Организация парно-групповой работы на уроках русского языка и литературы.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Куренковой Н.В.
Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два.
Как сделать так, чтобы сильные не сидели без дела, не топтались на месте, а учащиеся средних способностей не только не отставали, но и поверили в свои силы, почувствовали интерес к предмету.
Поэтому психологи считают наиболее эффективной учебную деятельность, организованную по групповому принципу.
В связи с этим при формировании учебных групп и непосредственной работе с ними учитель должен учитывать целы ряд самых разнообразных факторов.
1. Подбор состава учебной группы целесообразно осуществлять с учетом уровня реальных знаний школьников и их успеваемости, зафиксированной не только в журналах и дневниках, но и в сознании их одноклассников. В то же время не вызывает сомнения и тот факт, что даже таких важных данных, как успеваемость, недостаточно для решения вопросов, связанных с персональным комплектованием группы. Педагог должен учесть характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.
2. Выбор лидера, ответственного за работу в группе.
Это не обязательно должен быть отличник, т.к. исследования показали, что отличники склонны к обособлению в учебной деятельности, поэтому лидером должен быть авторитетный ученик.
Лидер и его группа (обычно 4-5) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
3) Какие виды работ можно решить в группе? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность
Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д.
И в младшем, и в среднем звене очень часто работаем в группе с текстом. Задание здесь может быть и общим, и разной трудности, где каждый выполняет свою работу, но результат (оценка) зависит от каждого. Консультант еще должен проверить выполненное, прежде чем сдаст текст учителю.
Например, в 8 классе, изучая тему «Вводные слова», учащиеся получили следующие задания по тексту из рассказа Тургенева «Певцы».
- Какие значения вносят вводные слова?
- Построить схему 1 предложения?
- Расставить знаки препинания и сделать пунктуационный разбор всего текста.
Роли в группе
Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
· чтец читает вслух;
· секретарь - записывает что-то от лица группы;
· докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
· хронометрист следит за временем.
Формы организации работы в группе
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.
Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд.
Основные противопоказания при организации групповой работы.
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.
Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.
Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками.
Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы.
. В первую очередь хвалю группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.