Основные направления воспитания личности младшего школьника.
Личность человека формируется и развивается под воздействием многочисленных факторов: природных и общественных, внутренних и внешних, объективных и субъективных, стихийных и целенаправленных. Человек при этом выступает как объект и субъект собственного становления и совершенствования. При чем последнее является особенно важным для развития одного из ведущих качеств личности – её активности.
Воспитание, как одна из ведущих категорий педагогики, рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле оно трактуется как воздействие общества на личность и в данном случае отождествления с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Младший школьник как формирующаяся личность открыт процессу познания, общения, всему новому, интересному и необычному с его точки зрения. В процессе ведущей в этом возрасте деятельности – учебы, в разнообразной внеучебной деятельности и в общении с другими людьми, среди которых самым главным и авторитарным человеком становятся первый учитель, младший школьник учится на своём опыте и опыте окружающих его людей.
Направлений в воспитательной работе младших школьников .: гуманизация воспитания младшего школьника; единство обучения и воспитания на I ступени школьного образования; единство нравственных знаний и поведения младших школьников во внеучебной деятельности; взаимосвязь семьи и школы в воспитании, развитии и формировании личности младшего школьника.
Гуманизация воспитания младшего школьника. На рубеже тысячелетий в отечественном образовательном пространстве наметились тенденции развития образования, обращённого к человеку, ориентированного на индивидуальность, неповторимость каждой личности, её способность к саморазвитию и самоизменению, реализацию её потребностей и интересов.
Для реализации данного направления на практике необходима организация систематического, базирующегося на знании и учёте объективных закономерностей развития личности в процессе воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширить свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в общественной социально необходимой деятельности.
Единство обучения и воспитания на и I ступени школьного образования. В младшем школьном возрасте особую роль выполняется учебная деятельность, поскольку именно в ней происходит переход от «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Именно учебная деятельность в этом возрасте создаёт возможность для овладения учащимися приёмами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.
Учитель в своей педагогической практике при работе с младшими школьниками должен решать следующие задачи: во-первых, придя в школу, ребёнок переходит от житейского усвоения окружающей действительности, в том числе и морально- нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и др. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа. Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идёт усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой, учениками и учителем. В-третьих, обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности, и способствует этому гуманитарные науки, удельный вес которых в общем, объёме школьной программы за последние годы увеличился. К тому же учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Конечно, и игровая, и трудовая также обладают такими возможностями, но учебная деятельность в этом плане имеет одно существенное преимущество: возможность целенаправленного формирования и естественно-научных и нравственных убеждений.
Единство нравственных знаний и поведения школьников во внеучебной деятельности. Единство нравственных знаний и поведения обусловлено как уровнем знаний и направленностью поведения, так и внутренними личностными образованьями, выполняющими роль связующих звеньев – ценностными суждениями, чувствами и мотивами поведения. Это единство – важный показатель эффективного выбора воспитательных методов. Эффективность методики формирования единства нравственных знаний и поведения школьников определяется выделением цели и содержания воспитательной работы, поэтапным воссозданием нравственных образцов в просветительной деятельности учащихся, а также в опыте их практической деятельности.
В повседневной работе учителя необходимо реализовывать фактическое участие ребенка в труде , привычка планировать свою работу, доводить дело до конца, рационально использовать рабочее время, качественно выполнять трудовые задание. Наличие смысловых нравственных мотивов участия в труде, чувства удовлетворения от трудового напряжения и результатов труда. Это знание и труд в коллективе, участвуя в котором школьники проявляют готовность сочетать личные интересы с потребностями коллектива, отвечать за свой труд, гордится успехами коллектива. Это знание и реальные поступки, характеризующие готовность оказать помощь товарищу по собственной инициативе или по его просьбе; желание передать свои знания и опыт другим; наличие адекватного сопереживания успехам и неудачам друзей.
Взаимосвязь семьи и школы в воспитании, развитии и формировании личности младшего школьника. Самая благоприятная атмосфера для формирования и развития личности – это атмосфера продуманного, прочувствованного принципиального единства обеих сторон – семьи и школы, единства, которое вытекает из правильного понимания целей, задач, содержание и способов воспитания индивидуальных особенностей ребёнка. Это единство продиктовано необходимой взаимопомощью в сложном деле воспитания младшего школьника. Семья выступает верной помощницей школе, учителю в познании индивидуальных особенностей ребёнка, своеобразия, тонкостей его характера, склонностей и способностей, привязанностей, интересов, духовных, потребностей, привычек и т.п. Школа в лице учителя, в свою очередь, также готова помочь семье глубже осознать свою воспитательную роль, грамотно решить сложные воспитательные за- дачи, повысить уровень психолого-педагогических знаний, а если потребуется, то оказать материальную и социально-правовую поддержку семье.
Для реализации этого направления учитель должен создать прочный союз системы «учитель – семья – ученик», который может быть построен в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и активном участии родителей. Такие отношения строятся на взаимном доверии и доброжелательности, если в совместной деятельности с каждой семьёй учитель опирается на всё то положительное, что имеется в ребёнке, и умеет показать пути его развития; если учитель глубоко верит в успех содружества с родителями и ведёт постоянную работу, направленную на повышении педагогической культуры отцов и матерей.