Титенко Ю.В., учитель-дефектолог, логопед высшей
квалификационной категории.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Проблемы, связанные с включением ребёнка – инвалида в школьное пространство по месту жительства:
- наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде;
- недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
- отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации;
- отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком;
- неготовность широкой общественности признавать право ребенка на получение его образования в среде своих сверстников без инвалидности;
- полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Дети, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) интегрированному обучению в общеобразовательных учреждениях:
- имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития;
- имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);
- имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);
- имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;
- ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Дети, подлежащие интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы
(при наличии соответствующих условий) :
- имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
- имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
- имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
- имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Условия организации успешного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях:
- создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию;
- специальная подготовка и переподготовка педагогов общеобразовательных учреждений;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен:
- посадить ребенка за первую парту;
- не поворачиваться спиной к обучающемуся;
- чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;
- проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
- разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
- широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Учитель, обучающий ребёнка с нарушением зрения в общеобразовательном классе, должен:
- чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой;
- учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников;
- проводить физкультурные паузы. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, так как эти упражнения им противопоказаны;
- размещать слабовидящих детей ближе к естественному источнику света.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Учитель обучающий ребенка с ОВЗ в общеобразовательном классе должен:
- следить за успеваемостью обучающихся;
- посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
- поддерживать детей;
- развивать в них положительную самооценку;
- корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
- разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
- требовать структурирования действий при делении и умножении чисел .
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Общие принципы и правила коррекционной работы .
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются :
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, входит:
- диагностика уровня развития ребенка;
- составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка:
- отслеживание динамики развития ребенка;
- взаимодействие со специалистами и родителями;
- охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;
- реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
- этим значком отмечается особенность выполнения заданий детьми с ЗПР
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Поурочное планирование в классе интегрированного обучения для детей с ЗПР и «нормой».
№
Этапы урока
1
Примечания
Мобилизация внимания учащихся
2
Проверка домашнего задания
Запись числа, настрой на работу
3
Актуализация знаний
Построить незамкнутую самопересекающуюся ломаную ABCD
Построить незамкнутую самопересекающуюся ломаную NLKP
Построить ломаную TSOK незамкнутую и не самопересекающуюся .
4
Закрепление изученного материала
Решение задач
№ 107 (на доске)
№ 108 (самостоятельно)
- составление краткой записи
- этим значком отмечается особенность выполнения заданий детьми с ЗПР.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Поурочное планирование в классе интегрированного
обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью и «нормой».
№
Этапы урока
I
Мобилизация внимания учащихся
Веселый прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.
II
Устный счет
коррекционно-развивающая программа
Веселые задачки
Шла овчарка по дорожке
У нее четыре ножки.
Ей навстречу черный дог.
Сколько всех собачьих ног?
специальная (коррекционная) программа
III
Письмо цифр 5,8
Сообщение цели урока
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
IV Работа по теме.
8, 2, 12, 20, 7, 47, 4, 16, 40, 2
На какие две группы можно разделить эти числа (однозначные/двузначные, четные/нечетные)
коррекционно-развивающая программа
специальная (коррекционная) программа
Бабушка связала 16 варежек и раздала их внукам. Сколько внуков у бабушки?
Возьмите рисунок, на котором нарисованы варежки. Можно ли сразу сказать четное или нечетное количество варежек нарисовано? А как можно это узнать? (Пересчитать или соединить варежки парами)
Сколько пар варежек получилось? (8) сколько варежек на левую руку? Давайте составим задачи.
Бабушка связала 16 варежек. Из них 6 варежек для внучек, а остальные для внуков. Сколько внуков у бабушки?
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Коррекционно-развивающие цели урока :
- совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие основных мыслительных операций:
- развитие различных видов мышления:
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)
- развитие речи, овладение техникой речи.
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Пример постановки коррекционно-развивающей цели:
1) Развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении; 2) Корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Критерии оценивания письменных работ учащихся начальной школы .
Отметка
Программы общеобразовательной школы
«5»
«4»
Не ставится при трех исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид). Начальные классы
Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные
Нет орфографических ошибок; допустимо 1 исправление и 1—2 дисграфические ошибки
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1—4 классы
Нет ошибок
Допущены 1-3 орфографические ошибки и не более 2— 3 дисграфических ошибки
Допущены 1-2
орфографические
ошибки
Нет ошибок
Допущены 1—3 ошибки
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Критерии оценивания письменных работ учащихся начальной школы .
«3»
Допущены 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических
«2»
Допущены 5-6 орфографических ошибок и не более 4— 5 дисграфических ошибок
Допущены 5-8 орфографических ошибок
«1»
Допущены 3—5 ошибок
Допущено более 8 орфографических ошибок
Допущены 8—9 орфографических ошибок и более 4 дисграфических ошибок
Допущено 4—5 ошибок
Допущено более 5 ошибок
—
Допущены 6—8 ошибок
Допущено более 8 ошибок
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
Критерии оценивания заданий учащихся по математике начальной школы .
От-мет-ка
Программы общеобразо-вательной школы;
«5»
«4»
Нет ошибок
Программы специаль-ных (коррекционных) образовательных уч-реждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы
1-2не грубые ошибки
Нет ошибок
Программы специаль-ных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1―4 классы
Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему,так и по предыдущему материалу; не более 1 недочета
1-2 не грубые ошибки
Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочета по пройденному материалу
Нет ошибок
2-3 не грубые ошибки
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения.
«3»
2-3 ошибки; 3-4 не грубые ошибки, но ход решения задачи верен.
«2»
2-3 ошибки; 3-4 не грубые ошибки, но ход решения задачи верен.
Более 4 грубых ошибок, не решена задача
«1»
Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 8 недочетов по пройденному материалу
Более 4 грубых ошибок, не решена задача
Задание не выполнено
Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из 2 составных задач, хотя и с не грубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий
Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу
Полностью не усвоил программный материал
Выполнено не менее половины заданий, не решена задача
Не выполнил задания, не приступал к решению задачи