СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Осип Мандельштам

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации даны материалы для знакомства с творчесвтом замечательного поэта Осипа Эмильевича Мандельштама.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Осип Мандельштам»

Осип Мандельштам (1891 – 1938) Поэт, принесший в литературу тему одиночества и конечности бытия, хрупкости и обреченности творческой личности

Осип Мандельштам

(1891 – 1938)

Поэт, принесший в литературу тему одиночества и конечности бытия, хрупкости и обреченности творческой личности

Осип Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве в еврейской семье. В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург.  О браз города на всю жизнь отпечатался в сознании поэта и в огромной степени повлиял на его эстетику и мировосприятие .Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы), российской кузнице «культурных кадров» начала ХХ века.

Осип Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве в еврейской семье. В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. О браз города на всю жизнь отпечатался в сознании поэта и в огромной степени повлиял на его эстетику и мировосприятие .Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы), российской кузнице «культурных кадров» начала ХХ века.

В 1908—1910 годы Мандельштам учится в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В Сорбонне посещает лекции А. Бергсона и Ж. Бедье. Знакомится с Николаем Гумилёвым, увлечён французской поэзией : старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном, Бодлером и Верленом.

В 1908—1910 годы Мандельштам учится в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В Сорбонне посещает лекции А. Бергсона и Ж. Бедье. Знакомится с Николаем Гумилёвым, увлечён французской поэзией : старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном, Бодлером и Верленом.

На башне Иванова Мандельштам познакомился с А. Ахматовой. В промежутках между зарубежными поездками бывает в Петербурге, где посещает лекции по стихосложению на «башне» у Вячеслава Иванова.

На башне Иванова Мандельштам познакомился с А. Ахматовой.

В промежутках между зарубежными поездками бывает в Петербурге, где посещает лекции по стихосложению на «башне» у Вячеслава Иванова.

Титульный лист журнала «Аполлон», в котором впервые были напечатаны стихи О. Э. Мандельштама Первая публикация Осипа Мандельштама состоялась в 1910 году в журнале

Титульный лист журнала «Аполлон», в котором впервые были напечатаны стихи О. Э. Мандельштама

Первая публикация Осипа Мандельштама состоялась в 1910 году в журнале "Аполлон" (пять стихотворений) . В дебютную пору самыми близкими его друзьями и литературными соратниками были Николай Гумилев, Анна Ахматова и Марина Цветаева.

В 1912 году Мандельштам знакомится с А. Блоком. В конце того же года входит в группу акмеи стов, регулярно посещает заседания Цеха поэтов.

В 1912 году Мандельштам знакомится с А. Блоком. В конце того же года входит в группу акмеи стов, регулярно посещает заседания Цеха поэтов.

Петербургский период  (1909 – 1915 г) «Камень» 1913 г. Торжественность, многозначность, готика и ампир. А рядом - мечта о легкости, воздухе, воздушности. Конкретность осязаемых деталей. Классический шестистопный ямб. Точные рифмы.

Петербургский период

(1909 – 1915 г)

«Камень» 1913 г.

Торжественность, многозначность, готика и ампир. А рядом - мечта о легкости, воздухе, воздушности.

Конкретность осязаемых деталей.

Классический шестистопный ямб.

Точные рифмы.

Мандельштам называл акмеизм тоской по мировой культуре. Сам поэт стремился одомашнить различные культуры мира. Его любимые лексические источники: античная мифология, Библия, архитектурный и музыкальный профессиональные словари.

Мандельштам называл акмеизм тоской по мировой культуре.

Сам поэт стремился одомашнить различные культуры мира.

Его любимые лексические источники: античная мифология, Библия, архитектурный и музыкальный профессиональные словари.

Большое количество литературных, книжных слов способствует созданию торжественной атмосферы, которой веет от поэзии Мандельштама

Большое количество литературных, книжных слов способствует созданию торжественной атмосферы, которой веет от поэзии Мандельштама

 Silentium (молчание)  Она еще не родилась,  Она и музыка и слово,  И потому всего живого  Ненарушаемая связь.   Спокойно дышат моря груди,  Но, как безумный, светел день.  И пены бледная сирень  В черно-лазоревом сосуде.   Да обретут мои уста  Первоначальную немоту,  Как кристаллическую ноту,  Что от рождения чиста!   Останься пеной, Афродита,  И, слово, в музыку вернись,  И, сердце, сердца устыдись,  С первоосновой жизни слито!  1910 Восходит к одноименному стихотворению Тютчева

Silentium (молчание)

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день.

