СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационные формы методической работы.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня общество предъявляет к образовательному процессу  достаточно много требований с одной целью-  содержательное обновление школы. Руководитель школы должен эффективно работать с педагогами. Как развивать педагогический коллектив?  Как выстроить методическую работу? Каким образом измерить образовательный результат?

Просмотр содержимого документа
«Организационные формы методической работы.»


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Организация методической работы строится на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планиро­вании, системном подходе, создании методической службы и управ­лении методической работой, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов.



ФОРМЫ ВЗАИМНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ГРУППА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Несколько педагогов без указания сверху, в силу профессиональ­ной необходимости и взаимного притяжения совместно готовятся к уро­кам, анализируют состояние процесса и получаемые результаты, обсуж­дают складывающиеся ситуации, проводят внеклассные мероприятия.


КРУЖОК КАЧЕСТВА

Качественная работа педагогов предполагает выход на запланиро­ванные результаты, т.е. достижение обозначенных целей в запланирован­ное время и создание наилучших условий для участия педагогов в учеб­но-воспитательном процессе. В этом случае нас интересуют РЕЗУЛЬ­ТАТ И ПРОЦЕСС. Группа педагогов, собравшись для совместной рабо­ты, определяет проблемное поле, ранжирует проблемы, планирует на­правления и содержание деятельности и возможный результат, определя­ет пути эксперимента, поиска и критерии успеха, затем начинается практическая реализация поставленных задач. Опыт показывает, что одно­временно можно выдвинуть одну - три операционные цели, поскольку размельчение и массовость целей снижает возможность для их достиже­ния. В совместно принятой программе прописываются пошаговое уча­стие каждого из членов кружка, формы представления промежуточных результатов, характер деятельности.



ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПАРА

Это не столько форма организации деятельности, сколько жанр. Однако использование потенциала дискуссионного подхода вполне привлекательно. Практически можно в режиме диалога проводить обу­чение педагогов в рамках процедуры «аквариум» (все заинтересованные лица садятся вокруг вступивших в диалог и, на первом этапе не имея права вмешиваться, внимательно слушают, затем на втором этапе про­исходит рефлексирование ситуации, т.е. обсуждение позиций сторон, аргументов, предпочтений). Диалогическая пара заранее определяет совместно с администрацией и методсоветом значимую психолого-педагогическую или дидактическую проблему и готовится к ее обсуж­дению, затем проводится публичный диалог в «аквариуме».


МАЛАЯ ГРУППА, ОБЪЕДИНЕННАЯ ЕДИНОЙ ТЕМОЙ И ИНТЕРЕСОМ

Работа в режиме малых исследовательских групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов. Малую группу нельзя создать по приказу, в нее входят те, кому интересно вместе. Администрация может стимулировать создание малых исследовательских групп, тем более что их работа может стать достоянием всего коллектива.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

В мастерских работают мастера, подмастерья, ремесленники. Главное условие деятельности педагогических мастерских - наличие мастера, который владеет важным, быть может, уникальным опытом, ме­тодиками, технологиями. Вокруг мастера возникает некая школа, некая культура, некая среда, со своими подходами, отношениями, ценностями.


МАСТЕР-КЛАСС

Это не открытый урок, это показ мастером наиболее удачно построенных элементов урока, серии уроков и других видов педаго­гической деятельности с обязательным включением участников мас­тер-класса в работу.


ГРУППА ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

Два или несколько педагогов договариваются между собой и, ес­ли это необходимо, с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе о том, что они будут посещать друг у друга уроки и внеклассные меро­приятия, совместно готовиться к урокам, обсуждать полученные ре­зультаты, проводить эксперименты, осваивать новые методики. Они также считают необходимым вести дневник деятельности и успехов.


ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА

Организация института кураторства, наставничества особенно эффективна по отношению к начинающим педагогам. У администрации нет более важной работы, чем постоянная, ежедневная работа с начи­нающими педагогами или педагогами, которые сами честно попросили о поддержке, - это, по сути, и есть реализация на практике принципа управления успехом.


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Директор уникальной школы в Самерхилле Александр Нилл ввел в практику так называемые личные уроки, что мне представля­ется достаточно интересным с точки зрения реализации идей инди­видуального воспитания.

Если у детей и педагогов нет вопросов к директору, то это может означать, что директор как личность, как профессионал не пользуется неформальным уважением и интересом. Известно, что о жизни интересного человека хочется узнать побольше, его мнение подчас может стать решающим и ситуативно, и в поиске главных линий поведения, жизненной дороги.

Недосказанность, так же, как и информационный вакуум по жизненно важным для школы вопросам, заполняется либо слухами, либо трактовками, предложенными со своей колокольни видения, что нередко бывает диаметрально противо­положно тому, что фактически задумал и делает директор школы.

Хороший директор, чтобы не пересолить кашу, не пытается влезать во все дела, участвовать во всем, командовать и вникать во все; его дело - выбрать главные точки, наиболее важные события, при этом учитывать свои возможности и способности. Когда великие Ямбург и Каспржак выступают в качестве драматургов, сценаристов, сорежиссеров, актеров, вдохновителей школьных «капустников», вечеров, концертов, спектаклей - это прекрасно, но вряд ли они бу­дут смотреться достаточно хорошо в качестве борцов с курением.

