СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационный аспект урока в формировании адекватного учебного поведения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организационный аспект урока в формировании адекватного учебного поведения младших школьников.»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные образовательные программы

«Школа-интернат № 11»














Организационный аспект урока

в формировании адекватного учебного поведения

младших школьников.












Подготовила:

учитель начальных классов Хмеловская Е.В.















р.п. Ванино

2022 г.

Самой первой задачей обучения детей с ОВЗ является формирование «учебного поведения». Под «учебным поведением» мы понимает - адекватное реагирование ребенка на предъявляемые ему требования, умение использовать им предлагаемые пособия и игрушки по назначению.

Если ребенок смотрит в сторону говорящего, понимает обращенную к нему речь, отвечает на просьбы и требования взрослого адекватно, выполняет инструкции и отвечает на вопросы, в этом случае можно считать его поведение учебным. Если ребенок не реагирует на слова, не поворачивается к Вам, не делает то, о чем вы его просите, в этом случае мы можем говорить о несформированности учебного поведения.

Умение адекватно оперировать игрушками и учебными материалами, также оценивается на основании социальных стандартов поведения ребенка с нормой психического развития и определяется обычно «от противного». Например, если ребенок вместо того, чтобы открыть книгу, перелистывает все страницы, то данное поведение не является учебным.

Направления формирования учебного поведения у детей:

• формирование социального поведения (конкретного социально-бытового действия или умения);

• формирование и расширение импрессивного словаря;

• формирование умения ждать;

• формирование умения ориентироваться во времени и беречь его;

• формирование умения «рабочая зона»;

• формирование умения доводить начатое дело до конца;

• формирование умения копировать, списывать с доски

Теперь более подробно каждое направление, что же мы используем на уроках для формирования адекватного учебного поведения у наших первоклассников.

- формирование социального поведения (конкретного социально-бытового действия или умения). Например, вымыть руки, переодеться на физкультуру. При этом можно использовать серии визуальных подсказок, картинки.

Основные виды помощи при формировании как этого направления, так и других.

Физическая помощь — это физический контакт со стороны обучающего, который предъявляется с целью помочь обучаемому проявлять желательную поведенческую реакцию.

Вербальная помощь — инструкции или подсказки, которые приводят к появлению формируемой поведенческой реакции.

Жестовая помощь — это различные указательные жесты, кивки головой и т.п., направленные на то, чтобы вызвать желательную поведенческую реакцию.

Помощь в виде наглядных стимулов (картинок, фотографий, схем, письменного текста).

- формирование и расширение импрессивного словаря. Многие дети медленно воспринимают информацию из окружающего мира, не соотносят слово с предметом (что яблоко - это яблоко). Здесь можно использовать предметные карточки, говорить не «сядь сюда», а «сядь на стул», не «положи туда», а «положи на тумбочку». Даже если ребенок не говорит, он должен учиться понимать.

- формирование умения ждать. Очередность в различных ситуациях, ждать, когда один договорит, другой начинает… Различные игры на соблюдение очередности (сначала я катаю машинку, потом ты), использование таймера, постепенное увеличение времени ожидания, поощрение. У нас в классе раз в месяц мы проводим «Час настольной игры». Если необходимо взять что-то, помыть кисточки после рисования - сначала первый ряд, потом второй. Сначала девочки, потом мальчики, сначала я, потом вы…

Сюда же можно отнести умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание, ответить на вопрос. Поднятие руки — это адекватный способ привлечения к себе внимания учителя в классе. Поднятие руки может означать желание высказать просьбу (о перерыве, помощи), передать какое-то сообщение, ответить на вопрос и т.д. Данный навык осложнен тем, что, во-первых, ребенок может не понимать значимость ответа на вопрос учителя и выполнения его инструкции. Он может удовлетвориться тем, что выполнил задание или тем, что знает ответ на вопрос, но не понимать значимости передачи данной информации учителю. Во-вторых, поднятие руки не приводит к моментальному вниманию учителя. Иногда нужно подождать какое-то время, прежде чем учитель обратится к ученику с поднятой рукой. Ожидание — это еще один из трудных навыков для детей, на формирование которого может понадобиться время. Поэтому обучению такому простому действию как поднимание руки стоит уделить много внимания.

- формирование умения ориентироваться во времени и беречь его. Уже в 1 классе желательно использовать ряд доступных и интересных заданий, которые уточняют ориентацию детей во времени, воспитывают бережное отношение к нему. Например:

- поднять одновременно с учителем флажок, а опустить самостоятельно, когда покажется, что прошла секунда (минута);

- подумать, что можно сделать за минуту;

- подумать, сколько слов можно написать за минуту (на уроке русского языка);

- начать по сигналу учителя читать текст, а остановиться тогда, когда пройдет минута (на уроке чтения);

- проверить, сколько примеров можно решить за минуту (на уроке математики);

- на доске написаны слова; дети начинают списывать их по команде учителя, а когда пройдет минута, должны остановиться (после окончания работы следует обратить внимание первоклассников на то, что не все одновременно закончили, потому что не все правильно представляют себе продолжительность времени – минуту);

- на доске прикреплены для рассматривания картинки: нужно пронумеровать картинки в порядке увеличения времени, необходимого для выполнения изображенных действий.

