Автор: Харина Е.В. учитель начальных классов 1 категории.
Школа: «Гимназия № 26» , г.Миасс
Класс: 4
Предмет: ОРКСиЭ
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Тема урока: Священные сооружения
Тип урока: Обобщение
Виды деятельности: беседа, сообщения учащихся, работа с ИКТ, текстом, словарная работа, работа в группах, составление ответа по алгоритму, работа по составлению сравнительной таблицы с использованием новых понятий, проверка работы по эталону.
Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Задачи:
1. Формировать представления школьников о культурном наследии;
2. Познакомить с особенностями священных сооружений;
3. Способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию;
4. Воспитывать толерантность;
5. Воспитывать устойчивый интерес к получению новых знаний о достопримечательностях родного края;
6. Вырабатывать умения работать с любыми источниками информации;
7. Развивать эстетический вкус;
8. создать условия для формирования УУД:
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
1. Познакомить с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений;
2. Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – синагоге, храме, мечети;
3. Научить различать священные сооружения различных религий по архитектурным особенностям;
4. Проводить параллели между различными религиозными культурами;
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные: организовывать свои действия: ставить перед собой цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат;
2. Познавательные: работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её; устанавливать причинно-следственные связи; преобразовывать из одной формы в другую;
3. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать с разными людьми: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать.
Личностные результаты:
1. Развивать умения выражать свои эмоции.
2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предварительная подготовка к уроку учащихся
Ребята разделились на четыре группы (по названиям четырех религий: ислам, христианство, иудаизм, буддизм) по желанию, повторили правила работы в группах, распределили обязанности.
Дома учащиеся должны были:
1. Изучить самостоятельно и рассказать родителям о священных сооружениях.
2. Найти материал интернет-ресурсов по данной теме, изучить.
3. Найти и подобрать картинки к уроку, учитывая задание своей группы.
4. Подготовить краткое сообщение по теме.
Оборудование:
1. мультимедийная презентация по теме урока, интерактивная доска.
2. таблицы для самостоятельного заполнения;
Основные термины и понятия:
синагога, менора, храм, колокольня, алтарь, иконостас, фреска, мечеть, минарет, михраб.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (Фрагмент)
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учеников |
1.Актуализация опорных знаний. | « Выбор изображения» - Что вы видите на экране? 1) На доске иллюстрации с изображением священных сооружений разных религий. Нужно соотнести изображение с названием религии. | Сооружения разных религий. 1) Рассматривают иллюстрации. Проверяют правильность на интерактивной доске. |
2.Постановка и формулировка проблемы | Организует работу определению темы урока, выявлению проблем и постановке целей. Учитель: Давайте узнаем, как называются эти сооружения одним словом. Для этого составим слово из букв на доске. ЯСВЕЩННЕО Учитель: - Сформулируйте тему урока? Запись темы урока на доске: «Священные сооружения» Сформулируем задачи урока. - Что вы знаете о священных сооружения? - Что бы вы хотели узнать о них? 1. Узнаем больше о священных сооружениях мировых религий. - Скажите, священные сооружения разных религий имеют одинаковый внешний вид? Чему мы должны научиться? 2. Научимся распознавать священные сооружения. - Когда человек решил посетить священное сооружение, о чем ему необходимо знать? Сформулируйте третью задачу урока. 3. Вспомним о правилах поведения в священных сооружениях. | Учащиеся высказываются, делятся своими знаниями. Мы знаем, что у каждой религии свое священное сооружение. Ответы учащихся, формулирую задачи урока. |
3. Решение проблемы | -С какими религиями народов мира мы уже знакомы? -Предварительно вы были разделены на группы, и каждая получила задание: проработать материал учебника, интернет -ресурсов, подготовить сообщение - Предлагаю вам поделиться друг с другом новыми знаниями, которые приобрели вы, работая в группах, самостоятельно, с родителями. - Задание группам: во время выступлений заполнить таблицы, которые вы получили. Выделить общие правила поведения в священных сооружениях разных религий. Каждая группа получает табличку, куда надо записать самое главное. Вывод: Проверим выполнение задания по эталону. О каких священных сооружениях мы говорили? Какие общие правила поведения в священном сооружении вы выделили? | Учащиеся прикрепляют к доске таблички: Иудаизм, христианство, ислам, Работа по группам. Подготовленные учащиеся из групп рассказывают о священном сооружении своей группы по план-заданию. (Аналогично работает каждая группа, сопровождая рассказ показом презентацией.) |
4. Применение знаний и умений | 1. Интерактивная игра «Угадай что это?» Нужно отгадать загадки (названием священного сооружения). 1. Этот дом - не просто дом. Он красивый и с крестом. Золотые купола. Звонкие колокола. Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин. Кто-то с мамой, кто один Помолиться в этот дом Ходит в трепете святом По утрам и вечерам... Это - православный храм! 2. Что за дом стоит пред нами с месяцем и куполами. ( Мечеть) 3. Здесь в праздник соберется людей много. На службу принесут с собой «Синдуру». И шествие устроят вокруг дома. Он с греческого означает «дом собраний». (Синагога) 3. Игра «Вихрь слов» (инструмент интерактивной доски – Сортировщик вихрей). - Проверим, как вы запомнили новые слова. Для вас на доске интерактивная игра «Вихрь слов». Первый вихрь – синагога, второй – храм. Вам нужно распределить слова, находящиеся внизу в нужный вихрь (соответствующее священное сооружение). Если слово не относится к данному священному сооружению, то оно вылетает назад. 4. Сочетание изображений. Вывод: Давайте обобщим и сделаем вывод. - Скажите священные сооружения разных религий одинаковы? - Мы можем сказать, что священное сооружение одной религии лучше остальных? - Подумайте о чем говорят нам эти строки: И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом» (из «Повести временных лет»). | Работают у доски. Учащиеся по очереди подходят к доске и отправляют выбранное слово в нужный вихрь. 1. Нет, у каждой религии существует свое священное сооружение, внешний вид и название у них разные. Но есть одинаковые правила поведения. 2. Мы не можем сказать, что священное сооружение одной религии лучше или хуже остальных. Потому что каждое сооружение красиво и особенно по - своему. 3. Здесь говорится о священных сооружениях. На земле нет ничего лучше и удивительнее священных сооружений. |
5. Подведение итогов | Организует подведение итогов урока. Учитель: - Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь? - Что вы расскажете дома об уроке? Что нового узнали? чему научились? | Учащиеся отвечают: Я узнал… Я научился… Я хочу больше узнать о… |
6. Рефлексия | Организует рефлексию с помощью интерактивной доски, используя клонирование: Учитель: - Перед вами «Гора познания». Вершина горы – это тема урока. Представьте себя в роли альпиниста и определите, на сколько вам удалось приблизиться к вершине. Поставьте человечка на нужное место. | |