Основы светской этики. Урок 23. Тема: Совесть
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть».
Форма: беседа с размышлением, рассуждением
- Поговорим? (О чем?)
- О разном, и о прочем,
О том, что хорошо,
И хорошо не очень!
- Поговорим? (Поговорим)
- О том, что знаешь ты,
И то что мне известно.
- Поговорим? (Поговорим)
- Нам будет интересно!
- Ребята, вам всем знаком мультфильм «Лунтик»? давайте вспомним героев этого мультфильма:
1) Самый любопытный, необычный, упавший с луны – ЛУНТИК.
2) Кто живет под землей, много знает о мире и всегда готов поделиться своими знаниями с Лунтиком и его друзьями – КОРНЕЙ КОРНЕИЧ
3) А кто самые непоседливые, шалуны, задумывают смешные шутки, иногда не совсем безобидные – ВУПСЕНЬ и ПУПСЕНЬ.
- Хорошо, ребята! Мы вспомнили. А теперь давайте посмотрим этот мультфильм.
- Отгадайте загадку. Запишите слово, состоящее из 1 буквы и 2 звуков. (Я)
- Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую?
- Откройте глаза. Запишите все о своем я. Кто я? Какой я?
- Прочитайте о своем я. (добрый, хороший, шумный, непоседливый, т.д.)
- Сейчас отложите листочки, мы к ним вернемся позже.
- Вы внимательно посмотрели мультфильм, предлагаю еще раз вернуться к фрагменту этого мультфильма. (до слов «а что такое совесть?»)
- А какую последнюю фразу произнес Лунтик? Что он спросил?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня беседовать?
- Верно, во время нашей беседы мы поможем Лунтику понять, что такое совесть и выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.
- Посмотрите на доску, попробуем из предложенных слов выбрать те, которые подходят к определению понятия «совесть»:
Доска: Совесть – стыд, внутренний голос, чувство ответственности, обман, зло, лицемерие…
(ненужное убираю. Выстраиваю цепочку).
- Мы нашли слова, характеризующие слово «совесть», а теперь составим из оставшихся слов определение.
- Итак, совесть – это стыд, внутренний голос, чувство ответственности.
- А теперь, давайте посмотрим верно ли мы дали определение совести. Что же о совести говорит мудрый Корней Корнеич. (фраза Корнеича)
- А как называют человека, у которого нет совести? (бессовестный человек)
- А в какой ситуации мы можем назвать человека бессовестным? (солгал, и не признался, своровал и не признался, не подежурил в классе, нарушение дисциплины, насмешки над слабыми и беспомощными и т.д.)
- Давайте посмотрим какие плохие поступки могут совершать герои мультфильма. (гусеницы шалят)
- А теперь, ребята, я хочу рассказать вам притчу….
«Раз сказала совесть мальчику, что он не прав, другой раз сказала, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда мальчик совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мальчик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать мальчику. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал мальчик:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Здесь я..в твоем сердце».
- И у вас у каждого есть совесть. Просто она у кого-то глубоко в сердце, а у кого-то нет. Но в любом случае ее нужно развивать. А тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.
Правила тренировки совести:
- Не обижай других, не причиняй огорчений!
- Не совершай безнравственных поступков!
- Обдумывай каждое свое действие!
- Какие варианты предложите вы?
- Устали? Отдохнем. Физкультминутка
- Сейчас, я хочу, чтобы вы закрыли глазки и вспомнили, а часто ли вы совершали бессовестные поступки? Может быть, вы обижали кого-то? А может, причиняли огорчение? Я дам вам минуту. Подумайте и вспомните.
- Вспомнили? Какое чувство появилось у вас на сердце? (ответы детей)
ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ
- Эти чувства разрушают нашу совесть.
- А может кто-то из вас расскажет, какой бессовестный поступок вы совершили? (если есть желающие)
- И не случайно появились такие пословицы:
Сильнее совести суда нет.
Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.
Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.
Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.
Совесть без зубов, а грызет. (дети зачитывают пословицы)
- Есть выражение грызет совесть, а иногда говорят, проснулась совесть, когда идет оценка того, что совершено неверно.
- Давайте опять обратимся к нашему мультфильму и посмотрим, проснется ли совесть у Пупсеня и Вупсеня. (Лунтик на паутине)
- Как проснулась у них совесть?
- Ребята, у Пупсеня и Вупсеня поднялось настроение. А у вас поднялось настроение после по ходу беседы?
- Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите, в человеке?
- Конечно, РАЗУМ, - первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
- Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась голову склоня.
Второй ответил: - ВОЛЯ на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
- Да нет, не то, - заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил…
- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
- Давайте сравним с ответом мудреца:
- Да нет, не то, - .
Дослушайте, что строго он ответил!
- Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – СОВЕСТЬ!
- А как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.
- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?
Вы впустили его в себя. Это - первый пальчик.
Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.
Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.
А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик.
И вот он уже во власти зла. (сжать в кулак)
- Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (в самом начале)
- Какой надежный щит поставить на пути зла? (добро, любовь, благодарность, милосердие, прилежность, щедрость, радость, трудолюбие, спокойствие, скромность,…)
- Знаете ли вы, что происходит внутри человека, когда он делает не то, что подсказывает совесть? (ответы)
- А может быть все происходит так? (Кладу в чашку лист белой бумаги – это наши чистые чувства.
- Ложь, зависть, злоба переполняют нас и мы: кричим, срываемся на слабых, оскорбляем, выплескиваем все свои темные чувства, и вспыхиваем как спичка. Поджигаю лист. И вместо наших светлых чувств остается, кучка пепла.)
- Вы не всегда будете детьми! Мы приходим в мир и в начале, бываем маленькими детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить жизнь настоящими людьми.
- У вас у каждого внутри есть тот внутренний голос, который мы называем совестью. Умейте слушать его. Тренируйте его. Ведь ты рожден человеком, но человеком надо стать.
- Выбирайте сами, что лучше: Сказать правду, поступить по совести и сохранить чистоту души, или соврать, может об этом никто не узнает, но в вашей душе останется это…(показываю на пепел)
- Предлагаю заполнить таблицу и ответить на вопросы. Вы вначале урока писали о себе скажите, изменилось ли ваше мнение, нужно ли вам работать над собой, чтобы стать лучше?
Вопрос | Знаю | Хочу знать | Узнал |
Что такое совесть? | | | |
Нужна ли человеку совесть? | | | |
Что значит поступать по совести? | | | |
Какая совесть бывает чиста? | | | |
7