СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы работы над классической сонатной формой на примере произведения представителя венских классиков Вольфганга Амадея Моцарта (В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть.)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Основные принципы работы над классической сонатной формой на примере произведения представителя венских классиков Вольфганга Амадея Моцарта (В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть.)

Материал урока: В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть.

Цель урока: формирование и закрепление у обучающихся знаний о строении сонатного цикла, об основных стилистических особенностях классических сонат.

 

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы работы над классической сонатной формой на примере произведения представителя венских классиков Вольфганга Амадея Моцарта (В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть.)»

Тема урока: Основные принципы работы над классической сонатной формой на примере произведения представителя венских классиков Вольфганга Амадея Моцарта (В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть.)

Материал урока: В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть.

Цель урока: формирование и закрепление у обучающихся знаний о строении сонатного цикла, об основных стилистических особенностях классических сонат.

Задачи урока:

  • Образовательные:

  • показ основных этапов работы над Сонатой № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть В. А. Моцарт, исходя из основных принципов работы над классической сонатной формой;

  • Развивающие:

  • развитие аналитических способностей в области музыкального мышления;

  • развивать умение выделять главное в работе над музыкальным произведением.

  • Воспитательные:

  • воспитание интонационно-образного мышления;

  • способствовать гармоничному воспитанию личности обучающегося;

  • воспитание умения внимательно относиться к замыслу композитора и уважения к классическому музыкальному наследию;

  • способствовать развитию эстетического художественного вкуса, на основе исполнения классической музыки.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, технология активного обучения.

Оборудование:  аудио материал, нотный материал, музыкальный инструмент –2 фортепиано.


Этапы урока:

  1. Введение.

1.Классицизм и классическая музыка.

2.Знакомство с творчеством В.А. Моцарта.

3. Стилевые особенности музыки В.А. Моцарта.

  1. Основная часть.

1.Сонатный цикл.

2. Форма сонатного allegro.

3.Разбор В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть

  1. Заключение. Подведение итогов урока (Выявление наиболее важных принципов работы над сонатной формой и стилистические особенности.)












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Темой данной методической разработки являются основные принципы работы над классической сонатной формой в средних классах специального фортепиано в детских музыкальных школах.

Целью этой разработки является: формирование у обучающихся знаний о строении сонатного цикла, об основных стилистических особенностях классических сонат, на примере В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть.

Здесь рассмотрены текстовые и стилистические особенности фортепианного сонатного цикла.

Задачи данной разработки состоят в том, чтобы воспитывать у обучающихся внимательное отношение к одной из главных форм в музыкально-педагогическом репертуаре, также точность выполнения всех деталей текста, ритмическую устойчивость исполнения, чувство классической формы, пробудить интерес к классической музыке, развивать правильный художественный вкус на основе произведений классической сонатной формы.

В разработке данного урока применен принцип комбинирования, т.е. теоретический материал представлен наряду с практическим объяснением представленного произведения.

Работа над сонатой проводится с обучающейся Чепуриной Ариной 4 класса специального фортепиано.


































  1. Введение.

1.Классицизм (с латинского – «образцовый») – художественное течение в культуре европейских стран XVII – XVIII – начала XIX вв. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Представители классицизма стремились к созданию ясных и гармоничных по форме, возвышенно–благородных героических произведений, опирающихся на сюжеты и лучшие образцы античного искусства.

Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Она воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум. 

Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе (вершины высокого музыкального искусства).

(слушание музыки В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть)

2. Знакомство с творчеством Вольфганга Амадея Моцарта.

Есть композиторы, музыка которых и в наши дни восхищает, возвращает к жизни, лечит. Удивительнее всего то, что создана эта прекрасная музыка была очень давно композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом. Имя это известно всему миру. Годы жизни: 1756 – 1791.

Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося необычайно рано. В шесть лет он уже выступал с концертами по всей Европе, играл на клавесине, скрипке, органе, проявил себя как дирижер. Правдивость и психологическая проникновенность его музыки сочетались с доступностью, а также с изяществом. Моцарт обладал выдающимся мелодическим даром. Уже к 15 годам он был автором большого количества инструментальных сочинений и 4 опер. Большое влияние на творчество Моцарта оказало то, что с раннего детства он путешествовал по Европе. Был в Италии, Франции, Германии, Англии. В мелодике Моцарта много итальянских влияний, ощущаются тонкие связи с французской музыкой. Важное значение имело пребывание в Лондоне, где он познакомился с ораториями Генделя, сблизился с Иоганном Кристианом Бахом (сыном Иоганна Себастьяна Баха). Моцарту нравилась простота и искренность его музыки, итальянская ясность и пластичность певучих мелодий, стройность формы.

В многообразной творческой деятельности Моцарта фортепианной музыке принадлежит одно из выдающихся мест. Он – один из первых композиторов, начавших сочинять для фортепиано. Почти все его клавирные сочинения написаны не для клавесина и не для клавикорда, а для молоточкового клавира то есть для фортепиано. Вся клавирная музыка Моцарта- это фортепианная музыка. Несравненно было искусство Моцарта в игре импровизации на клавесине, а в поздние годы – на фортепиано. С ранних детских лет Моцарт много выступал и вызывал восторг у слушателей в разных странах. В своем творчестве он уделял этому инструменту значительное внимание. Моцартовская звучность отличается ясностью, прозрачностью и в то же время тонко дифференцированной силой.

Следует отметить певучесть, как один из творческих и исполнительских принципов Моцарта. Но если струнные по своей природе обладают певучим звуком, то в фортепианной музыке перед композитором стояла задача преодоления отрывистого звука инструмента.

Так как основные принципы работы над сонатной формой неотъемлемо связаны со стилистическими особенностями автора, то я немного затрону этот вопрос.

3.Стилевые особенности музыки В.А. Моцарта.

Основой музыки Моцарта всегда является мелодия - ясная, простая и выразительная, сочетающая черты немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены. Моцарту свойственны также мелодии мужественного характера. В этих мелодиях – внутренняя конфликтность, наличие контрастных элементов. Но простые, легко запоминаемые мелодии Моцарта, одновременно сложны. В них отражается богатство внутренней жизни человека.

Моцартовский стиль письма имеет ряд важных отличительных признаков: мелодическое богатство и конструктивное своеобразие тематического материала. Это проявляется в ритмической изысканности, новизне и свежести гармонического языка, в подробной обработанности каждого элемента и, в чистоте и ясности «классического голосоведения». У Моцарта трудно встретить мелодические построения, объединенные непрерывной линией большой протяженности, т. к. почти все они мотивно-детализированы. Однако, слушая его музыку, нельзя избавиться от ощущения, что мелодика произведений бесконечна в своей напевности. На эту особенность в свое время указывал А. Рубинштейн «Все у него поет, темы… сонат – настоящие арии». И это кажется тем более удивительным, что моцартовская легатная артикуляция охватывает лишь незначительные по размеру попевки.

Гармонический язык произведений В.А.Моцарта связан с его мелодикой, придает ей большую выразительность. Но никогда и нигде в его музыке гармония не подчиняет себе мелодию. Сама аккордика отличается большой простотой, хроматические модуляции и резкие тональные сдвиги обычно служат созданию драматических образов. Но и самые простые ставшие, привычными гармонии, тоника, субдоминанта, доминанта под рукой Моцарта кажутся свежими и получают новую жизнь благодаря пленительным, полным красоты и изящества мелодиям.

Полифония в музыке Моцарта занимает важное место. Его по праву можно считать великим полифонистом. Однако, Моцартовские темы гомофонны по своей природе.

Красота музыки Моцарта обусловлена и фактурой его произведений – всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, ясность и прозрачность всей ткани, сквозь которую буквально «просвечивает» каждый голос, будь то мелодия или контрапункт, или гармоническое конфигурационное сопровождение. Тонкое изящество, филигранная отточенность, душевная чуткость, поэтическая одухотворенность – все это присуще музыке Моцарта.



























  1. Основная часть.


