СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация парно-групповой работы на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  данной разработке представлен теоретинчксий и практический материал по организации парно-групповой работы на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Организация парно-групповой работы на уроках русского языка и литературы.»

Организация парно-групповой работы на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Куренковой Н.В.

Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два.

Как сделать так, чтобы сильные не сидели без дела, не топтались на месте, а учащиеся средних способностей не только не отставали, но и поверили в свои силы, почувствовали интерес к предмету.

Поэтому психологи считают наиболее эффективной учебную деятельность, организованную по групповому принципу.

В связи с этим при формировании учебных групп и непосредственной работе с ними учитель должен учитывать целы ряд самых разнообразных факторов.

1. Подбор состава учебной группы целесообразно осуществлять с учетом уровня реальных знаний школьников и их успеваемости, зафиксированной не только в журналах и дневниках, но и в сознании их одноклассников. В то же время не вызывает сомнения и тот факт, что даже таких важных данных, как успеваемость, недостаточно для решения вопросов, связанных с персональным комплектованием группы. Педагог должен учесть характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.

2. Выбор лидера, ответственного за работу в группе.

Это не обязательно должен быть отличник, т.к. исследования показали, что отличники склонны к обособлению в учебной деятельности, поэтому лидером должен быть авторитетный ученик.

Лидер и его группа (обычно 4-5) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

3) Какие виды работ можно решить в группе? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность

Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д.

И в младшем, и в среднем звене очень часто работаем в группе с текстом. Задание здесь может быть и общим, и разной трудности, где каждый выполняет свою работу, но результат (оценка) зависит от каждого. Консультант еще должен проверить выполненное, прежде чем сдаст текст учителю.

Например, в 8 классе, изучая тему «Вводные слова», учащиеся получили следующие задания по тексту из рассказа Тургенева «Певцы».

- Какие значения вносят вводные слова?

- Построить схему 1 предложения?

- Расставить знаки препинания и сделать пунктуационный разбор всего текста.



Роли в группе

Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

·  чтец читает вслух;

·  секретарь - записывает что-то от лица группы;

·  докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

·  хронометрист следит за временем.

Формы организации работы в группе

   Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

    Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд.

Основные противопоказания при организации групповой работы.

Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.

Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.

   Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.

Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками.

   Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы.

. В первую очередь хвалю группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!