В общем ряду внутренней «связи с общественностью» дирек­тор вынужден и обязан приглашать к себе в кабинет тех, у кого есть серьезные проблемы, однако в силу разных обстоятельств он, как правило, остается недоступным для тех, кто нуждается в поддержке, ободрении, защите.

Иногда, если группа учащихся или класс в целом совершили что-то из ряда вон выходящее, их ведут в кабинет директора, и здесь летят пух и перья или же, наоборот, вступают в силу все приемы классиче­ской демагогии, когда нужно что-то замолчать, закрыть, забыть.

Но можем ли мы похвастать, что к нам «в час назначенный» рвутся с горячими глазами влюбленные в нас дети? Можем ли мы рас­считывать, что если директор даст свой домашний телефон всем педа­гогам, детям и родителям и скажет: «Любой из вас может позвонить мне, если у вас произошло самое удивительное, прекрасное событие или если на вас обрушилась неудача» - кто-то действительно позвонит ему? Достаточно ли у нас авторитета, и мы как личность так ли уж привлекательны для окружающих, чтобы они желали узнать наше мнение, мечтали бы пошептаться, обсудить, да и просто помолчать с любимым директором? Умеем ли мы хранить тайну, что с точки зре­ния многих является качеством необходимым, однако в среде педаго­гов, к сожалению, совершенно не является зазорным вспомнить или припомнить об ученике, его семье такое, что помнить нельзя?

Хорошо бы нам знать, что качество общения, климат или пого­да в школьном доме, таинственные недоговоренности, улыбка для меня, адресные комплименты, поддержка успеха, умение увидеть, почувствовать, услышать другого и подсказать, помочь, ободрить, если тебя об этом попросили, - вот главное в школьной жизни детей.

Все это в той же мере распространяется и на педагогов, особен­ность работы которых связана с большими затратами душевных сил, при этом повторность, внешнее однообразие, накапливающаяся усталость, вместе с тем что и школа, как всякая организация, поддается законам ста­рения и уже через какие-нибудь три - пять лет то, что казалось привлека­тельным и новым, уже становится предсказуемо обыденным.

Педагог, испытывая значительные перегрузки, ищет возможности рассказать кому-то о своих переживаниях, но друзья относятся к этому педагогическому сумасшествию с некоей долей иронии и плохо скры­ваемого безразличия, а домашние уже давно устали от однообразия пе­дагогических сюжетов. В конце концов, как писал Ф.М. Достоевский, всякому человеку надобно, чтобы ему было куда пойти, чтобы его где-то ждали. И кому как не мудрому администратору, способному понять и оценить, готовому приложить наибольшие усилия для преодоления однообразия и профессиональной усталости, любезно и доподлинно тонкие движения педагогической души, усердно и профессионально умеющему выслушать, понять и помочь кому - как не администратору держать открытыми двери для доверительного разговора.



ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Организация не показной, неформальной деятельности мето­дических объединений с точным осмыслением того, чем они могли бы заниматься, как организовать эту работу, как сделать ее полезной, заметной и постоянно поощряемой, - эта задача должна постоянно решаться администрацией школы совместно с педагогами школы. Не менее важно знать, что методические объединения - это доброволь­ные профессиональные организации педагогов, и странное отноше­ние к ним, выражающееся в вечном желании педагогических адми­нистраторов все заставить крутиться в нужном направлении и в со­ответствии с их требованиями и вкусами, не имеет под собой сколь­ко-нибудь серьезных оснований. Нужно не мучить методобъединения планами, отчетами, разработкой каких-то программ, бесконеч­ным контролем над ними - важнее создать такую педагогическую среду, в которой педагоги сами были бы заинтересованы в поиске наилучших условий, форм, методов и содержания обучения.

АНКЕТА (для членов методобъединений)

Оцените полезность вашего участия в работе и пользу для вас, поставив одну из возможных оценок (да, не совсем так, пожалуй что так, нет):

1. Я рассматриваю участие в работе методобъединения как не­нужную обузу.

2. Я вполне обойдусь без взаимодействия с педагогами родст­венных предметов.

3. У меня нет желания и особенно нечем поделиться с коллегами.

4. Я замечаю фактическое безразличие администрации к работе методобъединения.

5. План и содержание деятельности методобъединения наду­манны, предложенная сверху методическая тема абсолютно неинтересна.

6. Я не знаю, как изменить или улучшить работу методобъеди­нения.

7. Наше методобъединение - это пустая говорильня, и если бы администрация не требовала, не настаивала, не запугивала, мы бы давно разбежались.

8. В нашем методобъединений никогда не обсуждается главное -как сделать жизнь ребенка на уроке и вне его интересной, значительной, как облегчить его труд, как увлечь и заинтере­совать. В основном мы готовим никчемные недели и месяч­ники и лихорадочно пишем пустые бумаги для отчета и в связи с аттестацией.

9. Я считаю, что методобъединение следует:

  • распустить;

  • оставить;

  • подвергнуть серьезному пересмотру его деятельность;

  • заменить председателя.

10. Я знаю (нужное подчеркнуть):

  • что нужно делать, чтобы методобъединение работало хо­рошо;

  • как организовать работу методобъединения;

  • как сделать, чтобы каждый член методобъединения получал от участия в его деятельности ощутимую пользу;

  • что ничего изменить невозможно.

11. Хотели бы вы быть председателем методобъединения?


Методическое объединение создается в таком составе и при таком наборе предметов, которые с точки зрения педагогов необхо­димы и достаточны для успешной работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!