1.В творчестве ранних венских классиков Гайдна и Моцарта нашли свое отражение идейно-эмоциональный мир и типические образы современных людей. Герой Моцарта – человек нового времени, оптимистически смотрящий в будущее. Все это достигалось методом, в котором происходили столкновения контрастных начал при достижении в то же время художественной завершенности, единства замысла целого. Утверждая новый тип мышления Гайдн и Моцарт типизируют его в определенных формах высказывания, в основном в форме сонаты  с характерными противопоставлениями (обычно: первая часть, наиболее контрастная; медленная, более однородная, средняя часть лирически плавна; «уравновешивающий» в эмоциональном отношении, насыщенный народно-жанровыми элементами финал). Первая часть имеет симметричную форму : экспозицию, разработку и репризу. Установление классической формы сонаты сыграло громадную роль в последующем развитии музыкального искусства.

Сонатный цикл – это форма музыкального произведения, состоящая из трех или четырех частей.

Типичное строение трехчастного сонатного цикла (характерна для концерта)

  1. Сонатное Allegro (драматический центр цикла);

  2. Медленная часть (лирико-созерцательная);

  3. Оживленный и торжественный финал – жизнеутверждающее завершение цикла.

Типичное строение четырехчастного сонатного цикла (строятся симфонии, сонаты, трио, квартеты и другие сонатно-симфонические циклы.)

I Сонатное Allegro (драматический центр цикла);

II Медленная часть — Анданте или Адажио (лирико-созерцательная, ней используется сложная трехчастная форма, вариации и др.);

III Scherzo (до Л. Бетховена – «Менуэт»), носящее характер интермедии (сложная трехчастная форма);

IV Оживленный и торжественный финал (сонатная форма, рондо и др.) – жизнеутверждающее завершение цикла.

В сонатном цикле встречается перестановка средних частей II часть - Скерцо, III -часть - Анданте

Отдельные части объединяются общим замыслом (через борьбу, сложные раздумья и драму чувств – к победе). Встречаются сонаты в виде неполного цикла и одночастные, сохраняющие наиболее характерную часть цикла – сонатное Allegro.

Форма сонатного цикла определилась во второй половине XVIII века в творчестве И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена и претерпела в дальнейшем значительные изменения.

Форма сонатного цикла применяется почти исключительно в инструментальной музыке. Если кантата предназначалась для вокального исполнения, то соната – для инструментального.

Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на несколько глав – частей. Подобно роману или повести, соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти непросто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

2.Сонатное Allegro:

  1. Экспозиция  (от латинского «Expositio» - показ) – завязка действия. В ней излагаются: главная партия (с некоторым развитием) далее идет связующая партия; побочная партия и заключительная часть т.е. заключительная партия (переход к разработке). Чаще всего эти партии контрастны.

  2. Разработка  – драматический центр сонатной формы; сопоставление; столкновение и широкое развитие тем. Они расчленяются на короткие мотивы. Сталкиваются, переплетаются одна с другой, видоизменяются. В конце разработки состояние неустойчивости, борьбы достигает высшей точки – кульминации – требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза (III).

  3. Реприза - в ней происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными разработкой. Все музыкальные темы сонаты в репризе появляются в одной основной тональности («зеркальная»). Иногда завершает I часть  кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, еще раз утверждается основная, «победившая тональность».

Подготовительным этапом к сонатам И. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена служат классические сонатины.

3.Разбор В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть :

Соната №6 Ре мажор В. А. Моцарта достаточно виртуозна и даже импозантна. Эта Соната является последней из сонат, которые Моцарт издал в Мюнхене. Первая страница снабжена субтитрами «Dürnitz», так как, это было написано для Барона фон Дюрница, фаготиста-любителя и клавишника, который не заплатил композитору за работу.

Будучи в 1777 году в Аугсбурге, Моцарт сыграл это произведение на пианофорте Штейна и нашел, что на этом инструменте данная соната прозвучала несравненно. Все части сонаты словно и рассчитаны на новые возможности инструмента. Allegro достаточно развернуто. Медленной частью является Rondo en Polonaise, a финалом — тема с двенадцатью вариациями. Тема простая, но вариации многообразны. Из них седьмая (в одноименном миноре) интересна хроматическими обострениями, а одиннадцатая весьма виртуозна.

