Осип Мандельштам
(1891 – 1938)
Поэт, принесший в литературу тему одиночества и конечности бытия, хрупкости и обреченности творческой личности
Осип Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве в еврейской семье. В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. О браз города на всю жизнь отпечатался в сознании поэта и в огромной степени повлиял на его эстетику и мировосприятие .Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы), российской кузнице «культурных кадров» начала ХХ века.
В 1908—1910 годы Мандельштам учится в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В Сорбонне посещает лекции А. Бергсона и Ж. Бедье. Знакомится с Николаем Гумилёвым, увлечён французской поэзией : старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном, Бодлером и Верленом.
На башне Иванова Мандельштам познакомился с А. Ахматовой.
В промежутках между зарубежными поездками бывает в Петербурге, где посещает лекции по стихосложению на «башне» у Вячеслава Иванова.
Титульный лист журнала «Аполлон», в котором впервые были напечатаны стихи О. Э. Мандельштама
Первая публикация Осипа Мандельштама состоялась в 1910 году в журнале "Аполлон" (пять стихотворений) . В дебютную пору самыми близкими его друзьями и литературными соратниками были Николай Гумилев, Анна Ахматова и Марина Цветаева.
В 1912 году Мандельштам знакомится с А. Блоком. В конце того же года входит в группу акмеи стов, регулярно посещает заседания Цеха поэтов.
Петербургский период
(1909 – 1915 г)
«Камень» 1913 г.
Торжественность, многозначность, готика и ампир. А рядом - мечта о легкости, воздухе, воздушности.
Конкретность осязаемых деталей.
Классический шестистопный ямб.
Точные рифмы.
Мандельштам называл акмеизм тоской по мировой культуре.
Сам поэт стремился одомашнить различные культуры мира.
Его любимые лексические источники: античная мифология, Библия, архитектурный и музыкальный профессиональные словари.
Большое количество литературных, книжных слов способствует созданию торжественной атмосферы, которой веет от поэзии Мандельштама
Silentium (молчание)
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день.
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
1910
Восходит к одноименному стихотворению Тютчева
Раковина
Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.
Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь;
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.
Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей;
И хрупкой раковины стены,--
Как нежилого сердца дом,--
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем...
1911
Рим для Мандельштама не только прекрасный итальянский город, не только древняя империя но и символ величия человеческого гения, проходящий через все эпохи европейской культуры. Представления о разумной строгости, порядке и прямолинейности.
Айя-София
Айя-София - здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество.
На парусах, под куполом, четыре
Архангела - прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
1912
Храм Святой Софии в Константинополе – символ Православия.
С Православием связаны понятия всепрощающей любви, теплоты, великолепия и округлости линий. Мир православной Москвы открыла в 1916 г. Мандельштаму Марина Цветаева.
На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.
А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.
Не три свечи горели, а три встречи --
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече,
И никогда он Рима не любил.
Ныряли сани в черные ухабы,
И возвращался с гульбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.
Сырая даль от птичьих стай чернела,
И связанные руки затекли;
Царевича везут, немеет страшно тело --
И рыжую солому подожгли.
Тесно связана с религиозной тематикой почти постоянно присутствующая в поэзии Мандельштама тема смерти.
Чудо жизни и чудо смерти для поэта равно невероятны и удивительны.
Иерусалим, Рим. Петербург, Константинополь, Париж –города, притягивающие поэта.
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред --
Башни стрельчатой рост!
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Будет и мой черед --
Чую размах крыла.
Так -- но куда уйдет
Мысли живой стрела?
Или, свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там -- я любить не мог,
Здесь -- я любить боюсь...
1912
Интерес к готике – соединение тяжести и легкости, математического расчета и мистического откровения.
Notre Dame
Где римский судия судил чужой народ --
Стоит базилика, и -- радостный и первый --
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом -- дуб, и всюду царь -- отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,--
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...
1912
Адмиралтейство
В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали -- воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота -- не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Нам четырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?
Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря --
И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря.
Май 1913
На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг,-- колоннада Казанского собора
И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук.
А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме,-- ну так что ж! – Воронихин посетил Европу, а Казанский воспроизводит элементы собора Св. Петра в Риме.
Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идешь.
И храма маленькое тело
Одушевленнее стократ
Гиганта, что скалою целой (Исаакиевский собор)
К земле беспомощно прижат!
1914
«Петербургские строфы»
Н. Гумилеву
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке, —
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой — посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.
Тяжка обуза северного сноба —
Онегина старинная тоска;
На площади Сената — вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка…
Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход —
Чудак Евгений — бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
Классический Петербург, близкий и дорогой поэту, отяжелевший накануне своей гибели- таким предстает город в поэзии Мандельштама. Это Рим накануне прихода варваров.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915
Собственные странствия поэта соотносятся со странствиями греков и Одиссея. Первая мировая война с Троянской войной. Но поэт предпочитает любовь.
