СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления взаимодействия учителя-логопеда с учителями русского языка в работе с детьми с УО (ИН)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описан опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с учителями филологического цикла.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления взаимодействия учителя-логопеда с учителями русского языка в работе с детьми с УО (ИН)»

Слайд 1. Одной из важнейших задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьный период является овладение полноценной речью. Родной язык помогает ребенку адаптироваться в социуме, является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.

В условиях реализации ФГОС ОО с УО (ИН) (Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от педагогов требуется не просто знание особенностей данной группы обучающихся, но и разработка и реализация путей их сопровождения.

Успешная работа в преодолении речевых нарушений у обучающихся возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов и педагогов на интегрированной основе. Залогом успешности в формировании основ речевых умений у обучающихся с УО (ИН) в старших классах нашей школы является взаимодействие учителя-логопеда и учителей русского языка и чтения. Считаю, что такая тесная работа способствует реализации принципа межпредметного подхода в рамках реализации ФГОС.

Слайд 2. Цель сотрудничества - создание системы взаимодействия учителя-логопеда и учителей русского языка для коррекции дефектов речевого развития обучающихся, способствующей их успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

В первые две недели сентября я провожу логопедическое обследование для выявления детей со специфическими ошибками устной речи. По результатам обследования на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, имеющие логопедическое заключение Слайд 3 Системное недоразвитие речи и специфические ошибки письменной речи – дисграфию и дислексию.

Важнейшим этапом диагностики считаю беседу с учителем русского языка, выявление проблем, имеющихся у каждого обучающегося (включая и тех, кто не зачислен на логопедические занятия) и составление плана индивидуальной коррекционной работы на год. Результаты логопедического обследования я представляю на школьном психолого-педагогическом консилиуме.

Слайд 4. Вследствие дисграфии и дислексии у наших обучающихся наблюдаются трудности, с которыми сталкиваетесь и вы, коллеги:

- множественные ошибки при чтении и на письме (пропуски, перестановки, добавление букв, слогов и слов),

- замедленный темп чтения и выполнения письменных работ.

- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

- трудности овладения учебными понятиями, терминами;

- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы вследствие недостаточного развития связной речи,

- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определённом темпе),

Слайд 5 На основании данных диагностики составляю рабочую программу «Логопедических занятий», ориентируюсь на положения госстандарта и согласуя методы, приемы, тематическое планирование и направления своей коррекционной работы с Рабочими программами «Русский язык» и «Литературное чтение». В разделе «Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия»

внесла изменения в пункт «Личностные, метапредметные и предметные результаты» в соответствии с содержанием программы по русскому языку.

В целях выстраивания единого образовательно-коррекционного пространства, постоянно проводим беседы и консультации с филологами по рабочим вопросам, размещаем информацию для родителей по коррекции речи в социальных сетях и отслеживаем динамику и результативность обучающихся в коррекции специфических ошибок письменной речи.

Слайд 6. 3 раза в год совместно с учителями проводим проверку техники чтения, результаты которой показывают положительную динамику успешности овладения обучающимися беглостью чтения в соответствии с программными требованиями.

С учениками, которые испытывают трудности при выполнением контрольных работ, пишем диктант по итогам четверти индивидуально. В планах на будущее: в составе рабочей группы внести коррективы в пакет административно-диагностических работ по русскому языку с 5 по 9 класс в соответствии с ФГОС ОО с УО (ИН).

Слайд 7 Учитывая, что современные информационные образовательные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы, мы совместно с учителями русского языка используем материалы и возможности образовательных онлайн-платформ УЧИ РУ, ЯКЛАСС, начинаем осваивать образовательную платформу СФЕРУМ, которые позволяют проводить занятия  интересно, насыщенно, результативно. Огромную помощь оказывает современное интерактивное оборудование в моем логопедическом кабинете, приобретенное в рамках реализации проекта «Современная школа». Активно внедряли образовательные ресурсы в период дистанционного обучения.

Слайд 7 В рамках реализации проекта «Русское слово» нами разработаны Верхнекамские онлайн-викторины по русскому языку и литературному чтению с 5 по 9 класс с использованием многофункционального сервиса Online Test Pad. В викторинах «Сказки Пушкина», «Олимпиада по русскому языку», «Логопедическая викторина для детей и родителей», «День славянской письменности» в 2020-21 учебном году приняли участие более 300 обучающихся не только нашего образовательного холдинга, но и обучающиеся с ОВЗ из Майкора, Красновишерска, Александровска, Яйвы. Организация внеурочной деятельности в рамках работы ШМО учителей филологического цикла - конкурс листовок «Народы России», «Конкурс чтецов стихов о профессиях», «О космосе» способствовали личностному развитию школьников, их социализации. В перспективе планируем продолжить конкурсное движение и в рамках работы Ресурсного центра по поддержке образования обучающихся с ОВЗ.

Слайд 8 Коррекции письменной речи – это процесс длительный и многогранный. Мы рекомендуем и Вам, коллеги, придерживаться следующих правил на своих уроках:

  1. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей: если ученику трудно писать под диктовку – предлагайте ему списывание с печатного текста.

  2. Ребенку с заиканием замените устные ответы на письменные.

  3. Старайтесь, чтобы предложения для записи были короткими, избегайте сложных синтаксических конструкций.

  4. При составлении тестов, контрольных работ давайте четкую, пошаговую инструкцию.

  5. Записывайте сложные по написанию и произношению слова на доске.

  6. По возможности включайте в работу все анализаторы (слух, зрение, осязание, обоняние), а также разнообразную наглядность: схемы, муляжи, картины, презентации, видеоуроки.

Таким образом, выстраивание логопедической работы с тесном содружестве не только с учителями русского языка, но и со всеми участниками психолого-педагогического сопровождения, позволяет корректировать речевые расстройства у обучающихся с УО (ИН), и способствует социализации и адаптации наших учеников в среде нормально развивающихся сверстников.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!