СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся (проектной деятельности) в основной школе в урочное время в рамках ФГОС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании проектной деятельности на уроке в рамках ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся (проектной деятельности) в основной школе в урочное время в рамках ФГОС»

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся

в основной школе в урочное время в рамках ФГОС

Человек должен верить, что непонятное

можно понять; иначе он не стал бы

размышлять о нем.

И. В. Гете

В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его добывать эти знания самостоятельно и применять в различных жизненных ситуациях.

Поэтому одной из целей нового образования является формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся. В задачи которой входят формирование таких личностных УУД, как позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; воспитание целеустремлённости и настойчивости; коммуникативных УУД: умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром; способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения; регулятивных УУД: умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени; познавательных УУД: сбор, систематизация, хранение, использование информации.

Понятие «исследовательская деятельность школьников» подразумевает использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы;

• изучение теории, связанной с выбранной темой;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор собственного материала;

• анализ и обобщение материала;

• собственные выводы.

Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование). Организация целенаправленного обучения, при котором ученик должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), впоследствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.).

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть, доказать.

Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная темы очерчивает рамки исследования.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов "выяснить", "выявить", "сформировать", "обосновать", "провести" и т.д. Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: "Если…, то…" или "Чем…, тем…". В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Методы

исследования

Способы

исследования

Приёмы

исследования

теоретические

эмпирические

философские

общенаучные

специальные

качественные

количественные

диалектические

статистические

исторические

социологические

анализ

синтез

индукция

дедукция

абстрагирование

идеализация

формализация

аналогия

измерение

наблюдение

эксперимент

моделирование

классификация

типизация

дифференциация

функциометрика

математизация

гипотетика

прогностика

эвристика

«мозговой штурм»

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.


Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

*развитие познавательных умений и навыков учащихся

*умение ориентироваться в информационном пространстве

*умение самостоятельно конструировать свои знания

*умение интегрировать знания из различных областей наук

*умение критически мыслить.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

*наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения

*практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

*самостоятельную деятельность ученика

*структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

*использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

В соответствии с главным методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:

-исследовательские проекты

-творческие

-приключенческо-игровые

-информационные

-практико ориентированные проекты.

Виды проектов

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.

Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок.

Цели, задачи применения исследовательской деятельности.

Цели применения на занятиях исследовательской и проектной деятельности:

*познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности,

*вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс,

*учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов,

*учить применять свои знания в новых условиях,

*формировать универсальные учебные действия,

*воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе,

*учить ориентироваться в мире информации.


Задачи:

*активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенных тем, систематизация знаний, знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы,

*развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать,

делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования,

*создание продукта, востребованного другими

Этапы работы над проектом или исследованием.


Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 Этап: подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте

-формирования интереса к данной теме

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.

2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

-фильм, макет, сборник и т.д.

-конференция, праздник и т.д.

4.Выработка критериев оценки результатов работы.

5.Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору и т.д.

Формулировка задач (для чего?)

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.

Анализ информации. Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

3 Этап: представление готового продукта (презентация).

Представление результата работы в разнообразных формах.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.


4 Этап: оценка процессов и результатов работы.


Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.


В рамках ФГОС по истории в 5 классе в начале объяснения, как работать с учебником, учащиеся знакомятся с памяткой «Что такое проект?». Проект – это любая самостоятельная работа, дело, которое предполагает:

  1. Оригинальный замысел (цель)

  2. Выполнение работы за определённый отрезок времени

  3. Конкретный результат (самостоятельно изготовленные предметы, проведённые мероприятия, решённые проблемы, исследования)

Правила проектной деятельности:

  1. Каждый может начать собственный проект

  2. Каждый может объединиться с другими в ходе работы над проектом

  3. Каждый может выйти из проекта, при этом не подводя других

  4. Каждый может не участвовать ни в одном проекте


Уровнями результатов учебно-воспитательной работы ФГОС второго поколения являются:

1 уровень – приобретение знаний

2 уровень – получение опыта положительных переживаний, формирование позитивного отношения к процессу получения знаний, опыта учебного

3 уровень – получение школьного опыта самостоятельного общественного действия.


