ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Организация методической работы строится на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, создании методической службы и управлении методической работой, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов.
ФОРМЫ ВЗАИМНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУППА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Несколько педагогов без указания сверху, в силу профессиональной необходимости и взаимного притяжения совместно готовятся к урокам, анализируют состояние процесса и получаемые результаты, обсуждают складывающиеся ситуации, проводят внеклассные мероприятия.
КРУЖОК КАЧЕСТВА
Качественная работа педагогов предполагает выход на запланированные результаты, т.е. достижение обозначенных целей в запланированное время и создание наилучших условий для участия педагогов в учебно-воспитательном процессе. В этом случае нас интересуют РЕЗУЛЬТАТ И ПРОЦЕСС. Группа педагогов, собравшись для совместной работы, определяет проблемное поле, ранжирует проблемы, планирует направления и содержание деятельности и возможный результат, определяет пути эксперимента, поиска и критерии успеха, затем начинается практическая реализация поставленных задач. Опыт показывает, что одновременно можно выдвинуть одну - три операционные цели, поскольку размельчение и массовость целей снижает возможность для их достижения. В совместно принятой программе прописываются пошаговое участие каждого из членов кружка, формы представления промежуточных результатов, характер деятельности.
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПАРА
Это не столько форма организации деятельности, сколько жанр. Однако использование потенциала дискуссионного подхода вполне привлекательно. Практически можно в режиме диалога проводить обучение педагогов в рамках процедуры «аквариум» (все заинтересованные лица садятся вокруг вступивших в диалог и, на первом этапе не имея права вмешиваться, внимательно слушают, затем на втором этапе происходит рефлексирование ситуации, т.е. обсуждение позиций сторон, аргументов, предпочтений). Диалогическая пара заранее определяет совместно с администрацией и методсоветом значимую психолого-педагогическую или дидактическую проблему и готовится к ее обсуждению, затем проводится публичный диалог в «аквариуме».
МАЛАЯ ГРУППА, ОБЪЕДИНЕННАЯ ЕДИНОЙ ТЕМОЙ И ИНТЕРЕСОМ
Работа в режиме малых исследовательских групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов. Малую группу нельзя создать по приказу, в нее входят те, кому интересно вместе. Администрация может стимулировать создание малых исследовательских групп, тем более что их работа может стать достоянием всего коллектива.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
В мастерских работают мастера, подмастерья, ремесленники. Главное условие деятельности педагогических мастерских - наличие мастера, который владеет важным, быть может, уникальным опытом, методиками, технологиями. Вокруг мастера возникает некая школа, некая культура, некая среда, со своими подходами, отношениями, ценностями.
МАСТЕР-КЛАСС
Это не открытый урок, это показ мастером наиболее удачно построенных элементов урока, серии уроков и других видов педагогической деятельности с обязательным включением участников мастер-класса в работу.
ГРУППА ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ
Два или несколько педагогов договариваются между собой и, если это необходимо, с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе о том, что они будут посещать друг у друга уроки и внеклассные мероприятия, совместно готовиться к урокам, обсуждать полученные результаты, проводить эксперименты, осваивать новые методики. Они также считают необходимым вести дневник деятельности и успехов.
ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА
Организация института кураторства, наставничества особенно эффективна по отношению к начинающим педагогам. У администрации нет более важной работы, чем постоянная, ежедневная работа с начинающими педагогами или педагогами, которые сами честно попросили о поддержке, - это, по сути, и есть реализация на практике принципа управления успехом.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Директор уникальной школы в Самерхилле Александр Нилл ввел в практику так называемые личные уроки, что мне представляется достаточно интересным с точки зрения реализации идей индивидуального воспитания.
Если у детей и педагогов нет вопросов к директору, то это может означать, что директор как личность, как профессионал не пользуется неформальным уважением и интересом. Известно, что о жизни интересного человека хочется узнать побольше, его мнение подчас может стать решающим и ситуативно, и в поиске главных линий поведения, жизненной дороги.
Недосказанность, так же, как и информационный вакуум по жизненно важным для школы вопросам, заполняется либо слухами, либо трактовками, предложенными со своей колокольни видения, что нередко бывает диаметрально противоположно тому, что фактически задумал и делает директор школы.
Хороший директор, чтобы не пересолить кашу, не пытается влезать во все дела, участвовать во всем, командовать и вникать во все; его дело - выбрать главные точки, наиболее важные события, при этом учитывать свои возможности и способности. Когда великие Ямбург и Каспржак выступают в качестве драматургов, сценаристов, сорежиссеров, актеров, вдохновителей школьных «капустников», вечеров, концертов, спектаклей - это прекрасно, но вряд ли они будут смотреться достаточно хорошо в качестве борцов с курением.
В общем ряду внутренней «связи с общественностью» директор вынужден и обязан приглашать к себе в кабинет тех, у кого есть серьезные проблемы, однако в силу разных обстоятельств он, как правило, остается недоступным для тех, кто нуждается в поддержке, ободрении, защите.
