СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСЭ урок на тему "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы светской этики. Урок по теме "Совесть". 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«ОСЭ урок на тему "Совесть"»

Основы светской этики. Урок 23. Тема: Совесть

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть».

Форма: беседа с размышлением, рассуждением

- Поговорим? (О чем?)

- О разном, и о прочем,

О том, что хорошо,

И хорошо не очень!

- Поговорим? (Поговорим)

- О том, что знаешь ты,

И то что мне известно.

- Поговорим? (Поговорим)

- Нам будет интересно!


- Ребята, вам всем знаком мультфильм «Лунтик»? давайте вспомним героев этого мультфильма:

1) Самый любопытный, необычный, упавший с луны – ЛУНТИК.

2) Кто живет под землей, много знает о мире и всегда готов поделиться своими знаниями с Лунтиком и его друзьями – КОРНЕЙ КОРНЕИЧ

3) А кто самые непоседливые, шалуны, задумывают смешные шутки, иногда не совсем безобидные – ВУПСЕНЬ и ПУПСЕНЬ.

- Хорошо, ребята! Мы вспомнили. А теперь давайте посмотрим этот мультфильм.

- Отгадайте загадку. Запишите слово, состоящее из 1 буквы и 2 звуков. (Я)

- Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую?

- Откройте глаза. Запишите все о своем я. Кто я? Какой я?

- Прочитайте о своем я. (добрый, хороший, шумный, непоседливый, т.д.)

- Сейчас отложите листочки, мы к ним вернемся позже.

- Вы внимательно посмотрели мультфильм, предлагаю еще раз вернуться к фрагменту этого мультфильма. (до слов «а что такое совесть?»)

- А какую последнюю фразу произнес Лунтик? Что он спросил?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня беседовать?

- Верно, во время нашей беседы мы поможем Лунтику понять, что такое совесть и выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.

- Посмотрите на доску, попробуем из предложенных слов выбрать те, которые подходят к определению понятия «совесть»:

Доска: Совесть – стыд, внутренний голос, чувство ответственности, обман, зло, лицемерие…

(ненужное убираю. Выстраиваю цепочку).


- Мы нашли слова, характеризующие слово «совесть», а теперь составим из оставшихся слов определение.

- Итак, совесть – это стыд, внутренний голос, чувство ответственности.


- А теперь, давайте посмотрим верно ли мы дали определение совести. Что же о совести говорит мудрый Корней Корнеич. (фраза Корнеича)

- А как называют человека, у которого нет совести? (бессовестный человек)

- А в какой ситуации мы можем назвать человека бессовестным? (солгал, и не признался, своровал и не признался, не подежурил в классе, нарушение дисциплины, насмешки над слабыми и беспомощными и т.д.)

- Давайте посмотрим какие плохие поступки могут совершать герои мультфильма. (гусеницы шалят)

- А теперь, ребята, я хочу рассказать вам притчу….

«Раз сказала совесть мальчику, что он не прав, другой раз сказала, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда мальчик совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мальчик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать мальчику. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал мальчик:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Здесь я..в твоем сердце».



- И у вас у каждого есть совесть. Просто она у кого-то глубоко в сердце, а у кого-то нет. Но в любом случае ее нужно развивать. А тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.


Правила тренировки совести:

- Не обижай других, не причиняй огорчений!

- Не совершай безнравственных поступков!

- Обдумывай каждое свое действие!

- Какие варианты предложите вы?


- Устали? Отдохнем. Физкультминутка


- Сейчас, я хочу, чтобы вы закрыли глазки и вспомнили, а часто ли вы совершали бессовестные поступки? Может быть, вы обижали кого-то? А может, причиняли огорчение? Я дам вам минуту. Подумайте и вспомните.

- Вспомнили? Какое чувство появилось у вас на сердце? (ответы детей)

ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ

- Эти чувства разрушают нашу совесть.

- А может кто-то из вас расскажет, какой бессовестный поступок вы совершили? (если есть желающие)

- И не случайно появились такие пословицы:

  • Сильнее совести суда нет.

  • Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.

  • Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.

  • Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.

  • Совесть без зубов, а грызет. (дети зачитывают пословицы)

- Есть выражение грызет совесть, а иногда говорят, проснулась совесть, когда идет оценка того, что совершено неверно.

- Давайте опять обратимся к нашему мультфильму и посмотрим, проснется ли совесть у Пупсеня и Вупсеня. (Лунтик на паутине)

- Как проснулась у них совесть?

- Ребята, у Пупсеня и Вупсеня поднялось настроение. А у вас поднялось настроение после по ходу беседы?

- Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите, в человеке?

- Конечно, РАЗУМ, - первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

- Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась голову склоня.

Второй ответил: - ВОЛЯ на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

- Да нет, не то, - заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил…

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

- Давайте сравним с ответом мудреца:

- Да нет, не то, - .

Дослушайте, что строго он ответил!

- Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека – СОВЕСТЬ!


- А как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?

Вы впустили его в себя. Это - первый пальчик.

Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.

Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.

А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик.

И вот он уже во власти зла. (сжать в кулак)

- Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (в самом начале)

- Какой надежный щит поставить на пути зла? (добро, любовь, благодарность, милосердие, прилежность, щедрость, радость, трудолюбие, спокойствие, скромность,…)


- Знаете ли вы, что происходит внутри человека, когда он делает не то, что подсказывает совесть? (ответы)

- А может быть все происходит так? (Кладу в чашку лист белой бумаги – это наши чистые чувства.

- Ложь, зависть, злоба переполняют нас и мы: кричим, срываемся на слабых, оскорбляем, выплескиваем все свои темные чувства, и вспыхиваем как спичка. Поджигаю лист. И вместо наших светлых чувств остается, кучка пепла.)

- Вы не всегда будете детьми! Мы приходим в мир и в начале, бываем маленькими детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить жизнь настоящими людьми.

- У вас у каждого внутри есть тот внутренний голос, который мы называем совестью. Умейте слушать его. Тренируйте его. Ведь ты рожден человеком, но человеком надо стать.

- Выбирайте сами, что лучше: Сказать правду, поступить по совести и сохранить чистоту души, или соврать, может об этом никто не узнает, но в вашей душе останется это…(показываю на пепел)

- Предлагаю заполнить таблицу и ответить на вопросы. Вы вначале урока писали о себе скажите, изменилось ли ваше мнение, нужно ли вам работать над собой, чтобы стать лучше?

Вопрос

Знаю

Хочу знать

Узнал

  1. Что такое совесть?




  1. Нужна ли человеку совесть?




  1. Что значит поступать по совести?




  1. Какая совесть бывает чиста?












7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!