В соответствии с этими уровнями разработаны задания и этапы проектов

При изучении раздела 1. «Первая историческая эпоха» предлагаются следующие темы проектов:

  1. Исследование. Неразгаданные тайны прошлого. Например, такие темы: Как первые люди добывали огонь? Как первые люди строили жилища? Как и чем рисовали первобытные люди? Почему исчезли мамонты? и т.д.

  2. Изделие. Реконструкция вещи моего первобытного предка (орудие, посуда, деталь одежды, украшения и т.п.) или теории происхождения человека (выражение своего отношения, защита своего мнения)

  3. Действо. Инсценировка обряда первобытных охотников.

Можно предложить учащимся свою тему проекта.


При изучении раздела 2. «Цивилизации Древнего Востока» предлагаются следующие темы проектов:

  1. Исследование. Достижения Древнего Востока в современном мире.

  2. Изделие. Макет одного из великих архитектурных памятников Древнего Востока.

  3. Действо. Интеллектуальная игра по теме «По Великому шёлковому пути от Древнего Китая до Средиземноморья»

Можно предложить учащимся свою тему проекта.


При изучении раздела 3. «Первая цивилизация Запада»

  1. Исследование. Сравнение древнегреческой и современной европейской демократии

  2. Изделие. Карта (рельефная). «Культурный мир Эллады»

  3. Действо. Игра – реконструкция «Олимпийские игры древности»


При изучении раздела 4. «Империя эллинов и римлян»

  1. Исследование. Великие люди эллинизма и Рима – сходства и различия

  2. Изделие. Реконструкция предмета античного быта (посуда, одежда, украшение и пр.)

  3. Действо. Диспут трёх команд в ролях сторонников «эллинистической культуры», «римских порядков», «раннего христианства»


Необходимо отметить, что использование проектно-исследовательской деятельности и метода проектов на уроках и во внеурочное время применялись и до введения ФГОС. На своих уроках истории и обществознания я практикую на обобщающих уроках создание групповых проектов. Например, урок обществознания в 7 классе по теме «Психологический портрет личности. Как стать выдающейся личностью?»

План урока:

класс предварительно делится на 3 рабочих группы для реализации проектов; учащиеся не пожелавшие участвовать в проектах или не участвующие в них по тем или иным причинам получают задания в виде тестов на компьютере или в напечатанном виде. I группа представляет проект по теме «Типы поведения» по следующим вопросам:

1. краткая характеристика типов поведения

2. наглядная презентация типов поведения (мини-спектакль)

3. анализ предварительного тестирования класса «Типы поведения»

4. представление памятки «Правила хорошего тона»

II группа представляет проект по теме «Выдающаяся личность» по следующим вопросам:

1. краткая характеристика понятия «выдающаяся личность»

2. представление презентации о выдающейся личности

3. анализ предварительного тестирования класса «ШТУР» и «увлечения в классе»

4. представление памятки «Что необходимо сделать, чтобы стать выдающейся личностью»

5. практикум по принятию нестандартных решений, выявление выдающихся личностей

III группа представляет проект по теме «Лидерство»

1. краткая характеристика понятия «Лидерство»

2. представление презентации о лидере

3. анализ предварительного тестирования класса «Самооценка» и «Кто в классе лидер»

4. представление памятки «Что необходимо, чтобы стать лидером»

Анализ учащимися подготовки проектной работы


Урок обществознания в 8 классе по теме «Экономическая сфера жизни»

Учащиеся делятся на группы и разрабатывают проекты по следующему плану:

  1. Исследование теоретического вопроса (Роль денег в истории; Развитие рыночных отношений в России; История меценатства в России и др.)

  2. Развитие рыночных отношений на современном этапе: история, проблемы и перспективы. Учащиеся изучают историю создания какого-либо магазина, встречаются с владельцем (собственником) магазина, его продавцами, берут интервью. Изучают ассортимент данного магазина, организацию работы менеджмента, приёмы и методы и т.д.

  3. Учащиеся проводят сравнительный анализ аналогичных цен какого-либо товара (или нескольких видов товара) с рядом других магазинов, оформляя исследование в виде таблицы (наименование товара, название магазинов, цена и выгодность для покупателей и продавцов).

  4. Проводят социологический опрос покупателей на предмет предпочтительности данного магазина другим и причинам данного явления (всегда свежий товар, более низкие цены, удобное расположение магазина, приветливые и вежливые продавцы и т.д.).