Иногда, если группа учащихся или класс в целом совершили что-то из ряда вон выходящее, их ведут в кабинет директора, и здесь летят пух и перья или же, наоборот, вступают в силу все приемы классической демагогии, когда нужно что-то замолчать, закрыть, забыть.
Но можем ли мы похвастать, что к нам «в час назначенный» рвутся с горячими глазами влюбленные в нас дети? Можем ли мы рассчитывать, что если директор даст свой домашний телефон всем педагогам, детям и родителям и скажет: «Любой из вас может позвонить мне, если у вас произошло самое удивительное, прекрасное событие или если на вас обрушилась неудача» - кто-то действительно позвонит ему? Достаточно ли у нас авторитета, и мы как личность так ли уж привлекательны для окружающих, чтобы они желали узнать наше мнение, мечтали бы пошептаться, обсудить, да и просто помолчать с любимым директором? Умеем ли мы хранить тайну, что с точки зрения многих является качеством необходимым, однако в среде педагогов, к сожалению, совершенно не является зазорным вспомнить или припомнить об ученике, его семье такое, что помнить нельзя?
Хорошо бы нам знать, что качество общения, климат или погода в школьном доме, таинственные недоговоренности, улыбка для меня, адресные комплименты, поддержка успеха, умение увидеть, почувствовать, услышать другого и подсказать, помочь, ободрить, если тебя об этом попросили, - вот главное в школьной жизни детей.
Все это в той же мере распространяется и на педагогов, особенность работы которых связана с большими затратами душевных сил, при этом повторность, внешнее однообразие, накапливающаяся усталость, вместе с тем что и школа, как всякая организация, поддается законам старения и уже через какие-нибудь три - пять лет то, что казалось привлекательным и новым, уже становится предсказуемо обыденным.
Педагог, испытывая значительные перегрузки, ищет возможности рассказать кому-то о своих переживаниях, но друзья относятся к этому педагогическому сумасшествию с некоей долей иронии и плохо скрываемого безразличия, а домашние уже давно устали от однообразия педагогических сюжетов. В конце концов, как писал Ф.М. Достоевский, всякому человеку надобно, чтобы ему было куда пойти, чтобы его где-то ждали. И кому как не мудрому администратору, способному понять и оценить, готовому приложить наибольшие усилия для преодоления однообразия и профессиональной усталости, любезно и доподлинно тонкие движения педагогической души, усердно и профессионально умеющему выслушать, понять и помочь кому - как не администратору держать открытыми двери для доверительного разговора.
ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Организация не показной, неформальной деятельности методических объединений с точным осмыслением того, чем они могли бы заниматься, как организовать эту работу, как сделать ее полезной, заметной и постоянно поощряемой, - эта задача должна постоянно решаться администрацией школы совместно с педагогами школы. Не менее важно знать, что методические объединения - это добровольные профессиональные организации педагогов, и странное отношение к ним, выражающееся в вечном желании педагогических администраторов все заставить крутиться в нужном направлении и в соответствии с их требованиями и вкусами, не имеет под собой сколько-нибудь серьезных оснований. Нужно не мучить методобъединения планами, отчетами, разработкой каких-то программ, бесконечным контролем над ними - важнее создать такую педагогическую среду, в которой педагоги сами были бы заинтересованы в поиске наилучших условий, форм, методов и содержания обучения.
АНКЕТА (для членов методобъединений)
Оцените полезность вашего участия в работе и пользу для вас, поставив одну из возможных оценок (да, не совсем так, пожалуй что так, нет):
1. Я рассматриваю участие в работе методобъединения как ненужную обузу.
2. Я вполне обойдусь без взаимодействия с педагогами родственных предметов.
3. У меня нет желания и особенно нечем поделиться с коллегами.
4. Я замечаю фактическое безразличие администрации к работе методобъединения.
5. План и содержание деятельности методобъединения надуманны, предложенная сверху методическая тема абсолютно неинтересна.
6. Я не знаю, как изменить или улучшить работу методобъединения.
7. Наше методобъединение - это пустая говорильня, и если бы администрация не требовала, не настаивала, не запугивала, мы бы давно разбежались.
8. В нашем методобъединений никогда не обсуждается главное -как сделать жизнь ребенка на уроке и вне его интересной, значительной, как облегчить его труд, как увлечь и заинтересовать. В основном мы готовим никчемные недели и месячники и лихорадочно пишем пустые бумаги для отчета и в связи с аттестацией.
9. Я считаю, что методобъединение следует:
10. Я знаю (нужное подчеркнуть):
что нужно делать, чтобы методобъединение работало хорошо;
как организовать работу методобъединения;
как сделать, чтобы каждый член методобъединения получал от участия в его деятельности ощутимую пользу;
что ничего изменить невозможно.
11. Хотели бы вы быть председателем методобъединения?
Методическое объединение создается в таком составе и при таком наборе предметов, которые с точки зрения педагогов необходимы и достаточны для успешной работы.