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,

И, слово, в музыку вернись,

И, сердце, сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

1910

Восходит к одноименному стихотворению Тютчева

Раковина  Быть может, я тебе не нужен,  Ночь; из пучины мировой,  Как раковина без жемчужин,  Я выброшен на берег твой.   Ты равнодушно волны пенишь  И несговорчиво поешь;  Но ты полюбишь, ты оценишь  Ненужной раковины ложь.   Ты на песок с ней рядом ляжешь,  Оденешь ризою своей,  Ты неразрывно с нею свяжешь  Огромный колокол зыбей;   И хрупкой раковины стены,--  Как нежилого сердца дом,--  Наполнишь шепотами пены,  Туманом, ветром и дождем...  1911

Раковина

Быть может, я тебе не нужен,

Ночь; из пучины мировой,

Как раковина без жемчужин,

Я выброшен на берег твой.

Ты равнодушно волны пенишь

И несговорчиво поешь;

Но ты полюбишь, ты оценишь

Ненужной раковины ложь.

Ты на песок с ней рядом ляжешь,

Оденешь ризою своей,

Ты неразрывно с нею свяжешь

Огромный колокол зыбей;

И хрупкой раковины стены,--

Как нежилого сердца дом,--

Наполнишь шепотами пены,

Туманом, ветром и дождем...

1911

Рим для Мандельштама не только прекрасный итальянский город, не только древняя империя но и символ величия человеческого гения, проходящий через все эпохи европейской культуры.  Представления о разумной строгости, порядке и прямолинейности.

Рим для Мандельштама не только прекрасный итальянский город, не только древняя империя но и символ величия человеческого гения, проходящий через все эпохи европейской культуры. Представления о разумной строгости, порядке и прямолинейности.

Айя-София Айя-София - здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам.  И всем векам - пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов.  Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток?  Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон - света торжество. На парусах, под куполом, четыре Архангела - прекраснее всего.  И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот. 1912 Храм Святой Софии в Константинополе – символ Православия.

Айя-София

Айя-София - здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам - пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и экседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество.

На парусах, под куполом, четыре

Архангела - прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

1912

Храм Святой Софии в Константинополе – символ Православия.

С Православием связаны понятия всепрощающей любви, теплоты, великолепия и округлости линий. Мир православной Москвы открыла в 1916 г. Мандельштаму Марина Цветаева.

С Православием связаны понятия всепрощающей любви, теплоты, великолепия и округлости линий. Мир православной Москвы открыла в 1916 г. Мандельштаму Марина Цветаева.

 На розвальнях, уложенных соломой,  Едва прикрытые рогожей роковой,  От Воробьевых гор до церковки знакомой  Мы ехали огромною Москвой.   А в Угличе играют дети в бабки  И пахнет хлеб, оставленный в печи.  По улицам меня везут без шапки,  И теплятся в часовне три свечи.   Не три свечи горели, а три встречи --  Одну из них сам Бог благословил,  Четвертой не бывать, а Рим далече,  И никогда он Рима не любил.   Ныряли сани в черные ухабы,  И возвращался с гульбища народ.  Худые мужики и злые бабы  Переминались у ворот.   Сырая даль от птичьих стай чернела,  И связанные руки затекли;  Царевича везут, немеет страшно тело --  И рыжую солому подожгли.

На розвальнях, уложенных соломой,

Едва прикрытые рогожей роковой,

От Воробьевых гор до церковки знакомой

Мы ехали огромною Москвой.

А в Угличе играют дети в бабки

И пахнет хлеб, оставленный в печи.

По улицам меня везут без шапки,

И теплятся в часовне три свечи.

Не три свечи горели, а три встречи --

Одну из них сам Бог благословил,

Четвертой не бывать, а Рим далече,

И никогда он Рима не любил.

Ныряли сани в черные ухабы,

И возвращался с гульбища народ.

Худые мужики и злые бабы

Переминались у ворот.

Сырая даль от птичьих стай чернела,

И связанные руки затекли;

Царевича везут, немеет страшно тело --

И рыжую солому подожгли.

