СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления воспитания личности младшего школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об основных напрвлениях воспитания личности младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления воспитания личности младшего школьника.»

Основные направления воспитания личности младшего школьника.

Личность человека формируется и развивается под воздействием многочисленных факторов: природных и общественных, внутренних и внешних, объективных и субъективных, стихийных и целенаправленных. Человек при этом выступает как объект и субъект собственного становления и совершенствования. При чем последнее является особенно важным для развития одного из ведущих качеств личности – её активности.

Воспитание, как одна из ведущих категорий педагогики, рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле оно трактуется как воздействие общества на личность и в данном случае отождествления с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Младший школьник как формирующаяся личность открыт процессу познания, общения, всему новому, интересному и необычному с его точки зрения. В процессе ведущей в этом возрасте деятельности – учебы, в разнообразной внеучебной деятельности и в общении с другими людьми, среди которых самым главным и авторитарным человеком становятся первый учитель, младший школьник учится на своём опыте и опыте окружающих его людей.

Направлений в воспитательной работе младших школьников .: гуманизация воспитания младшего школьника; единство обучения и воспитания на I ступени школьного образования; единство нравственных знаний и поведения младших школьников во внеучебной деятельности; взаимосвязь семьи и школы в воспитании, развитии и формировании личности младшего школьника.

Гуманизация воспитания младшего школьника. На рубеже тысячелетий в отечественном образовательном пространстве наметились тенденции развития образования, обращённого к человеку, ориентированного на индивидуальность, неповторимость каждой личности, её способность к саморазвитию и самоизменению, реализацию её потребностей и интересов.

Для реализации данного направления на практике необходима организация систематического, базирующегося на знании и учёте объективных закономерностей развития личности в процессе воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширить свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в общественной социально необходимой деятельности.

Единство обучения и воспитания на и I ступени школьного образования. В младшем школьном возрасте особую роль выполняется учебная деятельность, поскольку именно в ней происходит переход от «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Именно учебная деятельность в этом возрасте создаёт возможность для овладения учащимися приёмами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

Учитель в своей педагогической практике при работе с младшими школьниками должен решать следующие задачи: во-первых, придя в школу, ребёнок переходит от житейского усвоения окружающей действительности, в том числе и морально- нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и др. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа. Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идёт усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой, учениками и учителем. В-третьих, обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности, и способствует этому гуманитарные науки, удельный вес которых в общем, объёме школьной программы за последние годы увеличился. К тому же учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Конечно, и игровая, и трудовая также обладают такими возможностями, но учебная деятельность в этом плане имеет одно существенное преимущество: возможность целенаправленного формирования и естественно-научных и нравственных убеждений.

Единство нравственных знаний и поведения школьников во внеучебной деятельности. Единство нравственных знаний и поведения обусловлено как уровнем знаний и направленностью поведения, так и внутренними личностными образованьями, выполняющими роль связующих звеньев – ценностными суждениями, чувствами и мотивами поведения. Это единство – важный показатель эффективного выбора воспитательных методов. Эффективность методики формирования единства нравственных знаний и поведения школьников определяется выделением цели и содержания воспитательной работы, поэтапным воссозданием нравственных образцов в просветительной деятельности учащихся, а также в опыте их практической деятельности.

В повседневной работе учителя необходимо реализовывать фактическое участие ребенка в труде , привычка планировать свою работу, доводить дело до конца, рационально использовать рабочее время, качественно выполнять трудовые задание. Наличие смысловых нравственных мотивов участия в труде, чувства удовлетворения от трудового напряжения и результатов труда. Это знание и труд в коллективе, участвуя в котором школьники проявляют готовность сочетать личные интересы с потребностями коллектива, отвечать за свой труд, гордится успехами коллектива. Это знание и реальные поступки, характеризующие готовность оказать помощь товарищу по собственной инициативе или по его просьбе; желание передать свои знания и опыт другим; наличие адекватного сопереживания успехам и неудачам друзей.

Взаимосвязь семьи и школы в воспитании, развитии и формировании личности младшего школьника. Самая благоприятная атмосфера для формирования и развития личности – это атмосфера продуманного, прочувствованного принципиального единства обеих сторон – семьи и школы, единства, которое вытекает из правильного понимания целей, задач, содержание и способов воспитания индивидуальных особенностей ребёнка. Это единство продиктовано необходимой взаимопомощью в сложном деле воспитания младшего школьника. Семья выступает верной помощницей школе, учителю в познании индивидуальных особенностей ребёнка, своеобразия, тонкостей его характера, склонностей и способностей, привязанностей, интересов, духовных, потребностей, привычек и т.п. Школа в лице учителя, в свою очередь, также готова помочь семье глубже осознать свою воспитательную роль, грамотно решить сложные воспитательные за- дачи, повысить уровень психолого-педагогических знаний, а если потребуется, то оказать материальную и социально-правовую поддержку семье.

Для реализации этого направления учитель должен создать прочный союз системы «учитель – семья – ученик», который может быть построен в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и активном участии родителей. Такие отношения строятся на взаимном доверии и доброжелательности, если в совместной деятельности с каждой семьёй учитель опирается на всё то положительное, что имеется в ребёнке, и умеет показать пути его развития; если учитель глубоко верит в успех содружества с родителями и ведёт постоянную работу, направленную на повышении педагогической культуры отцов и матерей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!