  5. Вывод об организации работы менеджмента, его популярности среди покупателей, выгодности цен и рекомендации покупателям.


Урок истории в 9 классе по теме «Суд истории: Сталин и его время: «плюсы» и «минусы»». Учащиеся были разделены на группы и проводили исследовательскую работу по следующим вопросам:

1 группа: Индустриализация: «плюсы» и «минусы»

вопросы:

1. понятие, причины, источники индустриализации

2. основные этапы индустриализации

3. основные итоги, достижения индустриализации

4. отношение общества (социологический вопрос)

5. личная оценка, роль личности Сталина в проведении индустриализации

2 группа: Коллективизация: «плюсы» и «минусы»

вопросы:

1. понятие, причины коллективизации

2. основные этапы коллективизации

3. основные итоги коллективизации

4. отношение общества (социологический вопрос)

5. личная оценка, роль личности Сталина в проведении коллективизации

3 группа: Репрессии: «плюсы» и «минусы»

вопросы:

1. понятие «репрессированные»

2. основные воны репрессий

3. споры вокруг статистики

4. отношение общества (социологический вопрос)

5. личная оценка, роль личности Сталина в репрессиях

4 группа: Великая Отечественная война: победы и поражения

вопросы:

1. причины просчётов Сталина и последствия их на начальном этапе войны

2. причины просчётов Сталина и последствия их летом 1942 г.

3. великие «победы»

4. отношение общества (социологический вопрос)

5. личная оценка, роль личности Сталина в войне



Самоанализ учащимися подготовки и проведения

презентации проектной работы


1. Тема проекта: А) озвучена Б) нет

2. Практические результат проекта:

А) реферат В) брошюра

Б) веб - страница Г) театрализованное представление

Д) презентация проекта Е) буклет

3. Оформление титульного листа: А) правильное Б) неверное

4. Выступления:

А) отражены важность и актуальность выбранной темы

Б) эмоциональность выступления

В) было нечётким, не отражающим суть темы

5. Использование наглядных материалов

А) презентация Г) плакаты

Б) таблицы и графики Д) рисунки

В) видеозаписи Е) фотографии

6. Подведение итогов работы:

А) получение новых знаний

Б) приобретение новых навыков (каких)

В) оригинальность представления темы проекта

Г) используемые новые источники информации

Д) личные размышления

Е) влияние руководителя на ход работы, подготовку проекта

7. Самое важное в проекте:

А) выбор темы Б) формулировка целей и гипотез,

В) поиск и выбор источников информации Г) обобщение и систематизация материала,

Д) оформление работы, подготовка презентации Е) защита проекта, выступление

8. Самое интересное в проекте

А) выбор темы Б) формулировка целей и гипотез,

В) поиск и выбор источников информации Г) обобщение и систематизация материала,

Д) оформление работы, подготовка презентации Е) защита проекта, выступление

9. Самое неинтересное в проекте

А) выбор темы Б) формулировка целей и гипотез,

В) поиск и выбор источников информации Г) обобщение и систематизация материала,

Д) оформление работы, подготовка презентации Е) защита проекта, выступление

10. Самое сложное в проекте

А) выбор темы Б) формулировка целей и гипотез,

В) поиск и выбор источников информации Г) обобщение и систематизация материала,

Д) оформление работы, подготовка презентации Е) защита проекта, выступление

11. Работая над проектом, вы испытывали:

А) перегрузки Б) напряжение В) тревожность Г) нехватку времени

Д) радость творчества Е) интерес

12. Значение проектной работы для вас:

А) возможность творческого самовыражения Б) эмоциональная удовлетворённость

В) получение дополнительной оценки по предмету Г) подготовка к будущей профессии

Д) потребность в общении Е) желание стать более активным, успешным Ж) желание стать лидером






Использованная литература и ресурсы:

  1. Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности.// http://rudocs.exdat.com/docs/index-545892.html

  2. Рекомендации по подготовке к уроку в рамках ФГОС. //http://co1467.mskzapad.ru/collective/pedagogical_collective/personalpages/uchitelya_nachal_noj_shkoly/lukina_l_v/materials/rekomendacii_po_podgotovke_k_uroku_v_kontekste_fgos

  3. Ведерникова Л.Ю. Из опыта. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях введения ФГОС.//http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/iz-opyta-organizatsiya-issledovatelskoi-deyatel




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!