 Тесно связана с религиозной тематикой почти постоянно присутствующая в поэзии Мандельштама тема смерти. Чудо жизни и чудо смерти для поэта равно невероятны и удивительны.  Иерусалим, Рим. Петербург, Константинополь, Париж –города, притягивающие поэта.

Тесно связана с религиозной тематикой почти постоянно присутствующая в поэзии Мандельштама тема смерти.

Чудо жизни и чудо смерти для поэта равно невероятны и удивительны.

Иерусалим, Рим. Петербург, Константинополь, Париж –города, притягивающие поэта.

 Я ненавижу свет  Однообразных звезд.  Здравствуй, мой давний бред --  Башни стрельчатой рост!   Кружевом, камень, будь  И паутиной стань,  Неба пустую грудь  Тонкой иглою рань.   Будет и мой черед --  Чую размах крыла.  Так -- но куда уйдет  Мысли живой стрела?   Или, свой путь и срок  Я, исчерпав, вернусь:  Там -- я любить не мог,  Здесь -- я любить боюсь...  1912 Интерес к готике – соединение тяжести и легкости, математического расчета и мистического откровения.

Я ненавижу свет

Однообразных звезд.

Здравствуй, мой давний бред --

Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь

И паутиной стань,

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань.

Будет и мой черед --

Чую размах крыла.

Так -- но куда уйдет

Мысли живой стрела?

Или, свой путь и срок

Я, исчерпав, вернусь:

Там -- я любить не мог,

Здесь -- я любить боюсь...

1912

Интерес к готике – соединение тяжести и легкости, математического расчета и мистического откровения.

Notre Dame  Где римский судия судил чужой народ --  Стоит базилика, и -- радостный и первый --  Как некогда Адам, распластывая нервы,  Играет мышцами крестовый легкий свод.   Но выдает себя снаружи тайный план,  Здесь позаботилась подпружных арок сила,  Чтоб масса грузная стены не сокрушила,  И свода дерзкого бездействует таран.   Стихийный лабиринт, непостижимый лес,  Души готической рассудочная пропасть,  Египетская мощь и христианства робость,  С тростинкой рядом -- дуб, и всюду царь -- отвес.   Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,  Я изучал твои чудовищные ребра,--  Тем чаще думал я: из тяжести недоброй  И я когда-нибудь прекрасное создам...   1912

Notre Dame

Где римский судия судил чужой народ --

Стоит базилика, и -- радостный и первый --

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом -- дуб, и всюду царь -- отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра,--

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам...

1912

Адмиралтейство  В столице северной томится пыльный тополь,  Запутался в листве прозрачный циферблат,  И в темной зелени фрегат или акрополь  Сияет издали -- воде и небу брат.   Ладья воздушная и мачта-недотрога,  Служа линейкою преемникам Петра,  Он учит: красота -- не прихоть полубога,  А хищный глазомер простого столяра.   Нам четырех стихий приязненно господство,  Но создал пятую свободный человек:  Не отрицает ли пространства превосходство  Сей целомудренно построенный ковчег?   Сердито лепятся капризные Медузы,  Как плуги брошены, ржавеют якоря --  И вот разорваны трех измерений узы  И открываются всемирные моря.   Май 1913

Адмиралтейство

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в темной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали -- воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,

Служа линейкою преемникам Петра,

Он учит: красота -- не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырех стихий приязненно господство,

Но создал пятую свободный человек:

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,

Как плуги брошены, ржавеют якоря --

И вот разорваны трех измерений узы

И открываются всемирные моря.

Май 1913

 На площадь выбежав, свободен  Стал колоннады полукруг,-- колоннада Казанского собора  И распластался храм Господень,  Как легкий крестовик-паук.   А зодчий не был итальянец,  Но русский в Риме,-- ну так что ж! – Воронихин посетил Европу, а Казанский воспроизводит элементы собора Св. Петра в Риме.  Ты каждый раз, как иностранец,  Сквозь рощу портиков идешь.   И храма маленькое тело  Одушевленнее стократ  Гиганта, что скалою целой (Исаакиевский собор)  К земле беспомощно прижат!  1914

На площадь выбежав, свободен

Стал колоннады полукруг,-- колоннада Казанского собора

И распластался храм Господень,

Как легкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,

Но русский в Риме,-- ну так что ж! – Воронихин посетил Европу, а Казанский воспроизводит элементы собора Св. Петра в Риме.

