Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Основное свойство рациональной дроби
Урок обобщения и систематизации знаний
(с применением ИКТ, игровой, парной и дифференцированной технологий)
Алгебра, 8 класс
Учитель математики Илларионова Елена Вячеславовна
«Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.» слайд 1
Лев Николаевич Толстой
Цели урока: обобщить и систематизировать умения использовать основное свойство рациональной дроби при выполнении заданий с дробями; формировать умение решать математические задачи, используя основное свойство дроби; развивать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях; развивать самостоятельность в мышлении и в учебной деятельности; формировать познавательный интерес; формировать умения работать в паре, в группе; развивать коммуникативные навыки; прививать интерес к математике, воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока.
Тип урока: методологической направленности (Обобщение и систематизация знаний)
Форма контроля: фронтальный опрос, игра, дифференцированная самостоятельная работа
Форма работы: индивидуальная, коллективная, парная
Оборудование урока: презентация, карточки с заданиями для проверочной работы, задания для игры «Угадай слово» (парная работа), карточки для дифференцированной самостоятельной работы.
План урока:
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Постановка целей и задач урока
Проверка домашней работы.
Актуализация знаний.
Закрепление изученного материала.
Физкультпауза.
Самостоятельная работа.
Проверка результатов самостоятельной работы.
Итог урока. Запись домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока:
На доске записано число, классная работа, тема урока
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока
-Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и с хорошим настроением начнем урок. Всем желаю хорошей работы и успеха.
-Садитесь.
Слайд №1
-Целью нашего урока является повторение, обобщение и систематизация умений использовать основное свойство рациональной дроби при выполнении заданий с дробями.
-Мы с вами продолжаем изучать тему Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сегодня на уроке мы с вами повторим основное свойство дроби и его применение к выполнению заданий. Но прежде проверим домашнюю работу, повторим теорию, далее вместе решим задания на основное свойство рациональной дроби, выполним самостоятельную работу, и подведем итоги.
2. Проверка домашней работы
-Откройте тетради и проверьте домашнюю работу по образцу. Внимание на экран…. (слайд №2, №3) Есть вопросы по домашней работе? Кто сделал задание №38(7,8,9)?
№31
№38(1,4,7) или №*38(7,8,9)
-Встаньте те, у кого все правильно. Молодцы. Садитесь. Что вызвало затруднения? В чем ошибка? Будьте внимательными, старайтесь….
-Переходим к работе в классе.
3. Актуализация опорных знаний
Ответьте на вопросы:
Какие дроби называются рациональными?
Какие значения переменных называют допустимыми?
Что называют тождеством?
Сформулируйте основное свойство рациональной дроби?
-В течение 1 минуты повторите, и поработайте в парах. Один спрашивает, а второй отвечает и наоборот…
-Внимание на меня… Работаем вместе….
-Хорошо, продолжаем дальше…
1. Игра «Третий лишний» с помощью цветовых карточек
Каждому выражению соответствует цвет. Два выражения являются тождеством, а третье лишнее. Покажите под каким цветом лишнее.
2. Соедини:
все, кроме 0
все, кроме 3
все, кроме -3
все, кроме -3 и 3
все, кроме -3 и 0
4. Закрепление изученного материала
1) Работа с учебником №29(6,7,8)
2) №37(3,5)
3) №37(2,4) 2 ученика за доской
*№44
4) Игра «Домино» (в парах) Соотнеси (Слайд)
Соберите «Домино». (Слайд 7)
Зашифрована фамилия великого русского человека.
Работа проводится в парах. Необходимо решить примеры и сопоставить с ответами. Буквы открываются, после собирания домино. (Слайд 5).
5. Физкультпауза
Если утверждение верное, вы встаете, если ложное, то сидите.
1) Если числитель и знаменатель дроби умножить на 5, то её значение не изменится.
2) Если знаменатель положительной дроби увеличить в 2 раза, то её значение уменьшится в 2 раза.
3) Если числитель и знаменатель дроби разделить на 10, то её значение не изменится.
4) Если к числителю и знаменателю дроби прибавить 2, то её значение не изменится.
6. Самостоятельная работа
- А теперь давайте проверим как вы усвоили тему Основное свойство рациональных дробей , поработав самостоятельно.
- Самостоятельная работа по вариантам. В ней 3 задания. 1 и 2 на сокращение рациональных дробей. Задание 3* на отдельную оценку, оно из заданий ОГЭ. При решении учащиеся 1 и 2 вариантов могут воспользоваться карточками - консультантами. (Эти варианты для учащихся с низким уровнем математической подготовки)
- Если правильно решены №1,2- оценка «5», если допущена 1 ошибка вычислительного характера или выполнен пример в одном из заданий не до конца, то оценка «4», если выполнено только одно задание, то «3». Надеюсь, ниже оценки ставить не придется.
- Вопросы есть по самостоятельной работе? Время на выполнение 8 минут.
1 вариант
а) б)
2.
а) б)
3*.
2 вариант
а) б)
2.
а) б)
3*.
1 вариант
а) б)
2. а) б)
2 вариант
а) б)
2. а) б)
-Завершаем работу. Возьмите карандаши и проверьте свою работу. На слайде №9 ответы. Поставьте себе оценку.
-Встаньте те, у кого «5», теперь поднимитесь те, у кого «4», и присоединитесь у кого «3». Молодцы, я вижу с темой вы справились, и справитесь в дальнейшем на контрольной работе и на итоговой аттестации.
-Кто сделал дополнительно, оценки выставлю при проверке тетрадей.
-Тетради с последних парт передайте вперед.
Комментирование домашнего задания
-Откройте учебники, посмотрите на домашнее задание. Есть ли вопросы по выполнению домашней работы? Посмотрите, что нужно сделать в каждом задании
Домашнее задание: п. 2, №31(2,4,6,8), №47 или №*52
Рефлексия
-Чем занимались сегодня на уроке?
-Что было для Вас трудным?
-Повторили и обобщили тему «Основное свойство дроби»?
-Мы готовы к следующему уроку «Действия с рациональными дробями»?
-Надеюсь, что будет успешно. Удачи, урок окончен.
Рефлексия.– Перед вами лежит карточки. Если:
Данная тема мне понятна.
В самостоятельной работе у меня все получилось.
Я понял (а) причину своих ошибок в самостоятельной работе.
Я доволен своей работой на уроке.
Сдайте уходя зеленую карточку