Слайд 1. Одной из важнейших задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьный период является овладение полноценной речью. Родной язык помогает ребенку адаптироваться в социуме, является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.
В условиях реализации ФГОС ОО с УО (ИН) (Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от педагогов требуется не просто знание особенностей данной группы обучающихся, но и разработка и реализация путей их сопровождения.
Успешная работа в преодолении речевых нарушений у обучающихся возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов и педагогов на интегрированной основе. Залогом успешности в формировании основ речевых умений у обучающихся с УО (ИН) в старших классах нашей школы является взаимодействие учителя-логопеда и учителей русского языка и чтения. Считаю, что такая тесная работа способствует реализации принципа межпредметного подхода в рамках реализации ФГОС.
Слайд 2. Цель сотрудничества - создание системы взаимодействия учителя-логопеда и учителей русского языка для коррекции дефектов речевого развития обучающихся, способствующей их успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
В первые две недели сентября я провожу логопедическое обследование для выявления детей со специфическими ошибками устной речи. По результатам обследования на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, имеющие логопедическое заключение Слайд 3 Системное недоразвитие речи и специфические ошибки письменной речи – дисграфию и дислексию.
Важнейшим этапом диагностики считаю беседу с учителем русского языка, выявление проблем, имеющихся у каждого обучающегося (включая и тех, кто не зачислен на логопедические занятия) и составление плана индивидуальной коррекционной работы на год. Результаты логопедического обследования я представляю на школьном психолого-педагогическом консилиуме.
Слайд 4. Вследствие дисграфии и дислексии у наших обучающихся наблюдаются трудности, с которыми сталкиваетесь и вы, коллеги:
- множественные ошибки при чтении и на письме (пропуски, перестановки, добавление букв, слогов и слов),
- замедленный темп чтения и выполнения письменных работ.
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы вследствие недостаточного развития связной речи,
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определённом темпе),
Слайд 5 На основании данных диагностики составляю рабочую программу «Логопедических занятий», ориентируюсь на положения госстандарта и согласуя методы, приемы, тематическое планирование и направления своей коррекционной работы с Рабочими программами «Русский язык» и «Литературное чтение». В разделе «Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия»
внесла изменения в пункт «Личностные, метапредметные и предметные результаты» в соответствии с содержанием программы по русскому языку.
В целях выстраивания единого образовательно-коррекционного пространства, постоянно проводим беседы и консультации с филологами по рабочим вопросам, размещаем информацию для родителей по коррекции речи в социальных сетях и отслеживаем динамику и результативность обучающихся в коррекции специфических ошибок письменной речи.
Слайд 6. 3 раза в год совместно с учителями проводим проверку техники чтения, результаты которой показывают положительную динамику успешности овладения обучающимися беглостью чтения в соответствии с программными требованиями.
С учениками, которые испытывают трудности при выполнением контрольных работ, пишем диктант по итогам четверти индивидуально. В планах на будущее: в составе рабочей группы внести коррективы в пакет административно-диагностических работ по русскому языку с 5 по 9 класс в соответствии с ФГОС ОО с УО (ИН).
Слайд 7 Учитывая, что современные информационные образовательные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы, мы совместно с учителями русского языка используем материалы и возможности образовательных онлайн-платформ УЧИ РУ, ЯКЛАСС, начинаем осваивать образовательную платформу СФЕРУМ, которые позволяют проводить занятия интересно, насыщенно, результативно. Огромную помощь оказывает современное интерактивное оборудование в моем логопедическом кабинете, приобретенное в рамках реализации проекта «Современная школа». Активно внедряли образовательные ресурсы в период дистанционного обучения.
Слайд 7 В рамках реализации проекта «Русское слово» нами разработаны Верхнекамские онлайн-викторины по русскому языку и литературному чтению с 5 по 9 класс с использованием многофункционального сервиса Online Test Pad. В викторинах «Сказки Пушкина», «Олимпиада по русскому языку», «Логопедическая викторина для детей и родителей», «День славянской письменности» в 2020-21 учебном году приняли участие более 300 обучающихся не только нашего образовательного холдинга, но и обучающиеся с ОВЗ из Майкора, Красновишерска, Александровска, Яйвы. Организация внеурочной деятельности в рамках работы ШМО учителей филологического цикла - конкурс листовок «Народы России», «Конкурс чтецов стихов о профессиях», «О космосе» способствовали личностному развитию школьников, их социализации. В перспективе планируем продолжить конкурсное движение и в рамках работы Ресурсного центра по поддержке образования обучающихся с ОВЗ.
Слайд 8 Коррекции письменной речи – это процесс длительный и многогранный. Мы рекомендуем и Вам, коллеги, придерживаться следующих правил на своих уроках:
Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей: если ученику трудно писать под диктовку – предлагайте ему списывание с печатного текста.
Ребенку с заиканием замените устные ответы на письменные.
Старайтесь, чтобы предложения для записи были короткими, избегайте сложных синтаксических конструкций.
При составлении тестов, контрольных работ давайте четкую, пошаговую инструкцию.
Записывайте сложные по написанию и произношению слова на доске.
По возможности включайте в работу все анализаторы (слух, зрение, осязание, обоняние), а также разнообразную наглядность: схемы, муляжи, картины, презентации, видеоуроки.
Таким образом, выстраивание логопедической работы с тесном содружестве не только с учителями русского языка, но и со всеми участниками психолого-педагогического сопровождения, позволяет корректировать речевые расстройства у обучающихся с УО (ИН), и способствует социализации и адаптации наших учеников в среде нормально развивающихся сверстников.