Ты каждый раз, как иностранец,

Сквозь рощу портиков идешь.

И храма маленькое тело

Одушевленнее стократ

Гиганта, что скалою целой (Исаакиевский собор)

К земле беспомощно прижат!

1914

«Петербургские строфы» Н. Гумилеву Над желтизной правительственных зданий Кружилась долго мутная метель, И правовед опять садится в сани, Широким жестом запахнув шинель. Зимуют пароходы. На припеке Зажглось каюты толстое стекло. Чудовищна, как броненосец в доке, — Россия отдыхает тяжело. А над Невой — посольства полумира, Адмиралтейство, солнце, тишина! И государства жесткая порфира, Как власяница грубая, бедна. Тяжка обуза северного сноба — Онегина старинная тоска; На площади Сената — вал сугроба, Дымок костра и холодок штыка… Черпали воду ялики, и чайки Морские посещали склад пеньки, Где, продавая сбитень или сайки, Лишь оперные бродят мужики. Летит в туман моторов вереница; Самолюбивый, скромный пешеход — Чудак Евгений — бедности стыдится, Бензин вдыхает и судьбу клянет! Классический Петербург, близкий и дорогой поэту, отяжелевший накануне своей гибели- таким предстает город в поэзии Мандельштама. Это Рим накануне прихода варваров.

«Петербургские строфы»

Н. Гумилеву

Над желтизной правительственных зданий

Кружилась долго мутная метель,

И правовед опять садится в сани,

Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке

Зажглось каюты толстое стекло.

Чудовищна, как броненосец в доке, —

Россия отдыхает тяжело.

А над Невой — посольства полумира,

Адмиралтейство, солнце, тишина!

И государства жесткая порфира,

Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба —

Онегина старинная тоска;

На площади Сената — вал сугроба,

Дымок костра и холодок штыка…

Черпали воду ялики, и чайки

Морские посещали склад пеньки,

Где, продавая сбитень или сайки,

Лишь оперные бродят мужики.

Летит в туман моторов вереница;

Самолюбивый, скромный пешеход —

Чудак Евгений — бедности стыдится,

Бензин вдыхает и судьбу клянет!

Классический Петербург, близкий и дорогой поэту, отяжелевший накануне своей гибели- таким предстает город в поэзии Мандельштама. Это Рим накануне прихода варваров.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.  Как журавлиный клин в чужие рубежи, - На головах царей божественная пена, Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?  И море, и Гомер - все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. 1915 Собственные странствия поэта соотносятся со странствиями греков и Одиссея. Первая мировая война с Троянской войной. Но поэт предпочитает любовь.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер - все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1915

Собственные странствия поэта соотносятся со странствиями греков и Одиссея. Первая мировая война с Троянской войной. Но поэт предпочитает любовь.

Второй период – крымско-эллинский (1916 – 1921)  « Tristia »  Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу - «Tristia» («Скорбные элегии», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году в Берлине.   «Бессонница. Гомер…» Строй воспроизводит медлительность, величавость, торжественность тона.

Второй период – крымско-эллинский (1916 – 1921)

« Tristia »

Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу - «Tristia» («Скорбные элегии», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году в Берлине.

«Бессонница. Гомер…»

Строй воспроизводит медлительность, величавость, торжественность тона.

«Золотистого меда…» Пребывание в Крыму напоминает поэту мир Греции. Докажите

«Золотистого меда…»

Пребывание в Крыму напоминает поэту мир Греции.

Докажите

Золотистого меда струя из бутылки текла

Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:

"Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,

Мы совсем не скучаем", - и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни

Сторожа и собаки, - идешь - никого не заметишь.

Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни,

Далеко в шалаше голоса - не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,

Как ресницы - на окнах опущены темные шторы,

Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,

Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: "Виноград, как старинная битва, живет,

Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке,

В каменистой Тавриде наука Эллады, - и вот

Золотых десятин благородные, ржавые грядки".

Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.

Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.

Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, -

Не Елена - другая, - как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?

Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,

И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,

Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

11 августа 1917, Алушта

Домашние радости описаны с любовью, как у Гомера. Замечательны метафоры и сравнения.