Для фортепианных сонат характерно: искромётность, чёткость граней, классический тональный план, ясный функциональный облик всех партий.

I часть сонаты Ре мажор начинается с главной партии. Г. П. – это активная, волевая тема, изложенная в оркестровом звучании (тема в унисон, на динамике F, что соответствует Tutti ). В тактах 13-16 композитор усиливает эффект Tutti, используя в правой руке тремоло на фоне октавного изложения левой руки, продолжая динамику F.

Связующая партия состоит из 4-х тактового предложения, основанного на первом элементе главной партии – нисходящее движение шестнадцатых длительностей, которое завершает аккорд Д53. Побочная партия отличается лирическим, светлым настроением. Что необходимо учесть исполнителю, интерпретирующему Моцарта? Здесь главным является понимание того, что Моцарт в первую очередь композитор оперный, и путь к содержанию его фортепианных сонат следует искать в выявлении связей с театрально-оперными произведениями. По В. В. Медушевскому «В побочной партии сонаты ре мажор воплощен образ Сюзанны. Тут представлены все средства женского обаяния - и легкий журчащий смех, и ласка, и игровое отвлечение».

Мелодическая линия правой руки включает в себя спускающуюся цепь инверсий (любимая формула барочных и классических периодов). На фоне сопровождающих терций левой руки в тональности доминанты. (А-dur). Начиная с 30 такта вступает оркестровая связка, которая приводит в тональность ДД (Е- dur). Связка представляет собой 14 тактовое построение, основанное на элементах тематического и динамического контрастов. Завершает экспозицию заключительная партия в тональности доминанты (А-dur). Пунктирный ритм, изложение темы в унисон на forte приближает заключительную партию по интонационному началу к главной партии, а также носит энергичный, волевой характер.

Разработка (20 тактов) – небольшая по размерам, но насыщенная отклонениями в родственные тональности: а-moll, Н-dur, е-moll, Fis-dur, h-moll. В её основе лежит перекличка коротких мотивов в разных регистров, имитирующих вопросы и ответы. В конце разработки идут модулирующие секвенции по тональностям второй степени родства (e-moll, d-moll, g-moll, Es-dur), приводящих нас через доминанту к репризе.

Реприза по структуре повторяет полностью экспозицию, а гармонически меняется тональность побочной партии, которая излагается здесь в основной тональности D-dur, что подтверждает формулу гармонического строения классической сонаты. Завершается соната в основной тональности полностью используя тематический материал экспозиции.


  1. Заключение


Итак, отметим наиболее важные принципы работы над сонатной формой и стилистические особенности:

  1. Работа над образно-эмоциональным строем сонатного аллегро, которому присущи: большая моторная устремлённость, чёткость ритмики, закономерность чередования штрихов над умением гибко переключаться на новые технические и звуковые задачи.

  2. Внимание на контрастное сопоставление музыкального материала по большим законченным отрезкам формы.

  3. Проникновение в образно-эмоциональный строй сочинений.

  4. Охват формы произведения и драматургии в целом.

  5. Воплощение стилевых черт композитора.

  6. Особенности трактовки произведений.

  7. Привнесение в исполнение эмоциональной чуткости и гибкости, элементов артистизма.

  8. Развитие оркестрового мышления, тембрального слышания различных оркестровых инструментов, использование контрастной динамики, многообразие штрихов, ощущение метроритмической пульсации внутри построений, основанного на органном басу левой руки, многообразие ритмических формул (применение полифонических приёмов в мелодике правой руки, использование разных пианистических приёмов при смене фактуры).

  9. Характерная особенность моцартовских сонат - полиаффектность. В противовес барочному искусству внутри одной части преобладает не один аффект, а несколько, закладываются основы для развития и контрастности.

  10. Важнейшей задачей в классических сонатах является достижение темпового единства.

  11. Стремительная смена различных музыкально-смысловых состояний требует от исполнителя способности к мгновенному переключению, перевоплощению, перестройке выразительных и пианистических средств
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!