению на Земле всё ещё продолжается жизнь. В результате из икринки рыбы развивается рыба, из куриного яйца – цыплёнок, из жёлудя вырастает дуб.

Индивидуальное развитие - это совокупность преобразований, которые проходит организма от момента их возникновения и до конца жизни.

В процессе индивидуального развития организм растёт (увеличивается в размерах) и развивается (приобретает новые свойства).











Работа учащихся в тетрадях

Все свойства живых организмов отражаются в схеме на слайде 25, которую вы запишите себе в тетрадь.

Задание 3. Работа в паре.

С помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ (слайд 27).

Найди отличия обмена веществ у коровы и растения.

Сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы.


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

1. Самостоятельное применение знаний. (Работа в паре).

Выполнить творческое задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания использовать рисунок (презентация).


2. Взаимопроверка.


3. Предлагаю заполнить третью графу таблицы.

ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ





На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?


VI. Рекомендации по домашней самоподготовке.

1) Изучить материал учебника, с. 7—10.

2) Ответить на вопросы рубрики «Применение знаний», с. 10.

3) Конспект урока в тетради.

VII. Подведение итогов урока (проведение самооценки).

Поставьте себе оценку за проделанную работу.

Критерии:

Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично».

Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо».

Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать.


Литература для работы.

  1. Л.І. Остапченко, П.Г. Балан, Н.Ю. Матяш, М.М. Мусієнко, П.С. Славний, В.В. Серебряков, В.П. Поліщук «Біологія, 6 клас».

  2. И.Ю. Костиков «Биология, 6 класс».

  3. В.И. Соболь «Биология, 7 класс».





4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!