Просмотр содержимого документа
«Организация и содержание методического уголка по профориентации»
Организация и содержание работы методического кабинета (уголка)
1. Заведование кабинетом (уголком) возлагается директором школы (МУПК) на заместителя директора по воспитательной работе.
2. Основными направлениями работы с учащимися и их родителями являются:
- информирование о профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства, пропаганда востребованных на рынке труда профессий;
- изучение с привлечением специалистов и с использованием современных методов и средств профдиагностики профессионально важных качеств школьников;
- коллективные и индивидуальные, с участием психологов и медицинских работников, консультации по вопросам выбора профессии, трудоустройства;
- организация встреч с работниками предприятий, организаций, хозяйств, с учащимися, студентами и преподавателями учебных заведений.
Для того чтобы программа профориентационной работы в школе представляла собой упорядоченную систему мероприятий, позволяла включать профориентационную работу в учебные предметы и способствовала переносу профориентации с периферии школьной деятельности к центру, предлагаем схему для ее разработки.
Схема: Система работы школы по профориентации учащихся и профессиональному просвещению
| Средние классы | Старшие классы |
1 | Показать как материал отдельных учебных предметов и владение навыками его применения используются в различных видах трудовой деятельности | Дифференциация основных профессий (специальностей) в соответствии с интересами, склонностями и способностями индивида |
2 | Помочь учащимся понять мир профессий и мир труда | Научить учащихся оценивать взаимосвязь между системой личностных характеристик и требованиями мира труда и помочь понять, каким образом это может повлиять на их будущее |
3 | Учащиеся понимают информацию, полученную в соответствии с выбранным методом, могут ее интерпретировать | Учащиеся в состоянии сформулировать свои профессиональные планы, которые соответствуют их интересам |
4 | Наблюдение, консультирование (индивидуальное и групповое), тестирование (индивидуальное и групповое), соотношение результатов контрольных и экспериментальных групп, сочинения, доклады и др. | Наблюдение, консультирование (индивидуальное и групповое), тестирование (индивидуальное и групповое), сравнение результатов контрольных и экспериментальных групп, результаты проф. групп |
Объединение основных характеристик профориентационных мероприятий, организуемых и проводимых для разных возрастных групп учащихся, с их направленностью позволяет систематизировать профориентационную работу в классной и внеклассной работе, конкретизирует тематику мероприятий и их содержание, устанавливает требуемую периодичность и последовательность.
Программа профориентационной работы в школе, специфична тем, что:
она ориентирует учащихся и педагогов на все источники профинформации, имеющиеся в школе и вне ее;
необходимую информацию учащиеся и педагоги получают от специалистов различных служб и учреждений;
кроме систематических профориентационных мероприятий, проводимых в школе, учащиеся занимаются самостоятельным поиском - посещают внешкольную службу профессиональной ориентации, получают консультации у специалистов, проходят диагностику психофизиологических особенностей, вносят коррективы в свои индивидуальные планы в соответствии с полученными сведениями;
учащиеся проверяют объективность своего профессионального плана в реальных условиях трудовой деятельности.
Структура позволяет объединять усилия различных специалистов, открыта для выбора и включения в деятельность наиболее эффективных методов; в ней заложен отказ от практики принятия решения за учащихся и поощряется самостоятельность.
Профориентационной работе предстоит занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся - с нуждами всего общества, настоящее учащихся - с их будущим.
3. Основными направлениями работы с педагогическим коллективом являются:
координация работы классных руководителей, учителей-предметников, социально-психологических работников, воспитателей групп продленного дня, руководителей кружков, секций, трудовых объединений школьников, мастеров производственного обучения, работников народного хозяйства, привлекаемых к трудовой подготовке учащихся, оказание им организационной и методической помощи;
содействие укреплению сотрудничества школы с межшкольным учебно-производственным комбинатом, профессиональными учебными заведениями, территориальным центром профориентации молодежи в области профориентации;
организация для учителей встреч с работниками народного хозяйства, профессиональных учебных заведений, экскурсий на производство, ознакомление их с передовым опытом работы по профессиональной ориентации школьников;
участие в подготовке предложений по определению профилей и профессий трудовой подготовки школьников, в комплектовании учебных групп для профильного обучения учащихся, в подготовке рекомендаций по профориентации в процессе общественно-полезного труда, трудового и профессионального обучения, всей учебно-воспитательной работы.
Материальные ценности кабинета находятся на ответственном хранении у заведующего кабинетом. Он ведет учет этих ценностей и осуществляет их списание в установленном порядке.
Основные задачи кабинета
Профессиональное просвещение школьников, их родителей, учителей, организация широкой пропаганды нужных городскому и районному хозяйству рабочих профессий.
Ознакомление учащихся с условиями получения профессий в различных типах учебных заведений.
Методическая помощь педагогическому коллективу в изучении профнамерений школьников для дальнейшего развития интересов, склонностей и способностей учащихся через кружки, факультативы, группы интересов и т.д.
Организация процесса познания старшеклассниками своих склонностей, индивидуальных особенностей личности (темперамента, характера, способностей), важных при выборе профессии.
Оказание методической помощи учащимся выпускных классов в принятии решения о выборе профессионального и жизненного пути, содействие выбору профессии.
Регулярное проведение экскурсий учащихся на производственные предприятия и в учебные заведения различных типов, посещение «Дней открытых дверей» в учебных заведениях города, конкурсы мастерства профессий, «Дни (недели) профессий», круглые столы «Моё будущее», организационно-деловые игры «Мои жизненные планы» и т.д.
Оказание консультативной помощи родителям в руководстве выбором профессии их детьми. Проведение индивидуальных и групповых справочно-информационных консультаций для родителей.
Педагогическое и психологическое просвещение родителей, учителей и других лиц, содействующих учащимся в выборе профессии.
Основные функции кабинета
Кабинет по профориентации должен быть методическим центром профориентационной работы в школе и осуществлять внедрение новейших достижений в области профориентации в практику работы учителей и администрации школы.
Кабинет по профориентации должен быть материальной базой профинформационной, профвоспитательной, профдиагностической и профконсультационной работы в школе.
Кабинет по профориентации должен оказывать информационно-справочные услуги учащимся, учителям, родителям, специалистам, ответственным за профориентационную работу.
Кабинет по профориентации должен выявлять интересы и склонности учащихся.
Кабинет по профориентации может составлять описание профессий и разрабатывать профессиограммы в соответствии с требованиями рынка труда данного региона.