Сюда же можно отнести навык - выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка времени. Формирование данного навыка осуществляется поэтапно: от минимального времени (нескольких минут) до полного урока.

Для формирования данного навыка интенсивно используются следующие приемы:

• использование наглядных расписаний, чтобы ребенок видел задания, которые ему необходимо сделать;

• использование таймеров, демонстрирующих, сколько времени осталось работать.

- формирование умения «рабочая зона» (ничего лишнего, отвлекающего, все необходимые принадлежности для выполнения задания в доступности и в порядке, никаких колечек, машинок, учебник рассмотрели заранее…). Время от времени полезно проводить соревнования «Какой ряд лучше приготовился к уроку! Ряд - победитель произносит слова: «Есть у нас девиз такой: все, что нужно,- под рукой!». Как стимулирующее и побуждающее средство можно использовать и другие девизы: «Каждой вещи – свое место!», «Быть должны в порядке книжки и тетрадки!» и др.

- формирование умения доводить начатое дело до конца (при формировании этого умения сюда можно отнести уборку своего рабочего места по окончанию работы, при этом можно использовать образец правильного поведения других детей. Сюда относится, например, прикреплённое визуальное расписание дня у обучающихся 2 варианта, к какому специалисту ребенок идёт, какие занятия ему предстоят.

Подкрепляющие стимулы можно использовать различные. Их можно разбить на три основные группы:

- материальные стимулы могут быть лакомства, любимые игрушки, книги и т.п.

- к социальным стимулам относится все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п.

- занятия, виды деятельности — рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул.

- формирование умения копировать, списывать с доски (этот навык очень важен, т.к. здесь включено очень много анализаторов, должен быть хороший зрительный контроль, хороший вестибулярный аппарат, взаимодействие руки и глаза). Для этого развиваем мелкую моторику, концентрацию внимания, различные задания на столе «повтори», затем «повтори на листе».

Школьное обучение включает выполнение инструкций различных педагогов.

Также важно для ребенка уметь выполнять просьбы не только разных взрослых, но и сверстников. Во время школьного обучения часто возникают ситуации, при которых необходимо ориентироваться на слова одноклассников. Это нужно как во время обучения, так и во время свободной деятельности в игре.

Содержание коррекционной работы по формированию стереотипа учебного поведения включает несколько направлений, в том числе формирование навыков:

- социального взаимодействия со взрослыми и ровесниками;

- работы в классе (группе);

- следования правилам.

Многие дети не умеют соблюдать определенные установленные в школе правила. Это связано обычно с тремя факторами: непониманием этих правил, нежеланием их соблюдать и невозможностью регулировать и контролировать свое поведение. Коррекционная работа в этом направлении проводится как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности.

Если стереотип учебного поведения не сформирован, то на первых этапах наиболее целесообразно проводить эту работу в индивидуальном режиме, на том рабочем месте, которое ребенок займет впоследствии в классе. Такая работа может быть организована путем создания индивидуального учебного плана, в соответствии с которым большинство уроков и занятий с ребенком проводится индивидуально. Значительная часть внеурочной коррекционно-развивающей работы будет также отводиться на формирование этих навыков. Когда в ходе индивидуальной работы стереотип учебного поведения сформировался, необходимо осуществить перенос навыков в класс.

Важной задачей команды специалистов становится отработка цепочек рутинных повседневных действий, соответствующих этим правилам (например, зайти в школу, раздеться, переобуться, дойти да класса, поздороваться с учителем и ребятами и т.д.). Такие цепочки формируются за счет их ежедневного повторения. В результате, ребенок привыкает к таким действиям и может выполнять их самостоятельно в соответствии с принятым порядком.

И, конечно же, очень значимой является организация начала любого урока, так как она является предпосылкой формирования познавательного интереса и мотивационной сферы у младших школьников. Важно воспитать у младших школьников привычку к мгновенному переходу от психологического состояния перемены к рабочему состоянию учебной деятельности. Организационный момент урока - без этого небольшого, но значительного этапа невозможны соблюдение дисциплины на уроке, выполнение заданий (одинаковых или разных) всеми учащимися одновременно. Иначе говоря, он определяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др.) и всегда занимает первое место, на него отводится не более 1 - 2 мин.

Таким образом, если не сформировать учебное поведение (умение слышать, умение высиживать на месте, повторять), то о формировании каких-то знаний, умений и навыков применительного характера говорить не приходиться. Сформированное учебное поведение является важной предпосылкой дальнейшего обучения ребенка навыкам, важным для его развития и социальной адаптации.



Литература:

1. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. / Г. Д. Кириллова. — М.: Просвещение, 1980. — 174 с.

2. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 400 с.

3. Сластёнин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2004. — 576 с.

4. Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р. Г. Чуракова. — М.: Академкнига, 2009. — 112 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!