Домашние радости описаны с любовью, как у Гомера.

Замечательны метафоры и сравнения.

Умывался ночью на дворе, - Твердь сияла грубыми звездами. Звездный луч - как соль на топоре. Стынет бочка с полными краями.  На замок закрыты ворота, И земля по совести сурова, - Чище правды свежего холста Вряд ли где отыщется основа.  Тает в бочке, словно соль, звезда, И вода студеная чернее, Чище смерть, солонее беда, И земля правдивей и страшнее. 1921 г.  Смерть Блока и Гумилева Новая простая и трагическая лексика: звезды, соль, ледяная вода, суровая земля, свежий холст, смерть, беда, страшная и правдивая земля

Умывался ночью на дворе, -

Твердь сияла грубыми звездами.

Звездный луч - как соль на топоре.

Стынет бочка с полными краями.

На замок закрыты ворота,

И земля по совести сурова, -

Чище правды свежего холста

Вряд ли где отыщется основа.

Тает в бочке, словно соль, звезда,

И вода студеная чернее,

Чище смерть, солонее беда,

И земля правдивей и страшнее. 1921 г.

Смерть Блока и Гумилева

Новая простая и трагическая лексика: звезды, соль, ледяная вода, суровая земля, свежий холст,

смерть, беда, страшная и правдивая земля

В этом стихотворении лексический ряд суров, прост, правдив и жесток: грубые звезды, соль, топор, бочка, полная воды – возможный символ трагедий, переполнивших мир, и глаз, полных слез. При этом образ бочки по-акмеистически точен и конкретен. Закрыты ворота – некуда идти, и пути нет. Мир словно стал первоначальным – свежий белый холст, на котором еще напишут письмена. Соль слез, студеная вода, черный цвет, смерть, правда – все говорит о настоящей трагедии. С мая 1925 по октябрь 1930 годов в поэтическом творчестве Мандельштама наступает пауза, он «не слышит» музыку времени.

В этом стихотворении лексический ряд суров, прост, правдив и жесток: грубые звезды, соль, топор, бочка, полная воды – возможный символ трагедий, переполнивших мир, и глаз, полных слез. При этом образ бочки по-акмеистически точен и конкретен. Закрыты ворота – некуда идти, и пути нет. Мир словно стал первоначальным – свежий белый холст, на котором еще напишут письмена. Соль слез, студеная вода, черный цвет, смерть, правда – все говорит о настоящей трагедии.

С мая 1925 по октябрь 1930 годов в поэтическом творчестве Мандельштама наступает пауза, он «не слышит» музыку времени.

В  1930 г.  поэт посетил Кавказ, был в Армении. Вновь вернулось поэтическое вдохновение. В 1930 г. Мандельштам пишет одно из самых трагичных своих стихотворений –  «Я вернулся в мой город…». ( Ленинград)

В  1930 г.  поэт посетил Кавказ, был в Армении. Вновь вернулось поэтическое вдохновение. В 1930 г. Мандельштам пишет одно из самых трагичных своих стихотворений –  «Я вернулся в мой город…». ( Ленинград)

Цветовая гамма стихотворения «Ленинград» – черный и желтый, уже разработанная Мандельштамом ранее, но это еще и мир Достоевского, с его неизбежными трагедиями. Желтый стал цветом рыбьего жира – пугающие детские воспоминания, беспомощность перед необходимостью принимать невкусное лекарство, желтый сгустился до дегтя, которым смазывают сапоги «худые мужики». В городе уже почти не осталось тех, с кем когда-то был знаком поэт. После 1 декабря 1934 г. – убийства С. М. Кирова, из Ленинграда будут высланы сотни дореволюционных интеллигентских семей, но и в 30 году Мандельштам уже не может найти многих. В последней строфе ожидание тех, кто придет арестовывать поэта. Это даже не пророчество, настолько обыденным стал этот момент в жизни людей, с которыми когда-то был связан поэт.

