находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;
формировать ЗОЖ.
развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;
способствовать высказыванию детьми своего мнения;
способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
развивать умение работать с разными видами информации.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Проверка домашнего задания. | Учитель предлагает игру «Объясни на примере». Учащиеся в парах или в группах получают карточки с афоризмами (о стыде, вине и извинении). Нужно не только объяснить, что он означает, но и привести пример из жизни или художественной литературы. Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме. | Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности, понимание необходимости учения. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: развитие умения адаптироваться к сложным ситуациям. Познавательные УУД: развитие умения анализировать, сопоставлять и обобщать. Регулятивные УУД: способствовать «открытию» новых знаний; создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество. Познавательные УУД: выделить и сформулировать познавательную цель, устанавливать причинно-след-ственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений. |
II. Актуализация знаний. | – Перед вами картинка с весами. На их чашах – добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у кого добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше. Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чиполлино, Золушка, Кощей Бессмертный, Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка и др. – Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? – Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль) – Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.) – О каком долге идёт речь в моих примерах? Человек отдаёт взятые в долг деньги? (Денежный долг) Врач оказывает помощь человеку на улице? (Служебный долг) Сын заботится о своих родителях? (Моральный долг) А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он может испытывать перед тем, у кого он взял в долг? (Чувство стыда, вины, угрызения совести) Уважают ли такого человека окружающие? Почему? – Молодцы! А сейчас я предлагаю вспомнить и расшифровать понятия, которые нам часто встречаются на занятиях: олз, анив, идотвонсост, робод, дыст, нотьневсвстарн, стьеч. (Зло, вина, достоинство, добро, стыд, нравственность, честь) |
III. Создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи. | – Все ли слова, которые мы расшифровали в анаграммах, вам знакомы? (Выясняется, что о понятиях «честь», «достоинство» ранее не говорили) – Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока? – Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. – Сегодня на уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему, научиться оценивать свои и чужие поступки, делать выбор. |
IV. Решение проблемы, «открытие» новых знаний. | – Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? (Ответы детей) – Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана? (Ответы детей) – Чем, например, победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? – Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки? – Запишем на доске слова, которые близки по смыслу к слову честь. Уважение, самоуважение – Какой человек заслуживает уважительного отношения? (Ответы детей) – Давайте сформулируем, что такое «честь». (Ответы детей) – Проверьте себя по словарю. (На слайде появляется определение) – Честь – честность имеют один корень. И ценились они еще в глубокой древности, о чем свидетельствует рассказ «Честный и благородный спартанец». Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить: - Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком? – Я буду им всё равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил спартанец. – Оцените ответ спартанца. (Ответы детей) – Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство». Что означает слово «достоинство»? (Ответы детей) – Любому человеку хочется, чтобы люди его уважали, считали, что он поступает по совести, верен долгу, умеет защищать свою честь. Это уважение внешнее. Чтобы человек научился уважать самого себя необходимо уважение внутреннее – достоинство. Сверьте своё высказывание по учебнику. | Регулятивные УУД: способствовать «открытию» новых знаний; создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: инициативное учебное сотрудничество; умение оформлять свои мысли в устной форме и слушать речь сверстников. Познавательные УУД: развитие умения анализировать, сопоставлять и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, моделирование, решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. |
V. Первичное закрепление. | –Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать. На доске карточки: – Соотнесите карточки так, чтобы мы смогли увидеть словесную картину Человека чести и Достойного человека. – Вспомните главный вопрос урока: «Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?» Один из возможных ответов: «Наградой человеку за хорошие поступки становится уважение людей, при этом он сам испытывает чувство собственного достоинства, уважение к себе». –Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение к самому себе). | Личностные УУД: работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность, вносить необходимые коррективы, высказывать своё предположение (контроль, коррекция, оценка). Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: развивать умение структурировать знания, умение осознанно строить высказывания; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | – Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание. Дети собирают высказывание, появляется слайд: «Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного» | Личностные УУД: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Регулятивные УУД: развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, вносить необходимые коррективы и высказывать своё предположение. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других). Познавательные: развивать у детей умение работать с разными видами информации. |
VII. Итог урока. Рефлексия. | – В.Г. Белинский считал: «Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости». – Насколько важными вы считаете чувства чести и достоинства? – Всегда ли вы можете сказать, что вас уважают окружающие и вы себя уважаете? – Что может помешать окружающим уважать человека? – Чем урок помог лично вам? – Как вы думаете, эти знания пригодятся в жизни? –Предлагаю подвести итог урока по следующей схеме: Я узнал… Я понял… Мне осталось непонятно… | Личностные УУД: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности; побудить детей к анализу собственных поступков и обсуждению приёмов воспитания нравственных качеств. Регулятивные УУД: развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, вносить необходимые коррективы и высказывать своё предположение. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других). |
VIII. Домашнее задание. | – Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства? Запишите героя и хотя бы один поступок (можно сделать рисунок) или подберите 2 – 3 пословицы о чести и достоинстве. –Спасибо за работу! | Личностные УУД: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. |