Второй период – крымско-эллинский (1916 – 1921)
« Tristia »
Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу - «Tristia» («Скорбные элегии», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году в Берлине.
«Бессонница. Гомер…»
Строй воспроизводит медлительность, величавость, торжественность тона.
«Золотистого меда…»
Пребывание в Крыму напоминает поэту мир Греции.
Докажите
Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
"Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем", - и через плечо поглядела.
Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, - идешь - никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни,
Далеко в шалаше голоса - не поймешь, не ответишь.
После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы - на окнах опущены темные шторы,
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.
Я сказал: "Виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке,
В каменистой Тавриде наука Эллады, - и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки".
Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, -
Не Елена - другая, - как долго она вышивала?
Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
11 августа 1917, Алушта
Домашние радости описаны с любовью, как у Гомера.
Замечательны метафоры и сравнения.
Умывался ночью на дворе, -
Твердь сияла грубыми звездами.
Звездный луч - как соль на топоре.
Стынет бочка с полными краями.
На замок закрыты ворота,
И земля по совести сурова, -
Чище правды свежего холста
Вряд ли где отыщется основа.
Тает в бочке, словно соль, звезда,
И вода студеная чернее,
Чище смерть, солонее беда,
И земля правдивей и страшнее. 1921 г.
Смерть Блока и Гумилева
Новая простая и трагическая лексика: звезды, соль, ледяная вода, суровая земля, свежий холст,
смерть, беда, страшная и правдивая земля
В этом стихотворении лексический ряд суров, прост, правдив и жесток: грубые звезды, соль, топор, бочка, полная воды – возможный символ трагедий, переполнивших мир, и глаз, полных слез. При этом образ бочки по-акмеистически точен и конкретен. Закрыты ворота – некуда идти, и пути нет. Мир словно стал первоначальным – свежий белый холст, на котором еще напишут письмена. Соль слез, студеная вода, черный цвет, смерть, правда – все говорит о настоящей трагедии.
С мая 1925 по октябрь 1930 годов в поэтическом творчестве Мандельштама наступает пауза, он «не слышит» музыку времени.
В 1930 г. поэт посетил Кавказ, был в Армении. Вновь вернулось поэтическое вдохновение. В 1930 г. Мандельштам пишет одно из самых трагичных своих стихотворений – «Я вернулся в мой город…». ( Ленинград)
Цветовая гамма стихотворения «Ленинград» – черный и желтый, уже разработанная Мандельштамом ранее, но это еще и мир Достоевского, с его неизбежными трагедиями. Желтый стал цветом рыбьего жира – пугающие детские воспоминания, беспомощность перед необходимостью принимать невкусное лекарство, желтый сгустился до дегтя, которым смазывают сапоги «худые мужики». В городе уже почти не осталось тех, с кем когда-то был знаком поэт. После 1 декабря 1934 г. – убийства С. М. Кирова, из Ленинграда будут высланы сотни дореволюционных интеллигентских семей, но и в 30 году Мандельштам уже не может найти многих. В последней строфе ожидание тех, кто придет арестовывать поэта. Это даже не пророчество, настолько обыденным стал этот момент в жизни людей, с которыми когда-то был связан поэт.
В этом стихотворении есть все приметы домашнего быта и тепла: хлеб, примус – согревать чай, даже какая-то одежда или белье. Но все это стало уже почти запретным – нет быта, нет дома, нет уюта. А есть желание бежать, скрыться, «Где бы нас никто не отыскал».
Затем снова Москва, Дом Герцена, отсутствие работы. В 33 г. Мандельштам получил квартиру в писательском доме и в тот же год, осенью он пишет два стихотворения, в которых выносит приговор своей эпохе и ее вождям: « Квартира тиха, как бумага»
А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать…
И вместо ключа Ипокрены (ключа вдохновения)
Давнишнего страха струя
Ворвется в халтурные стены
Московского злого жилья.
Ноябрь 1933
Мы с тобой на кухне посидим,
Сладко пахнет белый керосин;
Острый нож да хлеба каравай...
Хочешь, примус туго накачай,
А не то веревок собери
Завязать корзину до зари,
Чтобы нам уехать на вокзал,
Где бы нас никто не отыскал,
Январь 1931
Писательский кооператив на улице Фурманова.
Здесь в 1934 г. Арестовали Мандельштама, здесь в 1940 г. Умер Булгаков
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова -
Как ее ни навертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама.
Пусти меня, отдай меня,
Воронеж –
Уронишь ты меня иль
проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь –
Воронеж – блажь, Воронеж –
ворон, нож!
МЫ ЖИВЕМ ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей -
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе, -
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
17-18 марта 1931, конец 1935