Цветовая гамма стихотворения «Ленинград» – черный и желтый, уже разработанная Мандельштамом ранее, но это еще и мир Достоевского, с его неизбежными трагедиями. Желтый стал цветом рыбьего жира – пугающие детские воспоминания, беспомощность перед необходимостью принимать невкусное лекарство, желтый сгустился до дегтя, которым смазывают сапоги «худые мужики». В городе уже почти не осталось тех, с кем когда-то был знаком поэт. После 1 декабря 1934 г. – убийства С. М. Кирова, из Ленинграда будут высланы сотни дореволюционных интеллигентских семей, но и в 30 году Мандельштам уже не может найти многих. В последней строфе ожидание тех, кто придет арестовывать поэта. Это даже не пророчество, настолько обыденным стал этот момент в жизни людей, с которыми когда-то был связан поэт.

В этом стихотворении есть все приметы домашнего быта и тепла: хлеб, примус – согревать чай, даже какая-то одежда или белье. Но все это стало уже почти запретным – нет быта, нет дома, нет уюта. А есть желание бежать, скрыться, «Где бы нас никто не отыскал». Затем снова Москва, Дом Герцена, отсутствие работы. В 33 г. Мандельштам получил квартиру в писательском доме и в тот же год, осенью он пишет два стихотворения, в которых выносит приговор своей эпохе и ее вождям: « Квартира тиха, как бумага» А стены проклятые тонки, И некуда больше бежать…  И вместо ключа Ипокрены (ключа вдохновения) Давнишнего страха струя Ворвется в халтурные стены Московского злого жилья.  Ноябрь 1933 Мы с тобой на кухне посидим, Сладко пахнет белый керосин;   Острый нож да хлеба каравай... Хочешь, примус туго накачай,   А не то веревок собери Завязать корзину до зари,   Чтобы нам уехать на вокзал, Где бы нас никто не отыскал,   Январь 1931 Писательский кооператив на улице Фурманова. Здесь в 1934 г. Арестовали Мандельштама, здесь в 1940 г. Умер Булгаков

В этом стихотворении есть все приметы домашнего быта и тепла: хлеб, примус – согревать чай, даже какая-то одежда или белье. Но все это стало уже почти запретным – нет быта, нет дома, нет уюта. А есть желание бежать, скрыться, «Где бы нас никто не отыскал».

Затем снова Москва, Дом Герцена, отсутствие работы. В 33 г. Мандельштам получил квартиру в писательском доме и в тот же год, осенью он пишет два стихотворения, в которых выносит приговор своей эпохе и ее вождям: « Квартира тиха, как бумага»

А стены проклятые тонки,

И некуда больше бежать… 

И вместо ключа Ипокрены (ключа вдохновения)

Давнишнего страха струя

Ворвется в халтурные стены

Московского злого жилья. 

Ноябрь 1933

Мы с тобой на кухне посидим,

Сладко пахнет белый керосин;

 

Острый нож да хлеба каравай...

Хочешь, примус туго накачай,

 

А не то веревок собери

Завязать корзину до зари,

 

Чтобы нам уехать на вокзал,

Где бы нас никто не отыскал,

 

Январь 1931

Писательский кооператив на улице Фурманова.

Здесь в 1934 г. Арестовали Мандельштама, здесь в 1940 г. Умер Булгаков

Это какая улица? Улица Мандельштама. Что за фамилия чертова - Как ее ни навертывай, Криво звучит, а не прямо. Мало в нем было линейного, Нрава он был не лилейного, И потому эта улица, Или, верней, эта яма Так и зовется по имени Этого Мандельштама. Пусти меня, отдай меня, Воронеж – Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь – Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож! МЫ ЖИВЕМ ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ

Это какая улица?

Улица Мандельштама.

Что за фамилия чертова -

Как ее ни навертывай,

Криво звучит, а не прямо.

Мало в нем было линейного,

Нрава он был не лилейного,

И потому эта улица,

Или, верней, эта яма

Так и зовется по имени

Этого Мандельштама.

Пусти меня, отдай меня,

Воронеж –

Уронишь ты меня иль

проворонишь,

Ты выронишь меня или вернешь –

Воронеж – блажь, Воронеж –

ворон, нож!

МЫ ЖИВЕМ ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ

За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей - Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей.  Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей: Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей.  Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, Ни кровавых костей в колесе; Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первобытной красе, -  Уведи меня в ночь, где течет Енисей И сосна до звезды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет.  17-18 марта 1931, конец 1935

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей -

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей:

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе;

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе, -

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

17-18 марта 1931, конец 1935


Скачать

© 2022 693 49

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!