Зачетная работа Щуревич С.Я. 2017
- Модуль урока по теме «Основные понятия теории вероятности. Классическое определение вероятности»
- Дисциплина: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»
Интегрирующая цель. Овладев содержанием данного модуля, вы будете знать основные понятия теории вероятности, классическое определение вероятности; будете уметь приводить примеры случайных событий, определять их вид и вычислять вероятность появления события.
Оборудование урока: ПК или планшеты для чтения цифровых файлов
- УЭ-1. Входной контроль.
Цель: определить исходный уровень знаний по теме «Основные понятия комбинаторики».
Выполните упражнения (работайте в тетрадях для самостоятельных работ) — 20 минут
заполните пропуски и напишите название формулы (3 балла):
Рn=...! ________________
...=_______________
...=______________
реши задачи (6 баллов):
Сколькими способами можно расставить 5 книг на полке?
В группе 20 человек. Для участия в конкурсе требуется выбрать команду из 5 участников. Сколькими способами можно выбрать команду?
Необходимо выбрать в подарок 5 из 10 имеющихся различных цветов. Сколькими способами можно это сделать?
- УЭ-2. Новая тема.
Цель: Самостоятельно получить знания по теме «Основные понятия теории вероятности. Классическое определение вероятности»; закрепить полученные знания и умения.
Последовательность действий
Запишите в рабочей тетради дату и тему урока.
Внимательно прочитайте текст в учебниках: математика для СПО И.В. Богомолов, П.И. Самойленко, с.374 и математика 11кл. А.Г. Мордкович, И.М.Смирноова, с.183
Изучите материал электронной презентации «Основы вероятности. Основные понятия и определения» С.Я.Щуревич.
В тетрадь коротко запишите конспект по плану (30 минут):
Основные понятия
Термин | Понятие |
Случайное событие | |
Достоверное событие | |
Невозможное событие | |
Совместное/несовместное событие | |
Противоположные события | |
Элементарные исходы событий | |
Благоприятствующие исходы событий | |
Классическое определение вероятности:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свойства вероятности:
______________________
______________________
______________________
Алгоритм нахождения вероятности случайного события:
______________________
_______________________
_________________________
- УЭ-3. Повторение и закрепление.
Цель: повторить и закрепить полученные знания.
Последовательность действий
Выполните упражнения, результаты запишите в рабочих тетрадях (30минут):
приведите по 2 примера событий: достоверных, невозможных; совместных , несовместных; противоположных событий (5 баллов);
решите задачи:
На экзамен вынесено 60 вопросов, Андрей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадется выученный вопрос. (3балла)
В фирме такси в данный момент свободно 20 машин: 10 черных, 2 желтых и 8 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет зеленое такси. (3 балла)
В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков. Результат округлите до сотых. (4 балла)
В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно один раз. (4 балла)
Перед началом первого тура чемпионата по бадминтону участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 26 бадминтонистов, среди которых 10 участников из России, в том числе Руслан Орлов. Найдите вероятность того, что в первом туре Руслан Орлов будет играть с каким-либо бадминтонистом из России? (5 баллов)
На клавиатуре телефона 10 цифр, от 0 до 9. Какова вероятность того, что случайно нажатая цифра будет чётной? (5 баллов)
- УЭ -4. Подведение итогов урока.
Время выполнения 10 минут.
Прочитайте ещё раз цели урока.
Удалось ли вам их достичь? В какой степени?
Что мешало и что помогало вашей успешной работе на уроке?
Подсчитайте набранное количество баллов, используя ключ для проверки, и выставьте себе оценку за урок.
Домашнее задание: проработать составленный конспект урока, придумать вероятностную задачу и решить её.
Критерии оценок
Максимально возможное количество баллов по уроку 40.
за 15 -20 баллов выставляется оценка 3 «удовлетворительно;
за 21-30 баллов — оценка 4 «хорошо»;
за 31-40 баллов — оценка 5 «отлично».
Ключ для самопроверки:
Входной контроль
Рn=n! перестановка (1б)
A m n=размещение (1б)
С m n=сочетание (1б)
Сколькими способами можно расставить 5 книг на полке? (Р5 =1*2*3*4*5=120) (2б)
В группе 20 человек. Для участия в конкурсе требуется выбрать команду из 5 участников. Сколькими способами можно выбрать команду?
(А5 20= 20!/15!= 1 860 480) (2б)
- Повторение и закрепление новой темы
Пояснение.
(3б) Андрей выучил 60 – 3 = 57 вопросов. Поэтому вероятность того, что на экзамене ему попадется выученный вопрос равна 57/60=0,95
Ответ: 0,95.
(3б) В фирме такси в данный момент свободно 20 машин: 10 черных, 2 желтых и 8 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет зеленое такси.
Пояснение.
Вероятность того, что к заказчице приедет зеленое такси равна 8/20=0,4
Ответ: 0,4.
Пояснение.
Количество исходов, при которых в результате броска игральных костей выпадет 8 очков, равно 5: 2+6, 3+5, 4+4, 5+3, 6+2. Каждый из кубиков может выпасть шестью вариантами, поэтому общее число исходов равно 6·6 = 36. Следовательно, вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков, равна 5/36=0,138...
Ответ: 0,14.
Пояснение.
Равновозможны 4 исхода эксперимента: орел-орел, орел-решка, решка-орел, решка-решка. Орел выпадает ровно один раз в двух случаях: орел-решка и решка-орел. Поэтому вероятность того, что орел выпадет ровно 1 раз, равна 2/4=0,5
Ответ: 0,5.
(5б) Перед началом первого тура чемпионата по бадминтону участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 26 бадминтонистов, среди которых 10 участников из России, в том числе Руслан Орлов. Найдите вероятность того, что в первом туре Руслан Орлов будет играть с каким-либо бадминтонистом из России?
Пояснение.
В первом туре Руслан Орлов может сыграть с 26 − 1 = 25 бадминтонистами, из которых 10 − 1 = 9 из России. Значит, вероятность того, что в первом туре Руслан Орлов будет играть с каким-либо бадминтонистом из России, равна 9/25=0,36
Ответ: 0,36.
Пояснение.
На клавиатуре телефона 10 цифр, из них 5 четных: 0, 2, 4, 6, 8. Поэтому вероятность того, что случайно будет нажата четная цифра равна 5 : 10 = 0,5.
Ответ: 0,5.
(для обучающихся ключ закрыт до проверки)
Результаты проведённых уроков
Группа | Дисциплина | Тема урока | Качественная успеваемость по итогам проведения урока | Абсолютная успеваемость по итогам проведения урока |
52 -Б | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | Основные понятия теории вероятности | 30% | 99% |
51 - С | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | Основные понятия теории вероятности | 0% | 100% |